Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Вопрос
33 Белорусское государство
является унитарным: оно не имеет в своей
внутренней структуре других государственных
образований. В Республике Беларусь действует
одна Конституция, единая система законодательства
и судебной организации, единое гражданство,
один парламент и одно правительство.
Республика Беларусь, как и всякое унитарное
государство, имеет лишь административно-
Вопрос 34 Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство. Термин демократия буквально означает власть народа или правление народа. демократии стали уточняться.В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.
Вопрос 35 Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную парламент, исполнительную правительство и подчиненные ему органы управления и судебную органы правосудия и надзора. Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.
Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года.
Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и принципов:
• конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности
• многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства
• сочетание рыночных и административных механизмов регулирования общественного производства
• доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения
• создание условий для всеобщей занятости населения
• разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего характера
• государственная поддержка малоимущих категорий граждан
• организация
эффективной борьбы с преступностью,
наркобизнесом и другими
Определение Республики
Беларусь в Конституции как социального
государства означает констатацию
достигнутого страной уровня экономического
развития, позволяющего осуществлять
задачи такого государства, и одновременно
конституционную обязанность
Однако светский
характер белорусского государства
определяется содержанием статей 4,
16 и 31 его Основного Закона. Первая
из них запрещает установление идеологии
религиозных объединений в
Вопрос 36 Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью.
Политика нашего
государства направлена на поддержание
традиций толерантности в
Таким образом, можно отметить, что под конфессиональной политикой понимается:
1. Во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
2. Во-вторых, политические
меры по обеспечению прав и
свобод граждан на исповедание
любой религии или не
3. В третьих,
сознательная деятельность
Сфера конфессиональной
политики включает политику государства
в отношении религиозных
Вопрос 37 Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены:
формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий; разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин; формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства. Задача состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социальной ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, найти место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность.
Вопрос 38. Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми);
эффективную охрану
жизни, здоровья, прав и свобод - всем
гражданам. Концептуальными основами
белорусской модели выступают: плюрализм
форм собственности; значительная степень
участия государства в обеспечении эффективности
функционирования экономики, регулировании
доходов населения; занятости; формировании
условий, обеспечивающих удовлетворение
целого ряда социально значимых потребностей
всего населения. При этом учитываются
ресурсный потенциал страны, структура,
состояние и тенденции развития нашей
экономики, а также геополитические, географические,
социальные, демографические экологические
и другие особенности республики. Социальная
политика Республики Беларусь направлена
на повышение общественного благосостояния,
улучшение качества и уровня жизни населения,
рациональное использование трудового
потенциала.
На современном этапе главной целью социальной
политики является создание для каждого
трудоспособного гражданина условий,
позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью
обеспечить собственное благосостояние
и благосостояние семьи при усилении адресности
социальной поддержки со стороны государства
слабо защищенных групп населения.
По мере развития нашей экономики ответственность
за социальную сферу, обеспечение социальной
защиты человека и впредь будет лежать
на государстве. При этом следует подчеркнуть,
что социальная ориентация нашей экономики
не только в помощи нуждающимся. Это и
здоровье человека, его профессиональное,
культурное, личностное развитие.
Вопрос 39 Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из недр микромира биотехнология, генная инженерия. О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:
•человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики
•повышение уровня
благосостояния нации, преодоление
бедности, изменение структуры
•приоритетное развитие
систем здравоохранения, образования,
науки, культуры — важнейших сфер
духовной жизни общества, факторов
долгосрочного роста
•улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений
•переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики
•усиление взаимосвязи
экономики и экологии, формирование
эколого-ориентированной
•рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов
•развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем
•экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых ценностей. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г.
Вопрос 41 Национальная безопасность. Одним из важнейших условий развития всякого социального субъекта является его безопасность. В политической науке различают безопасность национальную государственную, региональную, международную и глобальную. Национальная, или государственная, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается территориальная целостность и суверенитет государства, стабильность общества и гарантируется возможность прогрессивного развития нации. Обеспечение национальной безопасности — одна из важнейших функций государства. В данной области общественных отношений непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Это определение носит общий характер, оно применимо к любой сфере жизнедеятельности людей, однако требует своей конкретизации применительно к каждой из них. Под угрозами национальной безопасности понимают действия, явления и процессы или их совокупность, препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Они могут проявляться в самых различных областях жизнедеятельности людей — политической, экономической, социальной, духовно-культурной. В связи с этим принято выделять следующие основные слагаемые национальной безопасности: политическая, военная, экономическая, продовольственная, энергетическая, информационная, экологическая, демографическая, гуманитарная и др. В различных областях это нашло свое выражение в следующем: