Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 23 вопроса по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

otvety_na_ilety_sotsiologia.docx

— 76.88 Кб (Скачать файл)

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Идея социологии как строгой науки об обществе появилась в первой трети XIX века. Но разумеется, проблемы общества и социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки. В Античности существовало две основных концепции общественных отношений: Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искусственно. В эпоху Возрождения главным достоянием общественной мысли стали утопические идеи Томаса Мора, Кампанеллы, Френсиса Бэкона. В Новое время разработкой социальных идей много занимались французские просветители, в частности Монтескье (1689-1755). Естественными для человека Монтескье считал «желание жить в обществе» и «стремление добывать себе пищу».. Томас Гоббс {1588-1679) ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.Анн Робер Тюрго (1727-1781) создал идею социального прогресса, которая в дальнейшем разрабатывалась Кондорсе (1743-1794). Согласно Тюрго, прогресс - основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству». Анри Сен-Симон (1760-1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально- исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к

высшим. Термин « социология » впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Сам  философ определял социологию как  источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.

 

 

4. Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской социологии.

Работы Карла Маркса: «Манифест  коммунистической парии» (1848), «Капитал» (1867, 1885, 1894), «Классовая борьба во Франции  с 1848 по 1850 г.» и др.

Общие понятия о структуре  общества. Рассматривал общество как  самостоятельную и объективную  реальность. Общество – подвижное  равновесие противостоящих слоев, порождающих  социальное напряжение и борьбу. Общество – система связей и отношений  между индивидами, образующихся в  процессе деятельности, прежде всего. – трудовой. Общество – «продукт взаимодействия людей», а не сумма индивидов, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы. Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Классовая борьба – главный источник прогресса. Социальный конфликт – основа исторического процесса. Движущая сила истории – способ отношений, в которые люди вступают в борьбе за добывание из природы средств существования. Человек – это homofaber, человек производящий. Отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Человек – существо изначально и безусловно разумное. Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество.

Материалистическое понимание  истории. Общественное сознание вытекает из общественного бытия. Развивая реальное производство и другие общественные отношения, люди изменяются сами и изменяют общественное сознание. Правовые отношения, так же как и формы государства  не возникают сами по себе, но коренятся  в материальных условиях жизни. Любые  идеи являются отражением материальных интересов. Общество – структурно-взаимосвязанное  целое, любой аспект которого – правовые нормы, система образования, религия или искусство – не может рассматриваться обособленно, а лишь в связи с другими аспектами этого целого. Во взаимодействии всех сфер общественной жизни между собой экономическая необходимость преобладает.

Концепция базиса и надстройки. Экономическая структура общества – отношения, в которые люди вступают в процессе материально-производственной деятельности. Эта структура является базисом общества, составляя реальное основание, на котором зиждется вся  «культурная суперструктура» общества – надстройка. Производственные отношения независимы от желания и воли людей, но соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Тип производства определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов.

Теория социальных классов  и конфликта. Отношения собственности  на средства производства приводят к  возникновению различных классов. Человек рождается в обществе, где эти классы уже определены, и он не может выбрать классовую  принадлежность. Социальная мобильность  не может быть полностью исключена, но ее роль минимальна. Различие классовых  интересов проистекает из объективного положения в процессе производства.

Основоположник теории конфликта. Рассматривал противоречия, борьбу между  противоположными силами и тенденциями  как источник и движущую силу развития. Признак класса – противостояние, оппозиция данной социальной группы другой. Социальное развитие – непрерывная  борьба классов, выступающая в качестве движущей силы этого развития.

Теория общественно-экономических  формаций. Маркс разработал представление  об обществе как системе. Это представление  воплощено, прежде всего, в понятии  общественной формации. ОЭФ – это  социальная система, состоящая из взаимосвязанных  элементов и находящаяся в  состоянии не- устойчивого равновесия. В основании – способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения), т.е. экономическая подсистема. Основной закон развития общества – закон смены ОЭФ. Человечество последовательно проходит 5 основных ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (различие по способу производства). Это этапы человеческого прогресса. 

 

 

 

 

 

 

7. Современная западная социология.

XX век стал временем  особо интенсивного развития  социологической науки. Современная  западная социология как раз  и сложилась в этот промежуток  времени. Именно в данный период  появилось множество теорий  и направлений, были созданы национальные общества социологов и Международная социологическая ассоциация, развиваются прикладные методы эмпирических исследований, которые осуществляются в рамках научно-исследовательских центров.      Современная западная социология зародилась в Европе, но уже с 20-х годов XX в. лидирующие позиции в социологии перешли к США. В этой стране социологическая наука развивалась как прикладная наука, которая ориентировалась на позитивистскую идею точности и объективности научных данных. Благодаря американским исследователям социология из теоретической науки превратилась в практическую.                                                    Параллельно с этими тенденция современная западная социология развивалась и в других странах в виде фундаментальной академической социологии. Это привело к условному разделению социологии на прикладную и теоретическую.                                           Современная западная социология как дисциплина делится на достаточно большое количество разнообразных научных направлений и школ. Классифицировать их довольно сложно, поскольку они различаются и теоретической направленностью, и временем возникновения, и методологией исследований.                                Одна из наиболее логичных и распространенных классификаций сводится к следующему. Социологические направления разделяются на две объемные группы. К первой относятся «макросоциологические» теории, суть которых заключается в постулировании примата общества по отношению к отдельно взятому индивиду.  Логика исследования этой группы предполагает движение к частному от общего, то есть к понятию «личность» от понятия «общество» и «социальная система».          Начало этих теорий уходит к учениям О. Конта, Э. Дюркгейма,Г. Спенсера. К этой же группе относятся структурно-функциональный анализ (во главе с Т. Парсонсом), теории конфликта (во главе с Л. Козером и Р. Дарендорфом), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), технологический детерминизм (У. Ростоу, Р. Дрон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт), неоэволюционизм (Дж. Стюарт, Л. Уайт, Дж. Мердок) и др.                                                 Ко второй группе относят «микросоциологические» теории, которые в центр своего внимания выдвигают в первую очередь – личность, индивида, человека. Они стремятся объяснять общесоциологические закономерности, анализируют внутренней мир человека, особенности взаимодействия этого человека с другими людьми-участниками социума. Методология этой группы ученых требует движения от частного к общему, от человека к общественной системе.              Начало складывания этих теорий относится ко взглядам М. Вебера, некоторых представителей психосоциологии (Г. Тарда, Л. Уорда, В. Парето). Западная социология  этого направления сейчас представлена символическим интеракционизмом (А. Стресса, Ч. Кули, Г. Блюмера, А. Роуза, Дж. Мида, Г. Стоуна), феноменологической социологией (А. Шюца, Т. Лукманна), теорией обмена (Дж. Хоманса, П. Блау), этнометодологией (Г. Гарфинкеля, А. Сикурела) и др.                                Теории, которые относят к определенной методологической группе, вполне могут достаточно существенно отличаться и по сфере интересов, и по самой трактовке рассматриваемых явлений.                   Современная западная социология словарь приводит внушительный перечень школ и направлений, которые развиваются в настоящее время в Европе и Америке. Интенсивно развиваются и эмпирические, и теоретические направления. Очень популярна сейчас психологическая социология, исследующая массовые явления и процессы. Для французской школы характерен высокий интерес к исследованию психологии толпы. Кроме этого, развивается и технологическое направление социологии. Разрабатываются теории индустриального,  постиндустриального  и информационного общества. Развивается военно-социологическое направление.

 

 

8.  Школа структурно-функционального анализа.                                   В этом направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа.                                                                                                                                                                                                                                                                   Самые видные представители:                          Роберт Кинг Мертон,                                                    Толкот Парсонс,                                               Роберт Парк,                                                    Герберт Спенсер.                                                        Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции                                 Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:             функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;         универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;       функциональная необходимость.                                    Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах. 
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи. 
     В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам. 
     Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.

 

13. Семья как социальный институт. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.          Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности.                     Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.                                                         Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

17.  Малые группы и коллективы.

Малые группы уже  длительное время изучаются в  рамках социальной психологии, чего нельзя сказать о больших группах, которые  представлены в социальной психологии неравноценно: одни исследуются давно (в основном это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы (классы, нации) – стали объектом изучения относительно недавно.

Диапазон интересующих социальную психологию групп очень  широк, а их большое разнообразие затрудняет выработку единого определения  понятия «группа».

Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну ( Шибутани, 1999).

Подробнее остановимся  на рассмотрении малой группы и ее характеристике.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г. М. Андреева, 2004).

Психология исследует  некоторые элементарные параметры  группы.

Среди основных признаков  малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы.

Этот вопрос до сих  пор относится к разряду дискуссионных.

Большинство исследований определяет нижний предел малой группы как диаду.

Однако ряд исследователей считает, что наименьшее число членов малой группы – три человека (триады).

Этот спор относится  к разряду неразрешимых.

Не до конца определились исследователи и с верхним  пределом.

Исследуя объем  оперативной памяти, Дж. Миллер открыл число 7 ± 2, что и стало рассматриваться  верхней границей малой группы.

Обосновывалось  это способностью человека при контактах  удерживать в памяти только 7 ± 2 члена группы.

Несостоятельность такого подхода была доказана дальнейшими  экспериментальными исследованиями.

Эксперименты дают различные показатели: 10–20 человек, а в исследованиях Дж. Морено (автора социометрической методики) исследовались  группы в 30–40 человек (школьные классы,студенческие группы и т. п.).

В отечественной  социальной психологии в качестве малой  группы рассматривается реально  существующая группа, выступающая как  субъект деятельности.

Такое решение обосновывается практикой совместной деятельности.

Наиболее оптимальным  считается состав группы в 5–9 человек, но не более 12;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе.

В качестве формальных признаков структуры группы выделяют структуру коммуникаций, структуру  предпочтений, структуру власти и  т. д.;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

 

18.  «Теория бюрократии» М.Вебера.                                 Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства.       Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.    Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии:                              1. Должностные лица лично свободны и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям                               2. Они организованы и иерархию офисов                       3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле                           4. В каждом офисе существует свободный отбор                                            5. Кандидаты назначаются (на основе технических качеств), а не избираются                                6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой                                       7. Офис рассматривается как главное занятие должностного лица                         8. Офис предполагает карьеру. Существует система продвижения    9. Чиновник работает отделенным от собственности и без пожизненного присвоения позиции     10. Он подчинен строгой дисциплине и контролю за поведением.

 

21. Биологическое, психологическое и социальное объяснение неравенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Исторические типы стратификации.   

Существует четыре основных типа социальной стратификации –  рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения  из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые. 

 

2. Основатель социологии О. Конт  и его социологический проект.

Термин «социология» впервые появился в 1839 г. - в названии 6-го тома «Курса позитивной философии»

Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.В своих работзх1з Конт утверждал принцип «порядка и прогресса», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества. Специфика социального учитывалась в рамках позитивного синтеза - своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит классификация наук. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах: опираться на положительные, т. е. достоверные, факты и приносить некоторые положительные результаты, т. е. служить благоустройству общества, его организации, а

не дезорганизации. Согласно

Конту, система наук

представляет собой иерархию,

выстроенную в соответствии с

историческим порядком

развития знания от простого к

сложному, от общего к

специфическому: математика

- астрономия - физика -

химия - биология -

социология. Наука более

высокого порядка

подразумевает предыдущую

как свою

н е о бходи муп р едп о сыл ку. Из

общей схемы следует, что

социология основывается на

законах биологии и без них

невозможна, но имеет нечто

своеобразное,

видоизменяющее влияние этих

законов.Первоначально

социология называлась

социальной физикой и

мыслилась как состоящая из

двух частей: социальной

статики и социальной

динамики. Общество

понималось Контом как единая

система, своеобразный

«социальный организм»,

живущий по своим особым

законам. Новая наука должна

была описывать объективные (т. е. не зависящие от

человеческих представлений о

них) закономерности

общественной жизни,

используя методы, подобные

методам естественных

наук.Основной закон

социальной динамики -

«закон трех стадий», согласно

которому в основе

общественного развития

лежит развитие человеческого сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную

стадию. Теологическая стадия

- это время господства

мифологических и религиозных  представлений -

спонтанно возникающих

фикций, не имеющих

доказательств.

Метафизическая стадия -

время преобладания

абстрактных ненаучных

философских теорий.

Позитивная стадия,

наступившая в Европе после

Французской революции, предполагала возможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество.

Предметом социальной статистики явл. взаимоотношения сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. По мнению Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархий.

 

5. Понимающая социология М.Вебера.

Неклассический тип научной  социологии разработан немецким мыслителем Макс

Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление  о

принципиальной противоположности  законов природы и общества и, следовательно

признание необходимости  существования двух типов научного знания: наук о

природе (естествознания) и  наук о культуре (гуманитарного знания). Социология

же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У

естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное

объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания.

Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета

социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и  т.д.

Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их

объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Государство по Веберу бывает нескольких видов:

1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными

соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс

встретить повиновение определенному  приказу». Бюрократия является чистым

типом легального государства. Этот тип государства представлен  в Англии,

Франции, США.

2.Традиционный, он обуславливается  просто нравами, привычками к  определенному

поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут  есть

господин, лично зависящие  от него слуги и аппарат управления. Традиционные

господство в свою очередь  подразделяется на две форме: чисто  патриархальную и

сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии,

вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это  особые

способности, не столько  приобретенные, сколько дарованные свыше, которые

выделяют лидера из среды  современников. Ими обладали, по Веберу, Будда,

Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь  особенно

велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право,

рациональность, велика роль случайности.

 

9. Ролевая теория Т. Парсонса и Ч. Кули.

Наиболее полно  статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид) и функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон).                                  Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.

В теории Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.

Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.

«Фундаментальной  чертой всех человеческих обществ, —  подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».

Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).

С ним связана  непосредственно теория ролевых  и статусных наборов Роберта  Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений  личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов  личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько  статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

В предотвращении ролевых  конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение  статусов предполагает временный отказ  от какой-либо роли, а объединение  ролей — более эффективное  исполнение роли. Механизм объединения  статусов становится возможным благодаря  существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между  людьми, исполняющими различные роли.

Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье  и на работе не перекрывают, а дополняют  друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса  от одной из ролей.

 

11. История развития русской социологии.

В XIX веке бурно начинает развиваться  русская социология. 
     Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, "из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений". 
 Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы. 
В творчестве А. Градовского можно выделить ряд ключевых моментов. Это прежде всего общество и государство - проблемы конституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историей стран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, в котором закон, выражая отношение власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости. 
 Социологический подход к праву и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно-исторических проявлений отношений собственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли. 
Переход от традиционной теории права к новому социологическому позитивному его пониманию наметился под влиянием идей О. Конта и был реализован в трудах С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, В. И. Сергеева и других. Это означало появление ряда новых теорий права - оно понималось теперь и как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов). 
Отметим, что русские социологи критически воспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич подчеркивал спорность положения Конта о возможности сопоставления и сближения законов развития природы и общества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом о свободе воли индивида. В. Н. Сергеевич отмежевался и от позиции органицистов, полагая, что применение приемов естествознания может принести определенную пользу политическим наукам, однако простой перенос законов механики, химии, физиологии в область государственных наук ничего не дает, оставаясь элементарным сопоставлением внешних сходных черт явлений. 
Сергеевич разработал систему взглядов на статическое и динамическое состояние общества. Он выдвигал концепцию прогресса на позитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборке правильного метода наблюдения социальных явлений. 
Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Сходные идеи мы находим у М.М. Ковалевского. 
Формирование социологической концепции М.М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции. 
Социологическая теория М. Ковалевского включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадияхэкономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе. 
Взгляды Ковалевского взял за основу для своих размышлений П. Сорокин, от отдельных из них впоследствии отказался, другие развил.                 П.А. Сорокин был крупнейшим социологом ХХ века. Его идеи оказали огромное влияние на всю современнуюсоциологическую науку. Главный труд П. Сорокина - "Система социологии". Социология, по Сорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической. 
Общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н.И. Кареевым. В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.                                     Создателем социологии политических партий и учения об элите можно считать М. Я. Острогорского. Он первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета социального научного исследования, привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы, получившие характер парадигмы.

 

 

14. Понятия и виды социальных  групп. 

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное  наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у  Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс  первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим  интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера  взаимодействия — первичные и  вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа  организации и регулирования  взаимодействия — формальные  и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности  к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного  состава и формы осуществления  связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать  множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшимимолекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триадеактивно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами  малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную - решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально  значимых признаков — реальные  и номинальные.

 

 

 

 

23. Система стратификации современных обществ.

В основе социальной стратификации  лежит социальная дифференциация —  разделение людей по группам, соотносимым  между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких  критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные  системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

 

 

 

3. Основные понятия социологической  теории Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) —  английский философ и социолог, один из

основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи  природы и

общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею

эволюции на все без  исключения явления и процессы в  природе и обществе —

космические, химические, биологические  и социальные. Спенсер считал, что  даже

психология и культура естественны по происхождению и  поэтому все естественное

и природное развивается  по законам природы, а следовательно— эволюции.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам

эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной  из

методологических основ  исследования общества и его процессов. Эти два начала:

описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —

определили тот факт, что  Спенсер считается основоположником двух направлений

в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта

Спенсера — одна из популярнейших  теорий в 19 в.

Социологическая система  Спенсера базируется на трех основных элементах:

·    эволюционной теории,

·    органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

·    учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим  организмом Спенсер рассматривал общество как

сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда

соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и

выступает частью целого (общества), тем не  менее это не обычная часть

органического целого, а  такая, которая характеризуется многими признаками

целого, но обладает относительной  свободой в рамках целостной структуры

общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и

социального организмов:

1.рост, увеличение в объеме,

2.усложнение структуры,

3.дифференциация функций,

4.рост взаимодействия  структуры и функций,

возможность временного существования  частей при расстройстве

Аналогия с биологическим  организмом сказалась и на трактовке  идеи эволюции

Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и

дифференциацию:

·    интеграция —  в объединении индивидов в  группы (органы по аналогии с

биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей

функции. Общество возникает  как объединение индивидов в  связи с ростом

численности или постепенным  слиянием маленьких владений в крупные феодальные,

из которых вырастают провинции, королевства, империи.

·    дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в

усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в

последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда,

происходит дальнейшая разнородность  структуры и функций, что приводит к

возникновению другого более  сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые

затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1.Общество рассматривается  как целостная структура, единый  организм,

состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,

религиозной и т.д.

2.Каждая часть может  существовать только в рамках  целостной системы, где она

выполняет определенные функции.

3.Функции частей всегда  означают удовлетворение какой-либо общественной

потребности. Все вместе функции направлены на поддержание  устойчивости

общества и его воспроизводство.

4.Поскольку каждая из  частей выполняет только ей  присущую функцию, в случае

нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше

эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные

функции.

 

6. Социология Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1857-1918).

Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в  социологии.

Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:

·    социальные явления  подчиняются законам, общим для  всей действительности,

·    социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

·    метод социального  исследования должен быть точным и  строгим. Социальные

явления должны быть описаны  количественно,

·    важным критерием  научности является объективность. Что означает, что

социология не должна содержать  субъективных впечатлений и умозрительных

выводов.

Наиболее четко эти  принципы научности Дюркгейм сформулировал  в работе

«Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные

требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать

в качестве науки:

1.Первое правило состоит  в том, чтобы «рассматривать  социальные факты как

вещь». Это означает, что  социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они

материальны, наблюдаемы и  безличны, в) существующие между фактами  отношения

причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

2.Второе правило состоит  в том, чтобы социология не  должна подчиняться

никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают

индивиды.

3.Третье правило состоит  в признании примата (приоритета) целого над

составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов

находится в обществе, а  не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть

автономная система, управляемая  своими законами не сводимыми к сознанию или

действиям каждого индивида.

Теоретическая концепция  Дюркгейма носит название социологизма или социального

реализма.

Типология обществ Дюркгейма  базируется на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены

рядом словно атомы —  это простые общества. Простые  полисегментарные общества

возникают вследствие объединения  простых обществ.

Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда.

Он выделял следующие  признаки болезни общества:

·    аномию, т.е. такое  состояние общества, при котором  отсутствует четкая

моральная регуляция поведения  индивида (безнравственность),

·    социальное неравенство,

·    неадекватное разделение труда.

Далекий от материалистического  понимания причин кризиса общества Дюркгейм

видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве

моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно  сказать, что

концепция Дюркгейм строилась  на принципах научной рациональности, но не

раскрывала всей сложности  социального объекта в его  статике и динамике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  П. Сорокин и его подход к  исследованию расслоения общества.

 Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-

х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин  уже около сорока

лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой

"десятке" ведущих  социологов мира.

В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была

представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе

которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии,

главные  её направления  и основные задачи каждого из них.

"Социология изучает  общество с трех главных точек  зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов  или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития  общества и общественной жизни  - таковы основные

задачи изучения социологии"

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая

социология изучает явления  человеческого взаимодействия с  точки зрения

сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику,  изучающую строение, как простейшего  социального

явления, так и сложных  социальных единств, образованных той  или иной

комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую  процессы взаимодействия людей  и тех сил,

которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; "Задача  генетической социологии - дать основные

исторические тенденции  в развитии общественной жизни людей"

Социология практическая изучает явления человеческого  взаимодействия с точки

зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в  себя

социальную политику.

 

12.  Общество и социальные институты.

Общество в социологии рассматривается  с точки зрения социальных связей, взаимодействий, отношений, возникающих  в самом обществе. Социальные отношения

– отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, ведущих различный образ жизни и имеющих различные доходы и источники дохода.

В социальной структуре общества выделяют следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую.

Основными элементами социальной структуры  являются: социальные общности (большие  и малые группы); профессиональные группы; социально-демографические  группы; социально-территориальные  общности.

Виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья.

Социальный институт – система созданных людьми ограничений, соблюдение которых обеспечивается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Также социальный институт можно определить как:

– совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность  посредством функционирования системы  взаимосогласованных, целесообразно  ориентированных стандартов поведения;

– устойчивый комплекс норм, правил и  символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности  и организующий их в систему ролей  и статусов.

 

15.  Социальные общности, их виды.

Социа́льная о́бщность — реальное социальное объединение людей, объективно социально заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленныхвидов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности  связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков  позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

 

17.  Формальная и неформальная социальная  организация.       Формальные организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.          Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.                            Неформальная организация – незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.                           Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.                             Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.           Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации.          Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:                                 1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.                         Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;                      2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;        3) неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области.                                Опора неформального лидера – признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.                Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

 

19.  Кооперативные организации, их сущность и структура.

КООПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – социалистические хозяйственные организации, объединяющие на добровольных началах трудящихся в целях вовлечения их в социалистическое строительство путём образования коллективных предприятий в различных отраслях народного хозяйства и тем самым улучшения материального и культурного благосостояния трудящихся.

 

20. Социальные изменения.

Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.

Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения/усложнения/совершенствования/прогресса, либо в сторону регресса.

Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые  не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения  в обществе, иногда могут характеризоваться  как прогресс/регресс, а иногда как  простые социальные изменения.

Поскольку социальные изменения  затрагивают все элементы общества, принято разделять их на 4 уровня:

  • социальный (глобальный) уровень — это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация)
  • уровень больших социальных групп — изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность)
  • уровень институтов и организаций — изменения, происходящие в рамках отдельных социальных институтов (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни)
  • уровень межличностных отношений — изменения социальных связей между отдельными индивидами

Социальные изменения  более высокого уровня обычно приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения  низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком  уровне, если только эти изменения  не становятся массовыми и не носят  кумулятивный характер.

Кроме этого, некоторые социологи  выделяют различные виды социальных изменений.

Г.В. Осипов предлагает следующую  классификацию изменений:

  • структурные — изменения структуры различных социальных преобразований
  • функциональные — изменения функций отдельных социальных институтов и организаций
  • процессуальные — происходят в сфере социального взаимодействия и взаимоотношений между различными общностями, институтами, организациями
  • мотивационные — перемены в сфере мотивации индивидуально-типовой деятельности

Осипов считает, что все  виды социальных изменений взаимосвязаны, провоцируют друг друга и, следовательно, приводят к постоянной социальной динамике общества.

Наибольший интерес социологов вызывают социальные изменения, которые  определятся как социальное развитие. Все социологические школы пытаются определить какие изменения и в каких сферах общества определяют его прогресс и регресс.



Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"