Синдром профессионального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие о синдроме профессионального выгорания
Стадии профессионального выгорания
Симптомы профессионального выгорания
Профилактика профессионального выгорания

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

Введение

В числе актуальных проблем  развития личности профессионала –  специалиста социальной сферы –  все больший интерес вызывает феномен профессионального выгорания. Синдром выгорания довольно широко разрабатывается в зарубежной психологии со второй половины ХХ в. Исследованию этого феномена посвящены работы таких авторов, как Х.Фреденбергер, К.Маслач, С.Джексон, А.Пайнс и др.

Внимание отечественных  психологов (М.В.Борисова, В.Е.Орел, Т.В.Форманюк и др.) данная проблема привлекла  в середине 1990-х гг. Причем вначале  она в основном изучалась в  контексте проблем профессионального  стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек – человек». В последние годы выгорание все чаще рассматривается  как самостоятельный феномен, несводимый к другим состояниям, встречающимся  в профессиональной деятельности (стресс, депрессия, синдром хронической  усталости и др.).

Профессиональное выгорание  – это не просто усталость и  недостаток сил, а целый комплекс отрицательных переживаний, связанных  с работой: эмоциональное и физическое истощение, безразличие и плохое отношение к работе, коллегам и  клиентам, а также ощущение собственной некомпетентности [1].

При написании работы были использованы в основном электронные  ресурсы, тематического содержания, так же электронные варианты книг.

Целью данной работы является ознакомительное изучения такого явления, как профессиональное выгорание, а  так же рассмотрения профилактических мер, относящихся к данной теме.

 

I. Понятие о синдроме профессионального выгорания

 

Профессиональное выгорание  – это синдром, развивающийся  на фоне хронического стресса и ведущий  к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего  человека. Профессиональное выгорание  возникает в результате внутреннего  накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

Термин выгорание в  значении «сгорание на работе» первоначально  использовался для обозначения  состояния эмоционального истощения, которое часто наступает у  людей среднего возраста, занятых  в сфере оказания помощи другим людям [2]. В настоящее время феномен профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Наиболее распространенной сегодня является трехкомпонентная модель синдрома профессионального выгорания, включающая в себя следующие составляющие:

1.      Эмоциональное  истощение, связанное с чувством  эмоционального опустошения и  усталости, которое возникает  при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы  человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным  адекватно эмоционально реагировать;

2.      Деперсонализация  – тенденция развивать негативное  отношение к человеку, отрицательное,  циничное, либо безразличное восприятие  его, защита от негативных эмоциональных  переживаний путем обращения  с учеником (воспитанником, клиентом, пациентом) как с объектом;

3.      Редукция  профессиональных достижений, проявляющаяся  в возникновении у работника  чувства некомпетентности и неуспешности  своей профессиональной деятельности, в редуцировании собственного  достоинства, ограничении своих возможностей, способностей и обязанностей.

В качестве причин, обусловливающих  психическое выгорание, чаще всего  указываются две группы факторов: индивидуальные характеристики работника (социальные, возрастные, половые, а  также индивидуально-психологические  особенности самого профессионала, включая нейротизм, экстраверсию, локус  контроля и др.) и организационные (ситуационные) факторы, связанные с  содержанием и условиями самой  профессиональной деятельности: острота  проблем, глубина контакта с клиентом, обратная связь, справедливая оценка результатов  деятельности, рабочие перегрузки, продолжительность рабочего дня и др.) [3].

По результатам исследований феномена выгорания в зарубежной и отечественной психологии можно  составить социально-психологический  портрет специалиста социальной сферы, у которого с наибольшей вероятностью может проявиться эффект психического выгорания. Наиболее склонны к выгоранию  педагоги, социальные работники и  медики. Представители этих профессий  чаще всего имеют дело с человеческими  проблемами, несущими в себе значительный отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится  на их плечи.

С наибольшей вероятностью выгорание возникает у работников с высоким уровнем притязаний, считающих свою работу высокозначимой и общественно полезной. Люди, сгоревшие  на работе, как правило, начинают трудиться, имея высокие идеалы и самые лучшие намерения. В ходе своей работы они  понимают, что оказывают слишком  слабое влияние на жизнь тех, кому хотят помочь, или, что проблемы, которые они пытаются решить, столь  серьезны, а задачи столь трудны, что им никогда не удастся добиться полного успеха. Некоторые из проблем, которые они выбрали для своей  работы (нищета, педагогические проблемы, болезни, их профилактика, употребление наркотиков и т.п.), вообще не могут  быть решены в обозримом будущем, да еще усилиями одного человека. Кроме  того, вместо решения острейших проблем своих клиентов работники, подверженные выгоранию, вынуждены большую часть рабочего времени заниматься рутиной – писать громадное количество всевозможных отчетов, справок, формуляров и т.д. и т.п. Неудачи в достижении своих целей, неспособность решить жизненно важные проблемы своих клиентов, вызывают у них чувство разочарования, которое, в конечном счете, приводит к выгоранию. «Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Они могут срывать эти чувства на людях, которым должны помогать, или сдерживать свои эмоции, ведя себя холодно и отстраненно.

Социально-демографические  характеристики также весьма показательны. Наиболее подвержены синдрому психического выгорания женщины 40-50 лет, а также  мужчины этого же возраста, никогда  не состоявшие в браке. Как правило, это ответственные и добросовестные работники, имеющие высокий уровень  образования, экстернальный (внешний) локус контроля, высокий уровень  эмоциональной сензитивности и  тревожности, пассивные тактики  сопротивления стрессу, низкую личностную выносливость и заниженную самооценку.

Нередко выгорание обнаруживается и у молодых работников. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию  объясняют эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто  не соответствующей их ожиданиям. Вот  почему многие социальные работники, педагоги, воспитатели интернатных учреждений начинают испытывать данный синдром  уже через 2-4 года после начала трудовой деятельности [4; 5].

Среди организационных (ситуационных) факторов выгорания, куда относятся  и характеристики деятельности, и  факторы среды и особенности  взаимодействия с клиентом, в качестве наиболее значимых выделяют:

- условия работы (объем  работы, продолжительность рабочего  дня, количество клиентов, их число,  обслуживаемое за определенный  период, степень глубины контакта  с ними, дефицит времени);

- содержание работы, прежде  всего глубина проблем клиента,  принципиальная возможность их  разрешения;

- социально-психологические  аспекты организации деятельности (межличностные отношения в организации,  как по вертикали, так и по  горизонтали, стиль руководства,  возможность самостоятельно принимать  важные решения, обратная связь,  т.е. отношение к работнику,  демонстрируемое клиентами, учениками,  пациентами);

- справедливое стимулирование  работников;

- социальный статус и престиж профессии.

Как подчеркивают психологи, занимающиеся данной проблемой, для  устранения причин «сгорания на работе»  трудно что-либо сделать без перестройки  общества и условий профессиональной деятельности специалистов (прежде всего  в коммуникативных профессиях) в  целом. Тем не менее, избежать выгорания  можно, если научиться реалистически  подходить к своей работе, ставить  перед собой разумные цели, стараться  отделить личную жизнь от работы и  содействовать изменению характера  или организации своей работы [3].

 

II. Стадии профессионального выгорания

 

Синдром профессионального  выгорания развивается постепенно. Делится на три стадии, описанные  ниже.

Первая стадия:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все  пока нормально, но... скучно и пусто  на душе;

• исчезают положительные  эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние  тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь  домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая стадия:

• возникают недоразумения  с клиентами, профессионал в кругу  своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки  раздражения. Подобное поведение профессионала  — это неосознаваемое им самим  проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

• притупляются представления  о ценностях жизни, эмоциональное  отношение к миру «уплощается», человек  становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю  респектабельность и некоторый  апломб, но его глаза теряют блеск  интереса к чему бы то ни было, и почти  физически ощутимый холод безразличия  поселяется в его душе.

 

III. Симптомы профессионального выгорания

 

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три  группы: психофизические, социально-психологические  и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

- чувство постоянной, непроходящей  усталости не только по вечерам,  но и по утрам, сразу после  сна (так называемый симптом  хронической усталости);

- ощущение эмоционального  и физического истощения; 

- снижение восприимчивости  и реактивности на изменения  внешней среды (отсутствие реакции  любопытства на фактор новизны  или реакции страха на опасную  ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии,  ухудшение биохимии крови и  гормональных показателей);

- частые беспричинные  головные боли;

- постоянные расстройства  желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или  резкое увеличение веса;

- полная или частичная  бессонница (быстрое засыпание и  отсутствие сна ранним утром,  начиная с 4 часов утра или,  наоборот, неспособность заснуть  вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое»  пробуждение утром, когда нужно  вставать на работу);

- постоянное заторможенное,  сонливое состояние и желание  спать в течение всего дня; 

- одышка или нарушения  дыхания при физической или  эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

- возможно, профессиональное  выгорание является одной из  причин снижения продолжительности  жизни в России, особенно у  мужчин.

К социально-психологическим  симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

- безразличие, скука, пассивность  и депрессия (пониженный эмоциональный  тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность  на незначительные, мелкие события;

- частые нервные «срывы»  (вспышки немотивированного гнева  или отказы от общения, «уход  в себя»);

- постоянное переживание  негативных эмоций, для которых  во внешней ситуации причин  нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

- чувство неосознанного  беспокойства и повышенной тревожности  (ощущение, что «что-то не так,  как надо»);

- чувство гиперответственности  и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек  «не справится»;

- общая негативная установка  на жизненные и профессиональные  перспективы (по типу «Как ни  старайся, все равно ничего не  получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

- ощущение, что работа  становится все тяжелее и тяжелее,  а выполнять ее – все труднее  и труднее; 

- сотрудник заметно меняет  свой рабочий режим дня (рано  приходит на работу и поздно  уходит либо, наоборот, поздно приходит  на работу и рано уходит);

- вне зависимости от  объективной необходимости работник  постоянно берет работу домой,  но дома ее не делает;

Информация о работе Синдром профессионального выгорания