Синдром профессионального выгорания социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:44, реферат

Описание работы

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания соц раб.docx

— 21.85 Кб (Скачать файл)

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему  на работе, дегуманизацией в форме  негативизма по отношению как  к пациентам (клиентам), так и к  сотрудникам, ощущением собственной  профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в  явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться  невротические расстройства и психосоматические  заболевания. Одним из ярких симптомов  выраженного синдрома профессионального  выгорания являются частые и длительно  текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной  нагрузкой при взаимодействии с  трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем  на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

В настоящее время это явление  особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка». В подтверждение  актуальности проблемы выгорания, можно  привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более  пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».

 

Для определения мер профилактики этого явления и борьбы с его  последствиями, необходимо выявить  причины, факторы, провоцирующие у  профессионала развитие этого синдрома. Исследования ведутся, однако специалисты  временами высказывают противоположные  друг другу мнения. Например, одни исследователи  выделяют одним из факторов выгорания  эмоциональную ригидность [1]; другие же, наоборот, рассматривают повышенную степень реактивности, возбудимость и высокую степень откликаемости [2]. Это свидетельствует о том, что явление эмоционального выгорания еще недостаточно изучено, и следует вести его тщательные исследования. Одно из таких исследований проводится сейчас в отделении социальной помощи на дому одиноким гражданам Территориального центра социальной помощи Орджоникидзевского района г. Мариуполя. В исследовании используются метод наблюдения, «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения» (в начале, в середине и в конце недели, чтобы определить, как меняется состояние работников в течение недели), цветовой тест М.Люшера, «Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (для определения личностных характеристик, возможно способствующих выгоранию), а также, опросник «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко (для измерения выгорания), опросник «Профессиональное выгорание», разработанный Н.Е.Водо-пьяновой и Е.С.Старченковой (для измерения уровня выгорания), и авторская методика, выявляющая факторы, провоцирующие выгорание.

 

Изучив данные современных исследований, можно сделать следующие выводы относительно факторов, провоцирующих  эмоциональное выгорание: их делят  на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт,ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику;он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

 

Различные характеристики организационной  среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологичкий климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания [3]. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения; психологически трудный контингент: люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением.

 

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с  характером профессиональной деятельности).

 

К личностным факторам мы отнесим: интровертированность; эмоциональную ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

 

Профессиональными факторами можно  назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение (в лонгитюдном исследовании 879 социальных работников (1993) было обнаружено, что лица, уровень выгорания которых уменьшился в течение 1 года, имели более высокий уровень самоуважения по сравнению с теми, у кого уровень выгорания увеличился [3]); трудоголизм; особенности мотивации; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической  стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Исследования показывают, что социальная поддержка связана с уровнем  выгорания. Помогают предотвратить  синдром эмоционального выгорания  развитые адаптационные способности, высокий уровень нервно-психической  устойчивости, коммуникативный потенциал, а также способность саморегуляции поведения. В целом, необходимо не только изучать это явление, его причины и формы протекания, а также разрабатывать меры по борьбе с выгоранием, и внедрять их в жизнь для предотвращения негативных последствий.

Социальные работники со средним  образованием в большей степени  подвержены формированию симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» и фазы «Истощение», чем сотрудники с высшим образованием. Данные симптомы проявляются в том, что на уровне физического и психического самочувствия многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности (обслуживаемых ими пожилых людей), провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, порой даже мысль о своих клиентах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

 

Социальные работники со средне-специальным  образованием в большей степени, чем сотрудники с высшим образованием подвержены формированию таких симптомов  как «загнанность в клетку», неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная  отстраненность, фазы «Резистенция» и «Истощение». Данные симптомы проявляются в том, что специалисты находятся в состоянии интеллектуально-эмоционального затора, тупика; социальные работники неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе общения с клиентами – пенсионерами, которых они обслуживают, действуют по принципу «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание клиенту, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности; сотрудники центра пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат; к специалистам приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности - не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу, постепенно симптом усиливается и все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные (резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы); социальные работники почти полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности - их почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные, специалисты работают как роботы, как бездушные автоматы.

 

Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб  субъекту общения, в данном случае –  клиентам-пенсионерам. Пожилые люди обычно переживают проявленное к  ним безразличие и могут быть глубоко травмированы. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда социальный работник всем своим видом показывает: «плевать на вас».

 

Мы предполагаем, что более низкая подверженность синдрому выгорания  сотрудников со средним образованием связано с тем, что отсутствие какого-либо образования (кроме школы), отсутствие подготовки по какой-либо специальности  снижает возможность выбора профессии, и как следствие, снижает уровень  притязаний в выборе профессии, внутреннее напряжение в плане соответствия профессиональной деятельности их ожиданиям.

 

У сотрудников с высшим образованием возможностей выбора направлений профессиональной деятельности - больше, чем у социальных работников со средним и средне-специальным  образованием, соответственно, мы можем  предположить (и общение с некоторыми из них это предположение подтверждает), что в сравнении с другими  вариантами профессиональной деятельности данная специальность имела больше «плюсов», например, возможность совмещать  с другой профессиональной деятельностью (коммерческой), с увлечениями и  т.д. Поэтому их отношение к своей профессиональной деятельности более позитивное, что является средством профилактики выгорания.

 

Социальные работники со средне-специальным  образованием в большей степени, чем сотрудники со средним и высшим, подвержены формированию симптомов  эмоционального выгорания, что, на наш  взгляд, связано с непринятием  ими их положения, связанного с профессиональной деятельностью: с одной стороны, есть профессия – диплом о специальном  образовании (медсестра, педагог, бухгалтер), а с другой стороны, профессиональная деятельность, которая (по отзывам самих  опрашиваемых) «не престижна» и «не радует». Т.е. существует большой разрыв (напряжение) между притязаниями (профессиональными) и реальным положением, что и является причиной более высокой степени подверженности синдрому выгорания.

Поэтому в первую очередь работой  по профилактике и коррекции синдрома выгорания должны быть охвачены социальные работники со средне-специальным  образованием.

 

 


Информация о работе Синдром профессионального выгорания социального работника