Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка
1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп
идентификация — отождествление
индивидом себя с данной группой
через противопоставление «мы —
другие» с установлением
хабитуализация — то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
Различают:
- постоянные, временные и случайные группы;
- свободные и обязательные группы;
- формальные и неформальные рабочие группы.
Неформальная группа
Informal group
Неформальная группа - малая группа, стихийно
сложившаяся на основе межличностных
отношений, общих интересов, взаимных
симпатий и т.д. Такая группа характеризуется:
- относительной независимостью от социальных
структур;
- нечетко выраженной целью групповой
деятельности; и
- неформальным контролем, основанным
на традиции и зависящим от степени осознанности
группового членства.
Обязательная группа
Обязательная группа - семья, нация или
другая группа, к которой человек принадлежит
по факту рождения.
Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним социальным
группам относятся
К многообразным малым
группам относятся такие
Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия "национальные отношения" и "национально-этнические отношения" по сути тождественны. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями
языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны. Национальные отношения носят, как правило, комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они
заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения,
предрассудки и мифы. В этом – одна из особенностей проявления национально-
этнических отношений между народами. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание.
Социологическое исследование – способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
В социологическом исследовании применяются методы психологии, демографии, истории, географии, статистики и др.
В исследовании важно выяснение, каким образом одно явление соотносится с другим. Для этого пользуются переменными – переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возрасти др.). Различают зависимые и независимые переменные. Корреляция имеет место, если изменение одной переменной связано с изменением другой.
Важными вопросами в исследовании являются: как перейти от исходных теоретических положений к исследованию? Как от полученных фактов обратно подняться к теории, но так, чтобы исследование служило средством развития теории?
Цель исследование предопределяет его ориентацию (может быть теоретической или прикладной)
Объектом исследования являвется общность людей, их деятельность, организация с помощью институтов и условия, в которых это деятельность осуществляется.
Предмет – конструкция, созданная мышлением и существующая постольку, поскольку есть знания об объекте (детерминация самим объектом, условия исследования)
Программа – теоретико-методологическая основа осуществяемях социологом процедур (сбора, обработка и анализа информации)
Прогрмма включает несколько частей: 1) Проблема, объект и предмет исследования 2) Предварительно систематизируется анализ объекта, цели и задачи исследования. 3) Интерпретация, операционализация понятий 4) Порождение научных гипотез 5) Описание методов сбора данных 6) Описание схем анализа полученных данных
Этапы 1.) Выбор исследуемой проблемы. Выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов
2) Обзор литературы. Обзор существующих теорий и исследований по теме. Чтобы можно было на них опираться и чтобы исследование не повторилось.
3) Построение гипотезы. Выработка формулировка, определяющей взаимосвязь между переменными и операционального (рабочего) определения, устанавливающего переменные в форме, делающей их доступными для измерения.
4) Выбор программы исследований: определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение за поведением людей в определенных ситуациях, изучение сцществующих результатов и исторических свидетельств или указанные процедуры в различных сочетаниях
5) Сбор данных. Сбор
и регистрация данных в
6) Анализ результатов. Поиск значимых связей между фактами, выявившимся в ходе исследования
7) Выводы. Определение результатов исследования, выявление более широкого смысла работы и наметка направлений будущих исследований.
Монографическое исследование. Нацелено на изучаение социального явления или процессов на одном объекте, взятом самостоятельно. 2. Сравнительное – нацелено на изучение сходства или различия 2-х объектов. 3. Выборочное исследование: нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупность объектов, отобранных по специально процедуре. 4. Временные (лангитюдные) нацелены на изучение и развитие процессов во времени. Делятся на Панельные исследования, трендовые (повторные – измеряются данные соц. Группы как определенной целостности) и кагортные (изучение изменений выбранной группы специфическим образом)
Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всём множестве наблюдений. Основаня цель – выбор элементов таким образом, чтобы распределении этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Выборка, которая хорошо отражает структуру наз. Репрезентативной. Вероятностная выборка репрезентативна, если все элементы имеют равные шансы быть отобранными. Главная задача выбороченого исследования – оценка параметров.
Генеральная совокупность – множество элементов, которые явл. Объектом исследованя. Обследуемая совокупность – множество элементов, кот. Действительно обследуются. Единица наблюдения – элемент ГС с которого ведется сбор социальной информации. Переменная – множество отдельных значений, характеристик элементов совокупности. Параметр – суммарное описание переменно в данной ГС.
Способы отбора обследуемой совокупности: 1. Случайный. Каждый член нумеруется, используется таблица случайных цифр. 2. Систематический. Например, каждый 15-й. Выборочный интервал – дистанция. Выборочное отношение – отношение выборки. 3. Стратифицированная выборка. Разделение генеральной совокупности на страты. 4. Сложные методы отбора (многоступенчатые) «квотный отбор».
Объем выборки определяется материальным образованием, ресурсами и опытом исследователя.
Методический раздел включает этапы методического исследованя:
Социологи в экспериментах отдают предпочтений полевым экспериментам. В полевом эксперименте условия воздействия экспериментального фактора близки к естественным. В активно направленном эксперименте исследователь вводит экспериментальный фактор, приводящий, к определенным последствиям, а в естественном эксперименте – воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.
Для опроса доступны системы ценностей, убеждений, взглядов, представлений, мотировки и чувств.
Может быть в виде анкетирования или интервью.
Интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану. Бывает: формализованным, направленным (фокусированным, глубинным, где цель – сфокусировать внимение на какой то проблеме), CAP (компьютерно асистируемое), телефонное.
Анкетирование – метод опроса, при котором социолог – исследователь общается с респондентом с помощью анкеты. Бывает: групповое (интернет опрос, прессовый, почтовый) и индивидуальное.
Проблемы. Посколько данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут предоставлять искаженную информацию. Многим людям не хватает самопанимания. А некоторые вообще могут вопросы не понять, а другие получив анкеты просто не утруждают себя их заполнением. В целом точность очень низка. Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы поняты и достаточно корректны.
Одна из характерных черт качественной методологии состоит в том, что она не требует детально прописанной теоретической модели (программы исследования) и предполагает разработку правил проведения исследования по ходу самого исследования.
Кейс-стади (case study) - это эмпирическое исследование, изучающее уникальный объект в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты. Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: например, производственная или учебная группа.
В тактике кейс-стади исследователи на протяжении длительного времени становятся участниками повседневной жизни данной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий. Длительное «погружение» в поле исследования дает возможность всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного обычного функционирования конкретного социального организма. Исследовательская стратегия, в данном случае, напоминает журналистское расследование, с той особенностью, что его ведет социолог, а его цель - выработка научной информации.