Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:49, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности современного этапа развития белорусского общества и необходимость изучения гос-й идеологии РБ
2. Источники идеологии белорусского гос-ва
3. Понятие «идеология» и эволюция его содержания в трудах мыслителей
4. Политическая идеология и ее функции
5. Сущность деидеологизации и реидеологизации

Файлы: 1 файл

1.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

1.Особенности  современного этапа развития  белорусского общества и необходимость  изучения гос-й идеологии РБ

Современный этап истории  белорусской государственности  начинается с 90-х годов 20 века и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату – 27 июля 1990 года. Именно в этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. С этого времени в истории идеологии белорусского государства начинают объективно складываться 2 взаимосвязанные возможности – варианты ее дальнейшего развития: строительство независимого самостоятельного государства и формирование идеологии БГ; вхождение Беларуси в новые союзы с бывшими республиками СССР и формировании идеологии единого союзного государства.

 

2. Источники  идеологии белорусского гос-ва

Источники идеологии  белорусского государства:

1) конституция РБ 

2) законы

3) декреты

4) другие НПА 

5) международные договоры, подписанные белорусским государством

6) политические документы  прошлых периодов истории белорусского народа

7) представители политической  и правовой мысли

 

4. Политическая  идеология и ее функции

Политическая идеология  – 

1) система взглядов, идей  и ценностей, выражающих отношение  государства, общественных объединений,  социальных групп, политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.

2) концепции и учения, теоретические обосновывающие идеалы, ценности и цели.

Термин «идеология»  в эпоху великой французской  революции ввел Антуан де Трасси, где он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта. Структура идеологии включает в себя следующие компоненты: знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент.

Функции идеологии:

1) познавательно-воспитательная  – идеология способствует познанию  и преобразованию социальной  действительности, формированию политической  культуры, личности и общества

2) нормативно-ценностная  – ориентирует личность и общество  на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, которые способствуют реализации на социальной практике

3) интегрирующая, где  идеология выступает консолидирующим  фактором политической системы

4) мобилизационная –  предлагает идеальные модели  развития общества и побуждает людей к политическим действиям.

 

3. Понятие «идеология»  и эволюция его содержания  в трудах мыслителей

«Идеология – система  идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах  и путях достижения этих целей, воплощающихся в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям и задачам.»

Эволюция содержания понятия «идеология».

Первое системное учение об идеологии возникло на периферии  либеральной политической мысли. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение). В научный оборот его ввел французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Важнейшие произведения де Траси, посвященные идеологии – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» (1796) и 4-томная книга «Элементы идеологии» (1801-1815 гг.), написанная в качестве проекта реорганизации системы образования. В концепции де Траси идеология представлена как система идей, призванная, с одной стороны, привести в единую систему достижения различных наук, с другой стороны, поставить на научную основу решение задач этики и практической политики. Мыслитель рассматривал идеологию как социально полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. Согласно замыслу де Траси, знания, очищенные от старорежимных предрассудков и интересов отдельных социальных сил, должны быть положены в основу культуры новой Франции, а также других стран, покоренными Наполеоном. Вслед за де Траси, термин «идеология» стали употреблять Вольней, Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.

Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) переняли у де Траси понятие идеологии, но само его учение подвергли критике за этический субъективизм и буржуазный индивидуализм. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики. Идеологические иллюзии – это не случайные заблуждения, а такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса и выдаются им за «вечные законы природы и разума».

 

 

 

 

5. Сущность деидеологизации и  реидеологизации

Деидеологизация и реидеологизация

В середине 50-х - начале 70-х  гг. ХХв. и снова с середины 80-х  гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп (Д. Белл и др.). В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и идеалов, которые могли бы увлечь массы. Авторы – С. Хантингтон, В. Новак, Кристолл – исходят их того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях.

 

6.Тотальные  (глобальные), локальные и частичные  (частные) идеологии

 

7. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения либерализма

Идеология либерализма. В этой идеологии свобода  является фундаментальной, системообразующей  идеей, обладает безусловным верховенством  и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и  идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике  и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

 

     Теоретическими  источниками классического либерализма   были принципы права, разработанные   французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо,  А.Вольтером, Ш.Монтескье; философия  ценностей, изложенная в трудах Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера; учение о причинах общественного богатства, обоснованное в политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Среди белорусских либералов можно выделить А.Волана, Л.Сапегу. В частности, принцип «либерум вето», ориентированный на учет голоса каждого народного представителя в выработке определенного государственного решения, созвучный политическому идеалу либеральной идеологии, не только был теоретически обоснован корифеями либерализма, но и использовался практически.

 

 

 

 

   8. Возникновение и основные слагаемые консерватизма ( неоконсерватизма)

Консерватизм  представляет совокупность социально-философских  идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства  и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся  традиций, осторожное отношение к  радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

   Консервативная  идеология противостоит идеалам  либерализма и революционного радикализма  в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма  состоит в оправдании традиций и  социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением  «естественного закона», вырастают  естественным историческим путем из естественной природы человека и  общества.

Основными идеологами консерватизма  являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Общественно-политические  объединения: их место и роль  в развитии гражданственности,  инициативы в формировании гражданского  общества.

Роль общественных объединений  в политической системе Республики Беларусь

Политическую систему определяют как совокупность государственных  и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп  и обеспечивающих их участие в  принятии политических решений государством.

Важным звеном в построении гражданского общества на современном этапе является создание общественных объединений граждан, как структур, которые представляют интересы определенной группы людей.

Деятельность общественных объединений  регулируется нормативно-правовыми документами.

В годы независимости  Республики Беларусь постепенно стало  сформировываться гражданское общество, которое качественно отличается от советского. Принципиально новым  в нем стал переход от однопартийности (КПСС) к многопартийности. Этот процесс  начался еще в СССР, когда КПСС в 1988 г. признала необходимость существования политического плюрализма. Образованию политических партий и движений в Беларуси содействовал и Закон СССР «Об общественных объединениях», который вступил в действие с 1 января 1991 г.

 

В 1990 г. в Беларуси была зарегистрирована первая партия, в 1991 их было уже пять. Ко второй половине 1993 г. Министерство юстиции Республики Беларусь зарегистрировало 12 партий и 7 общественно-политических движений. Первыми среди них были: Белорусский народ­ный фронт (БНФ) «За возрождение» (1989 г.), Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ; 1990 г.), Белорусская крестьянская партия (БКП; 1991 г.), Партия народного согласия (ПНС; 1992 г.), Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ; 1991 г.), Партия коммунистов Беларуси (ПКБ; 1991 г.), Белорусский хрисгаанско-дшократический союз (БХДС; 1991 г.), Объединенная аграрно-демократическая партия Беларуси (ОАДПБ; 1992 г.), Славянский Собор «Белая Русь» (1992 г.), Белорусский научно-производсгвенньгй конгресс (БНПК; 1992 г.), Партия зеленых Беларуси (1992 г.), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС) и др. Как правило, все они были немногочисленны, имели различные политические цели и задачи, пути их достижения, принципы организационного строительства


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"