Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:42, шпаргалка
шпаргалки по социологии
I период: донаучный. Появление в Др.Китае, Др.Индии первых трактатов об управлении. Философское наследие Сократа, Платона, Аристотеля. Управление было, и зависело от того, на какой стадии находилось развитие общества. II период: научный (кон.19-нач. 20вв) Научная школа управления Ф.Тейлора: труд д.б. организован так, чтобы получать мах прибыли. Феномен группового давления: работа в коллективе принуждает передовиков производства опускаться до уровня середняков, а середняков – до отстающих, что происходит из-за боязни получить за более интенсивную работу ту же зарплату. Принципы: - внедрение эк.методов (щтрафы, дифференцированная оплата труда) - профотбор и обучение - рациональная расстановка кадров - сотрудничество
администрации и работников. Административная теория управления А.Файоля:отвечала на 2 вопроса: что делать управленцу (предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать) и каким образом? Принципы: - разделения труда - власти - дисциплины - централизации - подчинение инд-х интересов общим целям - инициатива Теория
бюрократии М.Вебера как теория управления
идеального типа: объективность, беспристрастность,
формализм. Крозье: бюрократия как способ осуществления работы в учреждениях. В любой организации есть зоны неопределенности и члены организации используют эту неопределенность для реализации собственных интересов, т.е. дискредитировать власть (снижение авторитета) - экспертные знания и умения - отношения организации с внешней средой - контроль
над информацией Школа человеческих отношений Мэйо: эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой. - труд,
если он интересен, может - средний
человек стремится к - роль
экономических форм Теория
ХУ МакГрегора: Х – авторитарное руководство:
людям нужно, чтобы ими руководили, избегают
ответственности. Чтобы заставить людей
трудиться, нужно использовать принуждение,
контроль, угрозу. У – демократичное руководство:
делегирование и децентрализация полномочий
и ответственности, поощрение инициативы. Структурный функционализм Мертона: каждый элемент выполняет свою функцию или дисфункцию. Функция способствует адаптации системы к внешним условиям, дисфункция – снижает адаптацию. |
- строгое разделение обязанностей между членами организации. - иерархический порядок подчиненности - наличие публичной канцелярии, где отобраны документы организации - официальная
процедура подготовки - наличие
правил, регламентирующих должностные
обязанности и поведение - лояльность
сотрудников по отношению к
установленным правилам. Объективность,
беспристрастность, формализм. Идеи
Макса Вебера сегодня весьма модны
для современной |
В России серьезное внимание вопросам управления начали уделять в 17в. Начало
20в – движение за научную организацию
труда (НОТ). Развитие под флагом НОТ
отечественной теории управления. Большую
известность в период 20-30-х годов получают
труды советских ученых и специалистов
по НОТ и управлению. Среди них следует
отметить имена А. К. Гастева, П. К. Керженцева,
И. Н. Бутакова, Ф. Р. Дунаевского, О. А. Ерманского,
Е. Ф. Розмирович и др. А. К. Гастев выдвинул концепцию "трудовых установок", исходящую из того, что трудовой пафос трудящихся масс того времени следует заполнить научной организацией их труда. Для этого он считал необходимым, во-первых, обеспечить соблюдение принципа соответствия между мерой труда и мерой потребления путем совершенствования системы заработной платы, выдачи премий и т.д. Во-вторых, по его мнению, следовало перестроить организацию труда таким образом, чтобы каждый работник испытывал постоянную потребность в рационализации своего собственного труда и производства в целом. Ерманский выдвинул три принципа рационализации: положительный подбор элементов (такое сочетание людей, инструментов, операций, которое умножает совокупный эффект в процессе функционирования этих элементов), достижение организационной суммы (положительного подбора элементов следует добиваться соответствующей организацией соответствующих элементов, а не путем механического суммирования.), обеспечение "оптимума"(соотношения между полезным эффектом и затратами энергии). Тектология А.А.Богданова:Все процессы в обществе можно подчинить определенному закону. Предметом тектологии являются общие организационные принципы и законы. По которым протекают процессы в организации.Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем — обобщить и систематизировать эти способы; далее — объяснить их, т. е. дать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей; наконец, опираясь на эти схемы, определить направления развития организационных методов и роль их в экономии мирового процесса. Богданов дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показал, что организованное целое больше суммы его частей. К числу
общих законов организации Ф. Р. Дунаевский выдвинул концепцию "административной емкости", т.е. способности непосредственно руководить определенным количеством лиц. С ростом производства между центральными органами и низовыми администраторами разбухает промежуточное звено руководящих органов, что негативно влияет на эффективность управления. 2 пути решения проблемы: 1- построить промежуточное звено нового типа (тщательный отбор и подготовка персонала, новые методы планирования и стимулирования), 2 – максимально уменьшить нужду в нем (передача машинам всей механической работы) Синергетическая теория А.Пригожина:управляемая система, получив приказ, преломляет его в соответствии со своей спецификой. Задерживая и искажая исполнение решения. Управляющая система не в состоянии полностью контролировать управляемую систему, поэтому подчиненные получают определенную свободу, управляемость (степень контроля, которую управляющая система осуществляет по отношению к управляемой системе с одной стороны и степень автономии, которую управляемая система сохраняет по отношению к управляющей) |
4.
Социология управления
как отрасль социологического
знания: предмет,
объект, методы.
Социология управления – наука, изучающая наиболее общие механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели, морально-правовые нормы и прикладные социологические исследования. Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики. С.У. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными. Все теоретические методы, используемые социологией управления, условно можно разделить на три основные группы - общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления. Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, имеют следующие характеристики - объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики. Важной
составляющей методологии социологии
управления является группа социологических
методов, обеспечивающих эмпирическую
достоверность, так как социальное
управление является объектом не только
теоретических, но и эмпирических исследований.
К этой группе относятся методы сбора,
обработки и интерпретации К специфическим методам социологии управления они относят: - организационно-структурный анализ - познание организации через ее структуру; - коммуникационный - анализ системы связей, образующихся между членами организации; - социотехнический - изучение организации через систему требований технологии ее деятельности; - инновационный - изучение с позиций развития организации. |
Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. Цель
— на основе анализа состояния и поведения
системы в прошлом и изучения возможных
тенденций изменения факторов, влияющих
на рассматриваемую систему, правильно
определить вероятностные количественные
и качественные параметры ее развития
в перспективе, раскрыть варианты ситуации,
в которой окажется система. Соц.прогнозирование
не только предупреждает, но и предлагает
мероприятия по предотвращению катастроф. Направления: - Прогностика – наука о закономерностях и способах разработки прогнозов. -Футурология
- наука, которая занимается прогнозированием
и моделированием будущих эволюционных
процессов. Характеристики прогноза: - не
является точным отражением - не описывает четких параметров и тенденций будущего - носит
стратегический, рекомендательный
характер Типы прогнозирования: - поисковое: выявляет, каким может быть будущее, опираясь на реальные оценки существующих в данное время тенденций развития - нормативное: содержит рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития - аналитическое: ? - прогнозы
предостережения: воздействуют на сознание
и поведение людей с целью заставить их
предотвратить предполагаемое будущее. Методы соц.прогнозирования: 1 –
экстраполяция – 2 –
историческая аналогия – 3 – компьютерное моделирование – симуляция проблем, будущего. 4 –
сценарий будущего – 5 – метод экспертных оценок |
Соц.проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Субъектом
соц. проектирования - различные носители
управленческой деятельности, — как отдельные
личности, так и организации, трудовые
коллективы, социальные институты и т.
п., ставящие своей целью организованное,
целенаправленное преобразование социальной
действительности. Объектом
соц.проектирования - системы, процессы
организации социальных связей, взаимодействий,
включенных в проектную деятельность,
подвергающиеся воздействиям субъектов
проектирования и выступающие основанием
для этого воздействия. Особенности объекта соц.проектирования: —социальный объект - противоречив; — у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); — невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); — на социальный объект влияет много объективных факторов; — существует
множество субъективных факторов, влияющих
на социальный объект, например, исследователь
может по-разному оценить зрелость развития
социального объекта и т.п. Каждый
проект имеет конкретную цель, ограничен
во времени, ресурсах, обладает специфической
структурой. Жизненный цикл проекта:
Этапы:
|
Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально- Объектом
социального планирования являются
социальные отношения на всех уровнях,
включая социальную дифференциацию,
социальную структуру; качество и уровень
жизни населения; обеспеченность населения
важнейшими видами благ и услуг; развитие
образования, здравоохранения, культуры;
определение объема данных услуг, предоставляемых
населению на платной и бесплатной
основе, и др. Уровни соц.планирования: - федеральный - региональный - муниципальный - уровень
трудовых коллективов Методы социального планирования: - Аналитический
метод соединяет в себе анализ
и обобщение. Его сущность - метод
вариантов, суть которого - Комплексный
метод представляет собой - проблемно-целевой
метод, который обычно связан
с решением ключевых - Экономико-математические
методы (линейное программирование,
моделирование, многофакторный |
В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Особенности:
Специфика
социального управления состоит и в использовании
внегенетической, внеорганической системы
средств сбора, обработки и передачи информации.
Оно характеризуется наличием надындивидуальных
устройств, то есть специальных управляющих
систем, технических средств, особых каналов
связи, «языков» (кодов). Принципы соц.управления: * принцип
единоначалия в принятии * единства
воздействия всех методов * сочетания
отраслевого и * приоритетности в достижении стратегических целей; * научности социального управления; * прогнозирования социального управления; * мотивации (стимулирования) труда; * ответственности
за результаты социального * рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров; * экономичности и эффективности управления; * системности
(рассмотрение объекта или * иерархичности
(рассмотрение систем как * обязательности
обратной связи (получение * гласности в принятии решения. |
Управленческие отношения - вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Управленческие отношения возникают при взаимодействии людей, участвующих в социальном управлении, т.е. в процессе выполнения ими функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества и его подсистем. Управленческие
отношения являются сущностным элементом
механизма социального
- Координация
– это вид социального - Субординация
- это вид социального При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и всем вышестоящим руководителям. - субъектно - объектный (субординация) - объектно - объектный (координация) - субъектно – субъектный (координация)
|
Принципы социального управления – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Общие принципы: - Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении. - Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества. - Принцип
социального детерминизма - Управленческая
система, если в ней не - Успешно
функционирующей может быть .- сочетание
общечеловеческих ценностей, - взаимосвязь
и взаимообусловленность - саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем; - ориентация
на прогрессивную перспективу. Частные принципы: - Соблюдение социального партнерства (сотрудничество органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений); - Отправление государственной службы в строгом соответствии с законом – - Управление подготовкой кадров для социального управления; - Соответствие моральным требования общества Принцип направлен на недопущение различных аморальных проявлений в процессе управленческой деятельности в коллективе; - Косвенный
контроль за деятельностью служб социального
управления. Организационно- - Разделение и организация труда; - Многоступенчатая прямая и обратная связь; - Оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного регулирование; - Единоначалие,
соподчиненность и |
1)Целеполагания и целедостижения (по средством выдвижения 1)целей-ориентаций (общие интересы) 2)целей-заданий (планы,предписания для управляемой системы) 3)целей-систем(обеспечи-т стабильность, устойчивость и целостность управляемой системы)) 2)Административная (отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п) 3)Информационно-аналитическая (приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п) 4)Социальная (соцподдержка и защита работников, создание условий для их эффективного труда, определение уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха) 5)Прогнозирование (определение возможных изменений в окружающей социальной среде и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры) 6)Планирование (представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения) 7)Мотивационно-стимулирующая (предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.) побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности) 8)Корректирующая (направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы) 9)Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах (обеспечивает сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости) 10)Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности. 11)Осуществление контроля всех подразделений данной организации,
обеспечивающего 12)Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации. 13)Обеспечение целостности системы (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития. 14)Повышение качества и эффективности служебной деятельности. включает в себя разработку прогнозных оценок внешне-средовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности. |
|
Метод – это способ достижения цели. Методы СУ – это совокупность методов и средств воздействия субъекта на объект для достижения определенных социальных целей. —социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей; (соц: взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, система льгот; псих: метод комплектования малых групп, профотбора и обучения) — экономические, обусловленные экономическими стимулами; (ценообразование, финансирование, планирование бюджета, хозрасчет) — организационно- Модель – теоретически выстроенная целостная система представлений о том, как должна выглядеть система управления, как должна воздействовать на объект управления, как должна адаптироваться к изменениям внешней среды. Классификация:
- авторитарные - демократические
- американская - японская - шведская
- микромодель (уровень малой группы) - муниципальный уровень - региональный уровень - отраслевая - макромодель
(глобальное моделирование, Модели управления: - Координация
– это вид социального - Субординация
- это вид социального При субординации
каждый служащий подчиняется не только
своему непосредственному, но и всем
вышестоящим руководителям. - субъектно - объектный (субординация) - объектно - объектный (координация) - субъектно
– субъектный (координация) Новая
субординационная система может
возникнуть тогда, когда один из субъектов
возьмёт вверх над другими
и превратит их в объекты. - Реординация – проявляется в вертикальной упорядоченности снизу вверх, когда объект вносит предложения, подаёт жалобу, отказывается выполнять распоряжения ввиду их незаконности, т.е. воздействует на субъект. |
Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов — управляющего и управляемого Структурно
система управления( Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме. Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества). В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр. Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий: 1) они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий 2) управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными. 3)обратная связь. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга. 4) управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении. В рамках системы управления между подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления. Механизм управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования. Эффективность
функционирования системы управления
можно повысить с помощью более
надежных обратных связей, своевременности
и полноты информации, учета социально- |
В обществе исторически сложились два принципа действия механизма управления:
стихийный и сознательный. Стихийное управление
выражает такое взаимодействие
социальных сил, в котором неустранимо
действие случайного, это усредненный
результат, складывающийся из
массы целенаправленных сознательных
действий, в которых нельзя учесть все
их последствия. Его моделью
может выступать рынок. Сознательные
формы управления связаны с целенаправленной
деятельностью людей, и они осуществляются
посредством специфических ства. Стихийное управление в обществе не следует понимать как такое, которое осуществляется без участия сознания. Сознание присутствует во всех видах социального управления и самоуправления. Дело здесь в другом. Например,
если управление всей экономикой не может
быть охвачено единым планом из-за отсутствия
устойчивых и надежных обратных связей,
то это приводит в действие закон
анархии производства. И поэтому
такая экономика складывается стихийно
как внутренняя, слепая естественная
необходимость. А вот управление
в пределах отдельного предприятия
всегда осуществляется планомерно и
подчиняется интересам его Следовательно, стихийное управление - это такое, когда субъективный механизм использования социальных законов не соответствует объективному механизму действия этих законов, когда социальные субъекты не знают (или плохо знают) законы деятельности своих объектов и не имеют качественных обратных связей, необходимой информации о деятельности этих объектов. Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного В отличие от стихийного, сознательное управление формируется обычно планомерно, на основе устойчивых и надежных обратных связей. Оно выступает как сознательное в том смысле, что люди регулярно получают достоверные сведения о результатах своей деятельности и знают, что надо исправить и улучшить в ней, чтобы новые результаты оптимально учитывали реальное положение вещей в мире. В этих условиях случайность (непредвиденное) теряет свою негативную власть над людьми и не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на протекание событий, так как вырабатываемые нормы (программы) предусматривают основные варианты возможных отклонений. |
Манипулирование - это воздействие одного индивида на другого с целью выполнения последним воли первого. Манипулирование языковое - скрытое (тайное) управление поведением и/или сознанием человека с помощью речи. Как правило, осуществляется "в обход" логического мышления и не замечается адресатом. Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью достижения желаемого результата. На
практике повсеместно встречаются
ситуации, когда в силу условий
решения стоящей перед |
1)Экономическое манипулирование начинается с использования сложного, а лучше - безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К более тонким приемам экономической манипуляции можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности; необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты, такого же рода действия могут иметь обратную направленность - когда объектом манипулирования становится собственник материальных средств, работодатель. Забастовки и локауты, приуроченные к моменту, когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива - такие же манипуляции. К ним можно отнести и любое другое преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевавшихся договоренностей экономического характера. 2)Политические манипуляции основаны на использовании политических механизмов для целей, отличных от заявляемых. Это может быть декларативное следование политиком интересам политических групп, использование их поддержки и последующее неисполнение политических обещаний; сознательное искажение средствами массовой информации реальной расстановки политических сил (информационное); приукрашивание одних фактов политического значения и замалчивание других или обнародование их последовательности, создающей превратное представление о политических лидерах, партиях, движениях. 3)Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств не реальными конечными целями. К таким же манипуляциям можно отнести формирование определенной и, как правило, вредной системы ценностей, культурных штампов, стереотипов поведения. 4)Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом, формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях. |
Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Социальная
макросреда охватывает экономику, общественные
институты, общественное сознание и
культуру. Социальная
среда имеет сложную структуру,
представляющую собой многоуровневое
образование, включающее в себя многочисленные
социальные группы, которые оказывают
совместное воздействие на психическое
развитие и поведение индивида. В их число входят: 1. Микросреда. 2. Косвенные
социальные образования, 3. Макросоциальные
структуры — макросреда. Микросреда
— это ближайшее окружение, все то, что
непосредственно влияет на человека. В
ней он формируется и реализует себя как
личность. Это семья, группа детского сада,
школьный класс, производственный коллектив,
различные неформальные группы общения
и многие другие объединения, с которыми
человек постоянно сталкивается в повседневной
жизни. Косвенные
социальные образования, воздействующие
на индивида. Это образования, не связанные
напрямую с индивидом. Например, производственный
коллектив, где трудятся его родители,
непосредственно связан с ними, но лишь
косвенно — через родителей — с ребенком. Макросреда
— это система социальных отношений в
обществе. Ее структура и содержание включают
совокупность многих факторов, в числе
которых на первом месте экономические,
правовые, политические, идеологические
и другие отношения. Названные компоненты
макросреды воздействуют на индивидов
как непосредственно — через законы, социальную
политику, ценности, нормы, традиции, средства
массовой коммуникации, так и опосредованно,
через влияние на малые группы, в которые
включен индивид. Кроме
названной классификации Существует также ряд других признаков, с помощью которых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности — производственная, политическая, научная, художественная, педагогическая и др. |
Если рассматривать социальную среду с точки зрения особенностей воздействия на нее со стороны социальных управленческих систем, то складывающиеся в ней связи и процессы явно тяготеют к двум тесно связанным между собой, но вместе с тем отличающимся друг от друга сферам. Речь, таким образом, идет о существовании двух разновидностей единой социальной среды. Первый вид, включающий связи и процессы, регулируемые преимущественно и главным образом при помощи различных неправовых средств, следует рассматривать, условно говоря, в качестве социально-нравственной среды, подразделяемой в свою очередь на сферу, где действует обширная система норм морали, нравственности, обычаев, традиций, и на сферу тех отношений между людьми, которые регулируются неправовыми нормами общественных организаций.
Второй вид социальной среды отличается
от первого тем, что требует регулирования
при помощи специфических социальных
правил, установленных или санкционированных
государством, т.е. правовых норм. Среда управления может быть оптимальной, инертной и агрессивной. Агрессивной управленческая среда может быть по следующим причинам: - не определенные цели; -множественность целей; -антагонстические цели, т.е. которые противоречат существу самой организации.
При управлении в агрессивной
среде можно применить
Стратегия предупреждения
Реализация этой стратегии |
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
Функции: Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество. Явные (носят преднамеренный характер и осознаются людьми): 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым. 2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества. 3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений. 5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами. Латентные (не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда, а порой и вовсе остаются неосознанными до конца)Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей. Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. (Правительство в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.) |
Государственная служба -специализированная форма деятельности, механизм реализации политической воли господствующего класса. Г.с. как социально-правовому институту присущи след. особенности: 1. Г.с.- исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей. находящихся на службе у государства. Она строится на правовой основе и действует в соответствии с правовыми нормами и принципами. Она взаимодействует с экономическими институтами (регулирование экономических отношений), с социальными (общественные организации), с социально-культурными и др. 2. именно г.с. свойственна особая форма профессиональной деятельности (обеспечение полномочий государства). 3. Г.с. выступает связующим звеном между государством и гражданином. 4. Г.с. - своеобразная форма отражения общественных связей и отношений. сложившихся в обществе. Как социальному институту, г.с. присущи след. функции: -социальной организации ( образец. пример для др. институтов гос-ва, эта функция рассматривается через понятия профессионализма. компетенции, согласованности всех действий всех служб. использование управленческих технологий). -социальной коммуникации- налаживание взаимодействий с обществом через каналы коммуникаций (СМИ, интернет-опросы, встречи). -социальной информации - весь объем информации органы госвласти обязаны предоставлять обществу. -контроль (внутренний и внешний)- внутренний - административный контроль, позволяющий оптимизировать управленческую деятельность. Внешний контроль - отношения между законодательными и исполнительными органами власти + социальный, политический контроль. -функция регулирования -г.с. выступает как связующее звено между государством и обществом. -воспитательная функция- всей своей деятельностью г.с и чиновники должны утверждать в сознании граждан принципы добра, справедливости. уважения к ценностям российской государственности. Цели г.с.: -социальные -обусловлены социальным характером государства и предназначением г.с. как социального института. -экономические цели г.с. связаны с повышением эффективности госрегулирования экономики, управления госсобственностью, поддержкой предпринимательства. -политические цели г. с направлены на укрепление правового социального государства, организационно-технического оснащения органов госвласти. создание условий для связи государственного аппарата с населением. -организационные цели- характеризуют ожидаемые результаты исполнения полномочий соответствующих госорганов. профессионализацию госаппарата ит. д. -правовые
цели г.с.- отражают намечаемые
результаты по реализации |
Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих: - первая
- это перераспределение - вторая
- это административная реформа
(реформа устройства - третья - это реформа государственной службы. Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу и так далее. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств: - точности определения целей реформы; - выявления возможностей их осуществления; - активной
поддержки тех, кто Cоциальные аспекты реформирования государственной службы разделены на две группы, которые достаточно условно можно назвать внутренними и внешними (по отношению к государственной службе) : 1. Социальное
действие самих 2. Взаимодействие
общества и органов Наиболее существенными аномалиями, подлежащими приоритетному регулированию, государственные служащие в процессе социологических опросов называют уход от ответственности, коррупцию, некомпетентность кадрового корпуса и раздутость госаппарата. Наиболее приоритетными мерами регулирования данных аномалий государственные служащие считают повышение заработной платы, четкое определение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение сотрудников новым методам работы и борьбу с коррупцией. Только эти меры в совокупности помогут изменить ситуацию в государственной службе к лучшему, на что и нацелена реформа государственной службы. Административная реформа – преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в автоматизированном режиме в интересах общества. Этапы: 1991-1993; 1996-1998; 1999-2000; 2003-2005; 2006-настоящее время Задачи: - регламентация государственных функций, услуг - предоставление гос.услуг на базе многофункциональных центров - оптимизация платных услуг - противодействие коррупции - мониторинг качества - управление изменениями |
Нынешнее функционирование и развитие всей системы государственного управления настоятельно требуют сегодня формирования такой кадровой политики, которая сможет создать эффективно работающий корпус профессиональных чиновников - аппарат высокопрофессиональных государственных, муниципальных служащих. То есть, огромная роль, которую играют государственные, муниципальные служащие в жизнедеятельности нашего государства, актуализирует необходимость всестороннего Демографический
портрет государственных, муниципальных
служащих отличается сильно выраженной
гендерной асимметрией: женщины здесь
явно преобладают. При этом сконцентрированы
они на нижних ступенях административной
лестницы, тогда как высшие должности
заняты преимущественно мужчинами. Молодежь
независимо от пола сконцентрирована
на низших ступенях служебной иерархии.
Государственным и муниципальным служащим
присущ ряд профессиональных, деловых,
личностных и психологических характеристик,
свойственных, только для этой профессиональной
группы. Уровень
образования государственных и
муниципальных служащих является высоким,
но в большинстве случаев Значительная
часть государственных и В российской
бюрократии при найме на работу работников
доминируют неформальные отношения
и персонифицированные |
Для более
глубокого и комплексного изучения
кадровых процессов, происходящих в
системе государственной службы
возможно использование системы
социальной диагностики. Социальная диагностика
позволяет получить достоверную
комплексную информацию для принятия
кадровых решений, определения стратегии
и тактики кадрового Диагностика
кадровых процессов представляет собой
последовательную взаимосвязь различных
видов аналитической В настоящее
время назрела необходимость
в совершенствовании анализа
кадровых процессов в системе
государственной службы. Актуальными
для изучения и анализа проблемами
являются: 1.
Состояние кадрового корпуса
(кадровая ситуация), индикаторами
определения которого служат: численный
состав работников (по полу, возрасту,
образованию, стажу работы, должностям)
и его изменения; зарплата 2.
Структура должностей в 3.
Формирование и развитие 4.
Прохождение службы, планирование
карьеры. 5.
Оценка служащих, конкурсный отбор,
аттестация. 6.
Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров. 7.
Состояние нормативно-правовой другие. НЕ ЗАКОНЧЕН!! |
Социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная
технология -- важнейший элемент механизма
управления, средство перевода языка намерений
на конкретный язык практики управления.
Этому служат формализация социального
управления и его расчленение на составляющие
элементы с помощью операций и процедур. 1) социальная
технология — это своеобразный
механизм соединения знаний с
условиями их реализации. Именно
посредством технологизации знаний
получает социальное выражение отношение
людей к организации их деятельности,
направленной на реализацию поставленных
задач и целей; 2) Социальная
технология - это определенный способ
достижения общественных целей 3) сущность
выбранного способа состоит в
пооперационном осуществлении 4) операции
разрабатываются 5) разработка
проводится на основе и с
использованием научных знаний; 6) при
разработке учитывается 7) социальная
технология имеет две формы:
проект, содержащий процедуры и
операции, и сама деятельность организованная
в соответствии с этим проектом; 8) социальная
технология — это элемент Как явление социальной практики она представляет собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей, их организованности эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям социального времени. Появление социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, идей, проектов. Использование' тех или иных ее видов
определяет, в частности, эффективность
социального управления, устойчивость
социальной организации и всего
социального пространства. Критерии эффективности разработанной социальной технологии : - простота
- она не должна быть излишне
усложнена, содержать - гибкость
- адаптация к изменяющейся - надежность
- наличие некоторого запаса - экономичность - иначе технология может быть эффективной, но дорогостоящей и неэкономичной; - удобство
эксплуатации - даже прекрасно разработанная
технология может оказаться |
Социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Использование
тех или иных социальных технологий
определяет эффективность социального
управления, регулирования социальных
процессов, устойчивость социальной организации
и всего социального Критерии эффективности разработанной социальной технологии : - простота
- она не должна быть излишне
усложнена, содержать - гибкость
- адаптация к изменяющейся - надежность
- наличие некоторого запаса - экономичность - иначе технология может быть эффективной, но дорогостоящей и неэкономичной; - удобство
эксплуатации - даже прекрасно разработанная
технология может оказаться Существует
несколько аспектов государственной
управленческой деятельности, где в
современных условиях внедрение
социальных технологий крайне, актуально. Прежде
всего это процессы прогнозирования, программирования,
оценки и отслеживания общественного
развития и соответственно реформирования
организации и функционирования субъектов
государственного управления. Нельзя
управлять, если нет исходных данных для
этого, своевременной, достоверной и полной
информации. Технология
деятельности в этом - установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; - обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); - создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; - применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; - использование
тождественных форм фиксации информационных
материалов и другие моменты, свойственные
рассматриваемому аспекту государственного
управления. Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. |
Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Выделяют 2 типа БГ:
3 уровня общности групп:
Под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. К условиям, способствующим образованию толпы, относятся: • стихийные бедствия; • общественный транспорт и транспортные узлы; • проведение массовых зрелищ; • политические акции; • места массовых гуляний и отдыха Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Люди, подверженные влиянию толпы, меняют свое поведение, которое характеризуется следующими признаками: • снижением самоконтроля. • деиндивидуализацией поведения в толпе • некритичностью мышления и легкой переключаемостью внимания. • повышенной внушаемостью. По степени активности толпы делятся: • на пассивные; • активные; • агрессивные. Пассивные {спокойные) толпы характеризуются отсутствием эмоционального возбуждения. Активной называется толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность детерминирует психологическую готовность людей совместно действовать. В агрессивной толпе наблюдается интенсивное возрастание психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева. Для перехода толпы из просто активного состояния в агрессивное достаточен и необходим возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. |
Социально-психологические особенности нации: Национальный характер – это продукт определенных исторических условий, его черты закрепляются на протяжении ряда поколений и способны медленно изменяться. Черты национального характера нельзя абсолютизировать, т.к. 1) в любом действии переплетаются национальное и социальное; 2) любая черта национального характера является не только принадлежащей данной нации. Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальные
чувства: патриотизм, национализм, толерантность,
этноцентризм (склонность воспринимать
все жизненные явления с позиции своей
этнической группы, рассмотренной как
эталон). Соц-псих особенности гендерных отношений: Гендер – это соц.положение М и Ж, включая: соц.роли, соц.позиции, виды деятельности М и Ж. Гендерные стереотипы: - закрепление семейных ролей за Ж и профессиональных ролей за М. - содержание
труда: М приписан руководящий, - феминности и мускулинности – культурное представление о М и Ж качествах Наибольшее влияние на формирование гендерных стереотипов оказывает религия. Дифференциальные особенности М и Ж: - физиологические: рост, конституция, объем мозга - гормональные - свойства нервной системы: у М большая стрессоустойчивость - Эмоциональность (М) и сдержанность (Ж) - конкретность (Ж) и абстрактность (М) - вербальный и математический интеллект - Влияние воспитания и соц.факторов |
Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Классификация МГ:
Численность МГ: - диада – самая маленькая и наименее устойчивая группа, состоящая из 2чел. - Наиболее продуктивные группы – от 5 чел. В них меньше согласия, но и меньше напряженность. - наиболее
устойчивые группы – с - группа
до 15 человек добивается - предел
функционирования группы как
единого целого – 21 чел. При
большем количестве человек
|
30.Малые
социальные группы.
Продолжение Уровни развития группы: - конгломерат – группа незнакомых ранее людей, оказавшихся в одно время на одной территории (пассажиры) - номинальная группа – обособленная группа людей, собравшихся вместе и получивших одно название (абитуриенты) - ассоциация – группа людей, объединенных общей деятельностью (студенты) - кооперация – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенных результатов в деятельности (гр.Гб-341) - автономия – обособленная группа, работающая на общую цель, получающая не только материальный результат. Но и удовлетворение от участия в ней (группа соратников) - корпорация – гиперавтономия, замкнутость, закрытость др от др, жесткая групповая мораль (секта) - коллектив – группа добивается конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей. Роли в группе: - лидер (олицетворяет гр.нормы и ценности) - эксперт (профессиональный лидер) - крайний
(на нем отрабатываются гр. - противник, оппозиционер (выступает против лидера) - жертва
(взывает о помощи и - спасатель, защитник (на защите справедливости) - любимчик (эмоциональная звезда группы) - палач
(осуществляет карательные - провакатор - шут Групповые эффекты:
|
Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Термин «организация»
1) некий инструментальный объект,
искусственное объединение,
2) некую деятельность, управление, включая
распределение функций,
3) состояние упорядоченности или
характеристику
Организация — одна из Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой- либо организации. Выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные, или тоталитарные, и утилитарные. В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, но не для материального вознаграждения. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и пр. Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д.— это тюрьмы, армия, и пр. В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы. Социальные организации подразделяют на небюрократические и бюрократические. Небюрократическими социальными организациями являются, например, давно существующие добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. Простейшим видом небюрократических неформальных организаций являются добровольные ассоциации. Бюрократия – специфическая форма управленческих структур и отношений. Считается, что бюрократия – это негативная черта деятельности государства или организации, которая характеризуется образованием группы людей, которые осуществляют функцию управления и имеют задачи, интересы и цели, отличные от задач общества. Бюрократия характеризуется наличием привилегированного слоя служащих, разрывом между исполнительной властью и законодательной, безличной системой управления, служебной зависимостью, авторитарностью сознания. Воплощением бюрократии в позитивном смысле является государственный аппарат управления. |
Каждая организация имеет
Впервые характеристики
С. С. Фролов отмечает, что одна
из современных систем
1) деятельность как руководителя
и лидера организованного 2) взаимодействие: формирование и поддержание контактов;
3) восприятие, фильтрование и 4) распределение ресурсов; 5) предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих; 6) ведение переговоров; 7) проведение инноваций; 8) планирование;
9) контроль и направление Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый из них – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй компонент управления – социальная самоорганизация. т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, "шкала престижа", неформальное груп-пообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты "прошлого" управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе, "деловых обыкновений". Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. |
Можно рассматривать понятие «патология» как Патологии в строении организаций: - Господство структуры над функцией (создание новых подразделений для решения проблем вместо конструктивного подхода). - Обособленность подразделений. - Несовместимость личности с функцией (чаще она касается руководителей и возникает, когда действия управленца вступают в противоречие с организационным порядком). - Бюрократия
(чрезмерное количество процедур). Патологии в управленческих решениях: -Маятниковые решения (меры и контрмеры). - Дублирование организационного порядка (распоряжения, которые повторяют обязательные нормы, и др.). - Игнорирование организационного порядка (нарушение принятых норм). - Разрыв между решением и исполнением (осложнение реализации принятого решения неучтенными факторами или невозможность его осуществления). - Стагнация (неспособность к изменениям, неумение их осуществлять). - Подавление развития функционированием. - Демотивирующий стиль руководства (преобладание негативной оценки действий сотрудников, отсутствие поощрений). - Инверсия (результат управленческого воздействия оказывается противоположным цели). |