Шпаргалка по "Социология культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Формирование и эволюция понятия культуры.
Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Файлы: 1 файл

СОЦ. КУЛЬТ правильный.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

 

47. Культура как препятствие для социальных изменений

Изменения в культуре способствуют социальным изменениям. Но культура может выступать и в качестве "тормоза", препятствуя этим изменениям. Многие общества, столкнувшиеся с необходимостью модернизации, не смогли эффективно её осуществить именно в силу культурных особенностей. Так пример российских экономических реформ 90-х годов ХХ века, натолкнувшихся на инерцию привычных стереотипов экономического поведения, сформированных в советский период.

Революция в Иране в 1979г., приведшая к бегству из страны шаха Ирана, Мохаммеда Реза Пехлеви, проводившего прозападную политику, во многом была порождена попытками внедрить западный образ жизни, противоречащий традиционному исламу. Следует добавить, что культурные преобразования происходили на фоне неудачных экономических реформ шаха – этот факт был не менее значим для возбуждения народного недовольства. Но народное возмущение выражалось именно в форме противопоставления веры и безбожия. Власть в Иране перешла в руки религиозного лидера - аятоллы Хомейни, установившего в стране "исламскую республику" – форму политического устройства, предполагавшую подчинение всех сфер жизни общества нормам религии.

Можно привести и другие примеры. Н. Смелзер в своем популярном учебнике отмечает следующее. Некоторые теоретики полагали, что соблюдение традиций мешает модернизации. Иные традиции могут оказывать негативное воздействие на экономию средств, формирование трудовых ресурсов и предпринимательство. Например, в традиционных обществах крестьяне откладывают большую часть своих доходов. Однако принятый у них способ экономии денег не стимулирует капиталовложения в продуктивные предприятия (то же самое можно сказать о подавляющем числе современных россиян, предпочитающих хранить деньги "в кубышке", а не нести их в банк – А.М.). В Азии, где высоко ценится землевладение, крестьяне стремятся иметь свои участки, даже если земля при таком капиталовложении дает низкие прибыли. Это отвлекает их от более выгодных инвестиций.

Родственные связи также приводились как одно из препятствий на пути модернизации. Члены крестьянских общностей с их тесными родственными узами и глубокой привязанностью к земле часто отказываются переселяться в города. Согласно наблюдениям Уилберта Мура, система родства в непромышленных обществах "наверное…представляет собой самое важное и единственное препятствме для индивидуальной мобильности, обусловленное не только претензиями родственников, не одобряющих возможный переход в сферу промышленности, но и чувством защищенности, которое дают устойчивые традиции взаимной ответственности.

 

48. Постсовременная социальная теория

Наука, в том числе и социальная наука – тоже часть культуры. Тенденции культурного развития не могут её не затрагивать. Распространение постмодернизма как интеллектуального течения, вхождение в эпоху постсовременности привели к попыткам создания новой постмодернистской социологии. Предпосылкой этого стало убеждение, что постсовременность как новая историческая эпоха должна изучаться и описываться с помощью новых исследовательских подходов, поскольку классическая социология возникла как инструмент познания другой эпохи – эпохи современности, и в новых условиях не работает. Такова, в частности, точка зрения Зигмунта Баумана Для того, чтобы эффективно и последовательно присутствовать в постмодерной среде, социология должна воспринимать себя в качестве участника никогда не прекращающегося саморефлексивного процесса реинтерпретации, и она должна намечать свои стратегии, исходя именно из этого. По всей вероятности, на практике такая ситуация будет означать для социологии замену амбиций судьи "общих верований", избавителя от предубеждений или посредника истины на статус того, кто проясняет интерпретативные правила и способствует общению. Таким образом, мечта законодателя будет заменена практикой интерпретатора.Сразу следует отметить, что далеко не все исследователи разделяют это убеждение. Однако эта точка зрения достаточно широко распространена.

Джордж Ритцер, рассматривающий возникновение постмодернистской социальной теории как одно из проявлений постмодерна, кратко определяет основное различие между модернистской и постмодернистской социальной теорией следующим образом:

Модернистская социальная теория стремилась к универсальному, внеисторическому, рациональному обоснованию своего анализа и критики общества. … Постмодернистское мышление отвергает эти поиски основания и склоняется к релятивизму, иррационализму и нигилизму. Вслед за Ницше и Фуко и некоторыми другими мыслителями постмодернисты поставили такие обоснования под сомнение, считая, что при этом определенные группы ставятся в привилегированное положение, а значение других принижается; одни группы наделяются властью, а другие представляются безвластными. орчество некоторых постмодернистских теоретиков мы рассмотрели выше.

Другим проявлением постмодернизма в социологии, согласно Джорджу Ритцеру, стало возникновение "поликультурной теории" и "queer – теории" (от англ. "queer" – странный, подозрительный). Поликультурные теории базировались на факте культурного многообразия, которое зачастую игнорировалось классической социальной теорией.

Джордж Ритцер приводит следующие признаки поликультурной теории:

- Они отрицают универсальные  теории, имеющие тенденцию поддерживать  тех, кто у власти; поликультурные  теории представляют интересы  неимущих.

- Они изыскивают средства, чтобы быть содержательными, предлагать  теорию от лица многих групп, лишенных каких-либо возможностей.

- Поликультурные теоретики  не беспристрастны; они часто  теоретизируют от лица не имеющих  власти с тем, чтобы работать  в социальном мире ради изменения  социальной структуры, культуры  и перспектив для индивидов.

- Поликультурные теоретики  пытаются подорвать не только  социальный, но и интеллектуальный  мир; они стараются сделать его  намного более открытым и разнообразным.

- Нет попытки провести  ясную границу между теорией  и другими типами изложения.

- Существует обычная критическая  грань поликультурной теории; она  заключается как в самокритике, так и в критике других теорий  и, что наиболее важно, социального  мира.

- Поликультурные теоретики  признают, что их деятельность  ограничена особым историческим, социальным и культурным контекстом, в котором они живут.

Очевидно, что поликультурная теория является наглядным проявлением тенденций к многообразию, проблематизации понятия истины и отказу от иерархий, которые характеризуют культуру постмодерна.

 

49. Культурные аспекты глобализации

Процесс глобализации имеет важнейшие культурные последствия для человечества. Впервые в истории создается действительно глобальная культура, хотя процесс этот далек от завершения и вызывает неоднозначные, противоречивые оценки. Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассматривают как глобальную "вестернизацию", а точнее – американизацию" других культур. Под "американизацией" понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых элементов американского образа жизни. Все это "подрывает традиционный образ жизни", разрушает "культурную идентичность", способствует "культурной унификации" и т.д. Подобные упреки в адрес культурного глобализма базируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность культурной глобализации лишь к этому было бы значительным упрощением.

Это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций – в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также – в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.

Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. "Носителем" и "творцом" формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество.

 

50. Культурная глобализация и культурная локализация.

Формирование глобальной культуры, рассматриваемой зачастую как распространение западной (или американской) культурной модели, парадоксальным образом сопровождается усилением "локальных" культурных различий. Этот факт заставляет многих исследователей говорить одновременно и о "глобализации", и о "локализации" культуры.

Например, чисто экономический аспект глобализации – деятельность ТНК, имеет важную культурную составляющую. Перед ТНК часто возникает проблема: как вписаться в новое культурное окружение? Специфические трудности, связанные с локальными культурными особенностями, возникшие у компании McDonald's, описывает современная индийская исследовательница Туласи Шринивас: продукция McDonald's создает определенные рыночные проблемы в такой стране, как Индия, и идея кусочка говядины в булочке оказалась непривлекательной для большинства индийцев, исповедующих индуизм, даже наиболее европеизированных из них. Американские транснациональные корпорации основаны на американском идеале стандартизации и предсказуемости; филиалы любой многонациональной продовольственной компании должны быть в состоянии воспроизвести это чудо стандартизации по всему миру. И потребителям продукции этой компании нравится такая стандартизация.

На фоне роста влияния глобальной культуры возрастает интерес к локальным особенностям, возникает множество "синтетических" культурных форм и образцов, сочетающих в себе глобальное и локальное (так называемая "гибридизация"). Этот синтез проявляется и на уровне частной жизни и культуры потребления, и на уровне "высокой" и "массовой" культур, и в различных профессиональных областях. Приведенный выше случай McDonald's в Индии

может служить примером противоречивого взаимодействия глобального и локального. Возможны и другие примеры. Китайский исследователь Яньсань Янь описывает своеобразную деловую культуру современных китайских предпринимателей, стремящихся сочетать элементы западной деловой культуры с традиционными китайскими ценностями.


Информация о работе Шпаргалка по "Социология культуры"