Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии. Социология - учение об обществе. Наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также соц процессы, протекающие в этих структурах. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа Функции социологии: 1. Теоретико- познавательная. Направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и повеления в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни. 2. Управленческая. Заключается в нахождении разумных способов решения общественных проблем. Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состояниях и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Также существуют: Прогностическая. Ценностно-ориентирующая человека; Мировоззренческая.
2. Структура социологического знания. Микросоц-я изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, главный предмет исследования - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействия между людьми Макросоц-ю интересуют социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени Особое внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Два основных направления: фундаментальное и прикладное. Фундаментальное направление занимается социально-философским осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, механизмами построения структур социальных ассоциаций и т.д. Эмпирический уровень - это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений соц групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формирование первичных выводов относительно конкретных социальных явлений со жизни. Теории среднего уровня - что-то среднее между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социальной информации. Благодаря этой теории появляется возможность прочной и удобной теоретической основы для следования конкретных областей человеческой деятельности.
3. Место социологии
в системе современного
4. Становление
социологии как научной
5. Понятие термина «общество». Общество - это совокупность людей, объединенная исторически-сложившимися формами, их взаимосвязи и взаимодействия. В целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся цельностью, саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов. Структура общества может быть рассмотрена в различных ракурсах, весьма распространенным подходом является выделение сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); другой подход к структуре общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития (социализация, ннституционалнзация, соц стратификация и мобильность, соц. организация и соц. контроль).
6.Социологические
взгляды на развитие общества
и личности казахских
7. Типология общества. В современной социологии существуют различные способы типологии общества По полит. признакам: тоталитарное и демократическое. По господствующей религии - христианское, исламское, православное и др. По господствующему языку: англоговорящие, франко-, русскоязычные. По этнич. признаку: однонац-ые, двунац-ые, многонац-ые. Типы общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Даннель Бел разделяет развитие общества на 3 этапа доиндустриальное, сельское (основанное на натуральном производстве); индустриальное (характерно исполнение достижений НТР), постиндустриальное (распространение компьютерной технологии, объединение всего общества в единую инфосистему).
8. Понятие «социальный институт». Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
9. Функции социального института. Представители «институциональной школы» Липсет и Ландберг выделили осн ф-ции соц. инст-в: 1) воспроизводство членов общества. Эту ф-ю выполняет инст-т семьи, но и причастны другие соц инст-ты, такие как гос-во. 2) социализ-я – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деят-ти – инст-ты семьи, образ-я и религии. 3) произв-во и распределение обесп-ся экономико-соц. инст-ми упр-я и контроля – органы власти. Ф-и контроля и упр-я осущ-ся через с-му соц. норм и предписаний типов поведения.
10. Понятие «социальный процесс». Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые неразрозненны, а, наоборот, взаимно сопряжены. Соц процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действии, которые можно выделить из множества других соц действий. Примеры: сотрудничество, соперничество, конфликт, конкуренция, приспособление, кооперация, ассимиляция…
11. Социологический
анализ особенностей казахской
культуры, изменение традиционных
казахских ценностей в
12. Основные понятия теории стратификации. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний – открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены
13. Стратификационная система современных развитых стран. Во второй половине XX в. на Западе возрос интерес к изучению проблем социальной стратификации. Как правило, при анализе социальной структуры стран с развитой рыночной экономикой социологами выделялись три слоя или страты: высший, средний и низший, внутри которых также существовала своя иерархия. Американский социолог Ллойд Уорнер в 40-х годах выделил шесть классов: 1. Высший высший класс. Включал в себя богатых людей, но главным было «знатное происхождение» в так называемых «старых семьях».
2. Низший высший класс.
Объединял людей высокого
1.Высший класс профессионалов, администраторов; 2.Технические специалисты среднего уровня; 3.Коммерческий класс; 4.Мелкая буржуазия; 5.Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6.Квалифицированные рабочие; 7.Неквалифицированные рабочие.
14. Теория среднего класса. В нашем обществе выделяют 3 основных страты: высшая, низшая, средняя. Каждая страта делится еще на мелкие подгруппы. Средняя страта - страта, являющаяся прослойкой между двумя основными стратами. Данный слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть - к буржуазии. Этот слой соединяет в себе и новые управленческие функции, и новые производственные связи. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Общество среднего класса нельзя понимать как такое общество, где будет достигнута всеобщая уравниловость, где во всем будет обеспечена счастливая, материально обеспеченная жизнь. Дифференциация, стратификация будет иметь место в любом обществе и даже в обществе среднего класса.
15. Типы стратификационных систем. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости оттого, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Кланы - типичны для аграрных обществ, представляют собой очень разветвленную семью, допускаются браки между различными кланами. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
16. Становление среднего класса в Казахстане. В нынешней соц структуре Казахстана происходят серьезные изменения. Всего за 3-4 года в Республике появились новые классы и страты. Усиливается дифференциация в обществе, в основном по доходам, по экономическому положению. Хорошо заметны вертикальная и горизонтальная формы мобильности. Увеличивается численность населения, работающих в сфере услуг. Это связано с высвобождением огромного числа людей из сферы производства и в связи с развитием автоматизации и роботизации. Казахстан вполне современное цивилизованное общество. Он имеет квалифицированные кадры специалистов, рабочих, развитую науку и культуру, богатые сырьевые ресурсы, широкие связи разного уровня со многими странами мира, золотые запасы и многое другое. Поэтому нет оснований отвергать возможности построения в недалеком будущем общества среднего класса.
17. Социальная
мобильность: понятие и