Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:44, реферат
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)
Проявляется нарастающим безразличием
к своим обязанностям и происходящему
на работе, дегуманизацией в форме
негативизма по отношению как
к пациентам (клиентам), так и к
сотрудникам, ощущением собственной
профессиональной несостоятельности,
неудовлетворенности работой, в
явлениях деперсонализации, а в конечном
итоге в резком ухудшении качества
жизни. В дальнейшем могут развиваться
невротические расстройства и психосоматические
заболевания. Одним из ярких симптомов
выраженного синдрома профессионального
выгорания являются частые и длительно
текущие разнообразные
Развитию этого состояния
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор
влияния злоупотребления
В настоящее время это явление особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка». В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».
Для определения мер профилактики
этого явления и борьбы с его
последствиями, необходимо выявить
причины, факторы, провоцирующие у
профессионала развитие этого синдрома.
Исследования ведутся, однако специалисты
временами высказывают
Изучив данные современных исследований, можно сделать следующие выводы относительно факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание: их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт,ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику;он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологичкий климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания [3]. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения; психологически трудный контингент: люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением.
Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).
К личностным факторам мы отнесим: интровертированность; эмоциональную ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.
Профессиональными факторами можно назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение (в лонгитюдном исследовании 879 социальных работников (1993) было обнаружено, что лица, уровень выгорания которых уменьшился в течение 1 года, имели более высокий уровень самоуважения по сравнению с теми, у кого уровень выгорания увеличился [3]); трудоголизм; особенности мотивации; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность.
В качестве факторов, способствующих
развитию синдрома, исследователи называют
также чувства социальной незащищенности,
неуверенности в социально-
Социальные работники со средним образованием в большей степени подвержены формированию симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» и фазы «Истощение», чем сотрудники с высшим образованием. Данные симптомы проявляются в том, что на уровне физического и психического самочувствия многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности (обслуживаемых ими пожилых людей), провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, порой даже мысль о своих клиентах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Социальные работники со средне-специальным
образованием в большей степени,
чем сотрудники с высшим образованием
подвержены формированию таких симптомов
как «загнанность в клетку», неадекватное
избирательное эмоциональное
Реагирование без чувств и эмоций
- наиболее яркий симптом «выгорания».
Он свидетельствует о
Мы предполагаем, что более низкая подверженность синдрому выгорания сотрудников со средним образованием связано с тем, что отсутствие какого-либо образования (кроме школы), отсутствие подготовки по какой-либо специальности снижает возможность выбора профессии, и как следствие, снижает уровень притязаний в выборе профессии, внутреннее напряжение в плане соответствия профессиональной деятельности их ожиданиям.
У сотрудников с высшим образованием
возможностей выбора направлений профессиональной
деятельности - больше, чем у социальных
работников со средним и средне-специальным
образованием, соответственно, мы можем
предположить (и общение с некоторыми
из них это предположение
Социальные работники со средне-специальным образованием в большей степени, чем сотрудники со средним и высшим, подвержены формированию симптомов эмоционального выгорания, что, на наш взгляд, связано с непринятием ими их положения, связанного с профессиональной деятельностью: с одной стороны, есть профессия – диплом о специальном образовании (медсестра, педагог, бухгалтер), а с другой стороны, профессиональная деятельность, которая (по отзывам самих опрашиваемых) «не престижна» и «не радует». Т.е. существует большой разрыв (напряжение) между притязаниями (профессиональными) и реальным положением, что и является причиной более высокой степени подверженности синдрому выгорания.
Поэтому в первую очередь работой по профилактике и коррекции синдрома выгорания должны быть охвачены социальные работники со средне-специальным образованием.
Информация о работе Синдром профессионального выгорания социального работника