Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:22, контрольная работа
Целью исследования является изучение явления призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачами исследования являются:
-раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
-изучить предпосылки становления и развития детского призрения в России;
-выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с детьми-сиротами и др.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Положение детей-сирот и меры по их поддержке
1.Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России……………………………………………………………4
2.Опека и попечительство как общие технологии социальной работы…….9
Заключение……………………………………………………………………..12
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Положение
детей-сирот и меры по их поддержке
1.Положение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей в современной
России……………………………………………………………
2.Опека и попечительство как общие технологии
социальной работы…….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы о проблемах социальной
защиты детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и лиц из их числа
в возрасте до 23 лет, несомненно, очень
актуальна.
Объектом исследования данной контрольной
служат дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей. Таких в России
– несколько десятков миллионов. Каждый
из этих десятков миллионов детей – уникальная
личность, с неповторимым складом ума,
психики, сложнейшей биографией. Это требует
от социального работника исключительного
такта, проникновения в судьбу человека,
сострадания, многостороннего знания,
разнообразных умений, величайшей терпеливости
и самоотдачи. А предметом исследования:
сиротские приюты, детские дома, школы-интернаты,
семейные детские дома.
Целью исследования является изучение
явления призрения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Задачами исследования являются:
-раскрыть сущность понятия
дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей;
-изучить предпосылки становления и развития
детского призрения в России;
-выявить наиболее ценные для сегодняшнего
времени формы и работы с детьми-сиротами
и др.
Практическая значимость работы заключается
в обобщении полученной информации, и
рассмотрении вопросов о практической
значимости того или иного направления
применительно к сегодняшнему дню, в деле
призрения детей.
Ни для кого не секрет, что в последние
годы в России в условиях продолжающейся
нестабильности социально-экономической
и политической жизни наблюдается устойчивая
тенденция роста числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. По
статистическим данным их общее количество
составляет сейчас более 700 тысяч человек.
Причем лишь небольшое число этих детей
остались без попечения в результате смерти
их родителей. Остальные относятся к явлению
так называемого «социального сиротства»,
то есть являются сиротами при живых родителях,
и число их растет катастрофически. Основными
причинами увеличения числа детей-сирот
при живых родителях являются падение
социального престижа семьи, ее материальные
и жилищные трудности, межнациональные
конфликты, рост внебрачной рождаемости,
высокий процент родителей, ведущих асоциальный
образ жизни. В этой связи защита прав
и интересов детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приобретает
в Российской Федерации крайне важное
значение.
В соответствии с требованиями норм международного
права ребенок, который временно или постоянно
лишен своего семейного окружения или
не может более оставаться в таком окружении,
имеет право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством (статья
20 Конвенции о правах ребенка). В Российской
Федерации задачей государственной важности
является создание условий для полноценного
физического, интеллектуального, духовного,
нравственного и социального развития
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подготовки их к самостоятельной
жизни в современном обществе. Для этого
предусматривается комплексное осуществление
мероприятий, как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов федерации, направленных
на формирование и реализацию государственной
политики по отношению к детям, оставшимся
без попечения родителей, и обеспечивающих
их социальную защищенность, профессиональную
подготовку, трудоустройство и полноценную
интеграцию в общество.
Глава I. Положение
детей-сирот и меры по их поддержке.
1.Положение детей
– сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в современной России.
Развитие цивилизованного общества определяется
не только его экономическим и социально-культурным
уровнем, но и отношением к обездоленным
детям. Новая эпоха – эпоха гласности,
демократии – создает основу для изменения
отношения к различным аспектам данной
проблемы. Несмотря на то, что раньше мы
догадывались о неблагополучии в сфере
семейных отношений, все же истинные размеры
катастрофы оказались неожиданными. Согласно
статистическим данным, более 1 млн. детей
бывшего Советского Союза воспитываются
государством в детских домах и интернатских
учреждениях, причем более всего – в России.
Сиротство такого масштаба знали лишь
в страшные годы войны и голода. Обращает
внимание и тот факт, что изменился качественный
состав детей-сирот. Если раньше это были
дети, родители которых погибли на фронте,
то сегодня подавляющее большинство детей,
воспитывающихся в домах ребенка, детских
домах, интернатах, имеют одного или обоих
родителей, т.е. являются социальными сиротами
при живых родителях. Сиротство как социальное
явление существует столько же, сколько
само человеческое общество, и является
неотъемлемым элементом цивилизации.
Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие
причины приводили к гибели родителей,
вследствие чего дети становились сиротами.
Видимо с возникновением классового общества
ответвляется и так называемое социальное
сиротство, когда дети лишаются попечения
родителей в силу нежелания или невозможности
осуществлять последними родительские
обязанности, когда родители отказываются
от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основанное на положениях ст.121 Семейного
кодекса законодательное определение
терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся
без попечения родителей» дано Законом
«О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей – сирот, оставшихся без
попечения родителей». Установлено, что
дети-сироты – это лица в возрасте до 18
лет, которые остались без попечения единственного
или обоих родителей в связи со следующими
обстоятельствами: отсутствием таковых
или лишением их родительских прав, ограничением
их в родительских правах, признанием
безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися
в лечебных учреждениях; объявлением их
умершими; отбыванием ими наказания в
учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы, нахождением в местах
содержания под стражей, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений;
уклонением родителей от воспитания детей
или защиты их прав и интересов; отказом
родителей взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных
заведений и в иных случаях признания
ребенка оставшимся без попечения родителей
в установленном законом порядке.
Анализ социальных причин сиротства показывает,
что 3% детей, поступающих в дома ребенка,
относятся к категории «подкидышей», около
60% родителей отказываются от ребенка
в роддоме, мотивируя свое нежелание его
воспитывать отсутствием необходимых
условий. 60% матерей, чьи дети поступают
в дома ребенка, квалифицируются как матери
одиночки. Определенная часть матерей
ссылается на недостаточную психологическую
зрелость и отсутствие материнских чувств.
Около 30% детей поступают в дома ребенка
от родителей – алкоголиков.
Сейчас в России около 600 000детей – сирот
(из них 95% социальные сироты, т.е. родители
их живы, но лишены родительских прав либо
сами отказались от ребенка). Причинами
отказа от детей и помещения их в государственные
учреждения являются: неполная семья,
недостаточная материальная обеспеченность
и плохие жилищные условия, алкоголизм
матери или обоих родителей. Лишь небольшая
часть детей была оставлена родителями
из-за нарушения у новорожденного того
или иного физического дефекта, с диагнозом
известных форм умственной отсталости
с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными
врожденными пороками развития. Есть и
категория матерей, о которых необходимо
говорить особо – это матери – подростки,
пытающиеся любыми способами избавиться
от нежелательной беременности, в том
числе с помощью вредных для здоровья
будущего ребенка препаратов. В результате
появляются на свет дети, которые не нужны
своим родителям и воспитываются в учреждениях
для сирот.
Такие реалии современной российской
жизни, как экономический кризис, безработица,
обнищание широких слоев населения, проживание
за чертой бедности, повсеместное ослабление
семейных устоев, утрата старшими и младшим
поколениями моральных ценностей, пьянство
и алкоголизм, наркомания, распространение
среди детей и взрослых психических заболеваний,
бесспорно, сформировали благоприятную
почву для многих негативных социальных
явлений и социального сиротства в частности.
Сегодня государство практически не стимулирует
передачу детей, оставшихся без попечения
родителей в другую семью, предпочитая
тратить большие суммы на детские интернатные
учреждения. Но и их не хватает. За последние
годы число детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приняло устрашающие
размеры. Безразличие к ребенку в семье
стало не столь редким явлением, о чем
свидетельствует рост случаев лишения
родителей родительских прав. Игнорирование
самых насущных потребностей ребенка
в таких семьях нередко сопровождается
жестоким обращением с ними. По данным
исследований, каждый второй ребенок,
попавший в приют, подвергался телесным
наказаниям. Дети убегают от жестокого
с ними обращения, от сексуального насилия
со стороны близких либо знакомых матери
или отца, от издевательского отношения
к их личности, от гиперопеки со стороны
родителей, приобретающей форму тяжелой
семейной тирании. Количество детей, по
собственной воле ушедших из семьи, растет.
За последнее время оно увеличилось на
15%. Углубленное психологическое обследование
воспитанников одного из приютов позволило
установить, что сексуальному насилию
подверглись 21% приютских детей, причем,
только 1/3 имело место изнасилование посторонним
лицом. В остальных случаях дети стали
жертвами внутрисемейного сексуального
насилия со стороны кровных родственников
или фактических воспитателей. Жертвами
инцеста становятся как маленькие дети
(1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде
случаев сексуальные посягательства со
стороны родителей продолжались в течение
нескольких месяцев и даже лет.
Выталкивает на улицу не только семья.
Достигло критических масштабов отчисление
из общеобразовательных школ не только
подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается
резкое увеличение числа 14-15-летних подростков,
покинувших учреждения общего и профессионального
образования и не начавших работать, сокращение
приема в профтехучилища (отчего ежегодно
до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного
возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность
на рынке труда подростков 14-18 лет, которые
почему-либо продолжать учебу не могут,
и т.п. В результате, по данным с мест, среди
категории подростков, попавших в поле
зрения комиссии по делам несовершеннолетних,
22% нигде не работают и не учатся. А по информации
Генеральной прокуратуры нигде не учатся
и не работают 2 млн. несовершеннолетних
в возрасте 14-15 лет.
Продолжает увеличиваться число детей,
оставшихся без попечения родителей. В
2001г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем
в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше
40% из них составляют дети, чьи родители
лишены родительских прав.
В 2001 г. у родителей, лишенных родительских
прав, было в целом отобрано 56,4 тыс. детей,
что на 6,2% больше, чем в 2000г. и на 21,1% больше,
чем в 1999г. В то же время, численность детей,
отобранных у родителей, лишенных родительских
прав, в 2001г. сократилась по сравнению
с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4
тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем
было в 1999г.
Большинство детей, оставшихся без попечения
родителей в течение 2001г., были преданы
под опеку или усыновление. Их численность
в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего
числа детей, оставшихся без родительского
попечения.
28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения
родителей, были устроены в дома ребенка,
детские дома, школы-интернаты для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
учреждения социальной защиты населения
и иные учреждения на полное государственное
обеспечение. Доля таких детей сокращается:
в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько
уменьшилась и абсолютная их численность,
составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г.
1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения
родителей, приняты в учебные заведения
среднего и высшего профессионального
образования и другие образовательные
учреждения на полное государственное
обеспечение.
В целях улучшения положения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
принято постановление Правительства
РФ «О первоочередных мерах по улучшению
положения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» от 14 мая 2001г.
№374. Указанным документом увеличено в
3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое
детям в период обучения для приобретения
учебной литературы и письменных принадлежностей;
установлены нормы материального обеспечения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и распространены на детей,
передаваемых в приемные семьи и детские
дома семейного типа. Субъектам Российской
Федерации рекомендовано предусматривать
в бюджетах средства на льготный и бесплатный
проезд указанных категорий детей, а также
средства на компенсацию питания, обеспечение
одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные
учреждения образования и социальной
защиты; принять меры по поддержке образовательных
учреждений для детей-сирот и специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации.
2.Опека и попечительство
как общие технологии
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего
семейного воспитания можно считать передачу
ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство являются общими
технологиями социальной работы, применимы
при оказании помощи разным категориям
населения и, прежде всего, используются
для защиты прав и интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство-это, правовые
формы защиты личных, имущественных прав
и интересов граждан в случаях, предусмотренных
законом.
Общие принципы, содержание и меры государственной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, определены Федеральным
законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»,
с изменениями, внесенными Федеральным
законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. Данный
Закон регулирует отношения, возникающие
в связи с предоставлением и обеспечением
органами государственной власти дополнительных
гарантий по социальной защите прав детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из их числа в возрасте до 23
лет. Здесь содержится важная норма, согласно
которой дополнительные гарантии по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставляемые
в соответствии с действующим законодательством,
обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами
опеки и попечительства являются органы,
местного самоуправления – выборные и
другие органы, наделенные полномочиями
в решении вопросов местного значения
и не входящие в систему органов государственной
власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции
и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями
с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств. К
таким государственным полномочиям относятся
функции по опеке и попечительству.
В соответствии с Законом
РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении
в Российской Федерации» органы местного
самоуправления всех уровней [поселковая
(сельская), районная и городская администрации]
обязаны принимать меры к устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, в
детские дома, школы-интернаты, интернаты
при школах и на воспитание в семьи граждан.
Конкретные полномочия органов местного
самоуправления по осуществлению функций
опеки и попечительства в отношении детей,
оставшихся без попечения родителей, закреплены
в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,
В Семейном кодексе не дается понятия
структурных подразделений органов опеки
и попечительства и стоящих перед нами
задач, поэтому функции по охране прав
детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляет Глава Управы Района (лично
или через подразделения администрации
района).
Организация методической помощи и оказание
содействия органам опеки и попечительства
возложены на Министерство общего и профессионального
образования РФ, которое является правопреемником
упразднения Министерства образования
РФ, ранее выполнявшего данные функции.
В субъектах РФ такая работа выполняется
соответствующими управлениями (департаментами,
комитетами) образования субъектов РФ.
Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает,
что не допускается деятельность других,
кроме органов опеки и попечительства,
юридических и физических лиц по выявлению
и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей. Данный запрет распространяется
и на посредническую деятельность по передаче
детей на усыновление, под опеку (попечительство)
или на воспитание в семью (речь идет о
поиске, выявлении и подборе детей).
Своевременное выявление и учет детей,
утративших по тем или иным причинам родительское
попечение, является необходимой предпосылкой
оказания им соответствующей помощи. В
соответствии со ст.122 СК решение этих
вопросов входит в компетенцию органов
опеки и попечительства по фактическому
месту нахождения детей.
Органы опеки и попечительства, получив
сведения о детях, оставшихся без попечения
родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК,
в течение трех дней провести обследование
условий жизни таких детей, которое заключается
в проверке достоверности поступившей
информации об утрате детьми попечения
родителей (истребовании и изучении соответствующих
документов, бесед с окружающими детей
лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки
и попечительства принимаются меры к выяснению
возможного наличия у ребенка родственников
и установлению их местонахождения. При
подтверждении факта отсутствия попечения
родителей или их родственников органы
опеки и попечительства должны обеспечить
защиту (включая охрану принадлежащего
им имущества и закрепление за детьми
занимаемой ими жилой площади), а также
их временное устройство до решения вопроса
о дальнейшем содержании и воспитании,
что может выражаться не только в передаче
детей их родственникам, но и в их помещении
в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей,
после их выявления должны быть учтены
и зарегистрированы, а сведения о них внесены
в государственный банк данных о детях,
оставшихся без попечения родителей. На
основании сообщений органов опеки и попечительства
соответствующим органом исполнительной
власти субъекта РФ формируется региональный
банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей и проживающих на территории
этого субъекта РФ. В течение месяца со
дня поступления указанных сведений этот
же орган организует устройство ребенка
в семью граждан, проживающих на данной
территории или на территории других субъектов
РФ, а также осуществляет подбор детей
для лиц, изъявивших желание взять ребенка
в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных
форм воспитания детей на руководителей
воспитательных и иных учреждений, в которых
находятся дети, оставшиеся без попечения
родителей, возложена обязанность в 7-дневный
срок со дня получения известия о том,
что ребенок может быть передан на попечение
в семью, сообщить об этом в орган опеки
и попечительства по месту нахождения
данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее
устройство ребенка на основании этих
сообщений в форме усыновления или передачи
его в приемную семью, под опеку (попечительство)
должно проходить в строгом соответствии
с требованиями закона.
Число детей, находящихся под опекой, растет.
По состоянию на конец 2001 г. в России их
насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше,
чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению
с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство)
было передано 69,7 тыс. детей (в 2000г.-65,7 тыс.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основе проанализированной курсовой
работы можно говорить о следующих тенденциях
в оказании социальной помощи детям-сиротам:
1. Оказание помощи этой категории детей
может осуществляться как в учреждениях
интернаторного типа, так и в условиях
приемной семьи. При этом приоритетность
отдается воспитанию таких детей в семье.
2. Использование «командного подхода»,
который предполагает профессиональный,
системный подход к социальной работе
с семьей в целом, что весьма эффективно.
3. Широкое распространение в последнее
время получило использование концепции
«самопомощи» при работе с этой категорией
людей.
4. Многочисленные исследования содействуют
все более широкому использованию индивидуальных
реабилитационно - коррекционных программ,
которые учитывают потребности ребенка
и пожелания семьи. Это будет содействовать
более эффективному оказанию помощи.
5. Система социализации должна охватывать
все сферы жизнедеятельности. При этом
особое внимание уделяется социальной
и профессиональной ориентации, что имеет
немаловажное значение для развития у
ребенка навыков независимой самостоятельной
жизни.
6. Особое значение, по моему мнению, имеет
изменение общественного мнения в отношении
детей-сирот. Это должно являться первостепенной
задачей социальной политики, однако,
в нашей стране этому вопросу не уделяется
должного внимания.
7. Одним из самых важных, на мой взгляд,
является обеспечение полноценного образования
для детей – сирот. Особую роль в этом
играет интегрированное обучение, которое
закреплено законодательством. Оно способствует
решению ряда задач: образовательных,
формирования отношений в приемной семье.
Список литературы.
1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
3. Под. ред. проф. А.И.Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Козлов А. А. Практикум социального работника: Учебное пособие для студ. вузов/ Ростов н/Д: Феникс, 2001.-317 с
5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. -2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.-395 с
6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ А. В. Бабушкин, М. П. Гурьянова, И. Г. Зайнышев и др.; Под ред. Е. И. Холостовой, А. С.
7. Сорвиной; Мос. гос. ун-т сервиса, Социально-технолог. ин-т. -М.: ИНФРА-М, 2001.-427 с