Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Теория субкультуры. Клод Фишер предложил ТС, в которых переплетаются элементы теории Вирта и Ганса. Согласно этой теории окружающая среда города действительно влияет на личную жизнь людей. Однако в отличие от Вирта, он утверждает, что в городах складываются благоприятные условия для создания и укрепления социальных групп.
Крупные общности способствуют формированию различных и почти не связанных м/у собой субкультур.
Таковы некоторые западные теории развития городов. Но и они свидетельствуют о наличии множества подходов к изучению городов как социального явления.
Отечественные теории. Урбанисты. Социолог Л. Сабсович и архитектор Ю. Ларин предложили для формирования социалистического города систему самодостаточных городских ядер, которые д.б. застроены многоэтажными домами «для всех», независимо от сословных, экономических или этнических признаков. Они считали нуклеарную семью преходящим феноменом, который постепенно уступит место коммунальному (общинному) образу жизни. В силу этого, по их мн., жилье должно выполнять только функцию спальни. Все домашние виды деятельности дол перейти в ведение государства, которая должна взять на себя всю социальную инфраструктуру – от комбинатов общепита до ясель и детсадов.
Дезурбанисты. С точки зрения дез-ов, урбанисты не предложили ничего нового для город планировки. В них практически делался упор на организацию коммунального обслуживания, но не предлагалось создание новой городской среды. Дез-ты делали упор на безгородское общество, члены кот-го селились бы в жилых поселках, вытянувшихся вдоль транспортных магистралей. Их окружала бы первозданная природная среда, но доступ к коммунальным центрам обслуживания был бы легким благодаря всеобщей автомобилизации.
Вопрос 19.
Социальные организации: типология, модели функционирования, патология.
Соц. орг. - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определённых целей, т. е. организация как элемент соц. структуры.
Соц. организации имеют ряд основных черт:
1) Они создаются для реализации определённых целей.
2) Члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам. Т. о. соц. орг. - сложная система, связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в неё членов.
3) Разделение труда, его
4) Хар. черта орг. - управляющие подсистемы формируют свои мех-мы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов орг-ии. В числе важнейших средств знач-ую роль играют институциональные или внутриорганизационные нормы.
Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов).
Типология соц. орг-ий.
Сущ-ет много типологий соц. орг-ий, нонаиболее распространённой явл-ся деление на формальные и неформальные. Главным критерием разделения служит степень формализации сущ-их в системах связей, статусов и норм.
1) Формальная орг. Основные элементы форм. орг-ии (по сути дела, мех-зм функционирования):
а) Разделение труда. Разд. тр. в орг-ии выступает в виде должностей, за каждой из которых закреплены определённые функции. Должностные позиции образуют иерархическую структуру: во-первых, по сходству функциональных задач (в различных орг-ых подразделениях), во-вторых. по принципу руководства - подчинения (в лестнице зависимостей). Должностные функции выступают здесь и как определённые полномочия. Такая структура должностей явл-ся в то же время и структурой власти.
б) Система коммуникаций, образующая каналы организационных связей. Эти каналы обеспечивают прохождение деловой инф-ии и явл-ся средством служебного общения.
в) Различные регуляторы, нормирующие и планирующие её деятельность. К ним относятся принятые нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения.
Форм. орг-ия рациональна и безлична.
2) Неформ. орг-ия. Проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и соц.- психологическая.
Внеформ. орг. - спонтанно развиваемая
членами данной орг-ии система
связей. отношений, деятельности, направленная
на решение организационных
а) спонтанность (незапланированность возникновения),
б) сущ-ие и функц-ие параллельно с форм. орг-ей,
в) служебное, деловое содержание,
Обычно, внеформ. орг-ии компнесируют недостатки форм-ой.
Соц.-психологическая орг.
эта орг-ия представляет собой спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе. Осн. эл-ты (мех-зм функц-ия):
а) лидерство (фактор самоуправления),
б) престиж (шкала признаний, в соответствии с которой каждый занимает свою позицию, по сути социометрия),
в) сетименты (симпатии, привязанности...
и неприязни, антипатии...)
Организационная патология. Может быть сведена к понятию дисфункции. Орг. дисфункция означает целенедостижение.
1) Патология организационного
а) Господство структуры над функцией (возникла проблема - создаём организацию). Это приводит к росту бюрократизма.
б) Бюрократизм (рутина, неразбериха, аппаратность).
в) Стагнация (потеря способности реагировать
на изменяющиеся условия внутренней
и внешней среды и развиваться)
2) Патология управленческих
а) "Маятниковые" управленческие решения (новое решение заменяет прежнее лишь на время, после чего происходит возвращение к старому, т. е решение колеблется, как маятник, от одной крайности к другой).
б) Дублирование организационного порядка. Организационный порядок - форма самоорганизации, механизм соц. управления. В нашей деловой культуре не признана ценность организационного порядка и его постоянно пытаются подпирать дополнительными управленческими воздействиями
20. Культура общества: понятие и социологические теории
У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.
Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.
Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.
Культура и общество. Культура и природа.
Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.
Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.
Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей
Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.
К основным функциям культуры можно отнести следующие:
1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.
2. Практически-преобразовательная
3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.
4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».
5. Культура выполняет функцию соц
6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.
Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая - позитивный взгляд на культуру, вторая - антикультурная.
Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.
Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и других социальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.
Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:
1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.
2. В ходе этих изменений
3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.
4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.
5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.
6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.
7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах - это адаптация к внешним условиям, а позднее - овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.
Диффузионизм. В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.
Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.
Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура - всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.
Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.
В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.