Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:40, реферат
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений всё очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, всё чаще возникали забастовки, которые стали одной из распространённых форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определённых требований (экономических либо политических).
Содержание:
Теоретические основы социального партнёрства
Эволюция концептуальных подходов по урегулированию социальных конфликтов
Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы
Система социального партнёрства, его структура и механизм
Формы и модели трёхстороннего сотрудничества в сфере труда
Классификация моделей социального партнёрства
Представительство сторон и формы взаимодействия социальных партнёров
Основные направления развития социального партнёрства в РБ
Особенности формирования социального партнёрства в РБ и на современном этапе
Основные направления сотрудничества государства с общественными структурами
Цели государства и общества на современном этапе развития РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Немаловажное значение в процессе непосредственного взаимодействия сторон представляют такие формы отношений, как переговоры и консультации между правительством, трудящимися и работодателями по вопросам разработки и реализации социально-экономических программ, принятия согласованных мер социальной защиты, обеспечивающих гарантированный минимальный стандарт жизни для наиболее уязвимых категорий населения. В таких случаях стороны пытаются найти приемлемый компромисс между необходимостью экономического развития и потребностями социальной защиты, который позволил бы обеспечить социальную стабильность и согласие в обществе.
Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях, других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов. [11, с.911]
В социальном
партнёрстве представителями
Профессиональный
союз является добровольной общественной
организацией, объединяющей граждан, в
том числе обучающихся в
Представителями работодателя в осуществлении социально-трудовых отношений являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей. При проведении переговоров, заключении соглашений, разрешении трудовых споров, а также при формировании и осуществлении работы комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей. Такие объединения являются некоммерческими организациями, создаваемыми на добровольной основе для представления и защиты интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Органами социального партнёрства выступают комиссии по урегулированию трудовых и экономических отношений между работниками и работодателем, которые образуются по решению сторон на равноправной основе из наделённых необходимыми полномочиями представителей на всех уровнях управления.
3 Основные направления развития социального партнёрства в РБ
3.1
Особенности формирования
В Республике Беларусь социальное партнёрство принято и закреплено в статье 14 Конституции Республики Беларусь. Оно находится на переходном этапе формирования. В настоящее время в нашей стране идёт освоение, формирование и утверждение системы социального партнёрства на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, местном, на уровне предприятий.
Однако эта большая и важная работа пока находится на начальном этапе, характеризуется большим количеством проблем, формализмом и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки социального партнёрства в зарубежных странах необходимо не только изучать, но и активно учитывать, активно использовать.
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учёта во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнёрства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное
партнёрство – это эффективная
форма формирования и реализации
социально-экономической
Социальное партнёрство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе
договорного регулирования
Система социального
партнёрства располагает
Стратегическим направлением формирования партнёрских отношений в Республике Беларусь признано заключение трёхсторонних и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях – генерального, отраслевых (тарифных), местных и коллективных договоров. Основным инстументом их реализации служат трёх- и двухсторонние комиссии, в функции которых входит подготовка, заключение и контроль за выполнением подписанных соглашений. [14, c.11]
В нашей стране ещё не сложился необходимый уровень гражданского самосознания, культуры и этики трудовых отношений, который бы позволял во всех случаях квалифицировать складывающиеся формы трудовых отошений как истинно партнёрские. Можно с большей долей вероятности предположить, что новый этап приватизации и расширения частного сектора хозяйства в Беларуси будет сопровождаться ростом конфликтности в обществе в силу углубления противоречий между трудом и капиталом и неразвитостью механизма их разрешения.
3.2
Основные направления
В Республике Беларусь на сегодняшний день зарегестрировано свыше 2 тыс. общественных объединений. Многие из ниих выражают интересы и отстаивают социальные и экономисеские права определённых категорий населения – молодёжи, женщин, ветеранов, трудящихся, инвалидов, детей. Задача государства – максимально содействовать констуктивной деятельности общественных организаций, соблюдая баланс интересов разных групп населения при достижении общенациональных целей социально-гуманитарного развития. Значение социального партнёрства и диалога в этом процессе бесспорно высоко.
Самую массовую общественную структуру в республике представляет Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на том, что у них общие цели – достижение стабильности в государстве, обспечение достойной жизни для его граждан.
Ключевым
направлением деятельности Федерации
профсоюзов остаётся защита трудовых
и социально-экономичесих прав и
законных интерес граждан. Вместе с
тем всё более активным становится
участие профсоюзов и в реализации
социальо-экономической
Для этого
создано необходимое правовое поле,
позволяющее профсоюзам активно
участвовать в социально-
Благодаря совместной работе социальныхпартнёров решён ряд серьёзных проблем, соявших ранее перед обществом и властью:
Таким образом, в нашей стране постоянно повышаются социальные гарантии работников в области оплаты труда и одновременно снижается малообеспеченность. В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.
Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.
В 2008 году, по инициативе
профсоюзов заключено,
Характерной особенностью принимаемых в последние годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав работников.
В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.
3.3 Цели государства и общества на современном этапе развития РБ
Беларусь – социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Достижению данных целей способствуют утверждённые государственные программы, причём три из них имеют характер общенациональных интересов. Это Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Их успешная реализация во многом зависит от включённости всего общества в этот процесс, другими словами – от действенности механизмов социального партнёрства. [15, c.43]
Население – важнейший ресурс обеспечения устойчивого развития государства. Без граждан нет страны: её некому защищать, некому создавать национальные богатства, преумножать научный и культурный потенциал, некому поддерживать старшее поколение.
Преодоление неблагоприятных тенденций в демографическом развитии РБ, сложившихся с 1993 г. (когда впервые смертность взяла верх над рождаемостью), рассматривается в нашей республике как вопрос первостепенной важности.
В основе решения
указанных демографических
В рамках реализации Национальной программы демографической безопасности значительные усилия государства направляются на снижение заболеваемости и преждевременной смерти населения, особенно в трудоспособном возрасте. Конечная цель – увеличение продолжительности жизни людей. Проводится ряд мер по улучшению охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Очень важна работа по формированию у молодёжи установок на создание полноценной и здоровой семьи, в которой будет как минимум двое-трое детей. [2]
Повышение уровня и качества жизни населения республики, снижение малообеспеченности, выравнивание условий жизни граждан страны в городской и сельской местности – это задачи, на решение которых нацелено Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. И как подчеркнул Глава государства в своём выступлении на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, состоявшемся в ноябре 2007 г., именно в малых и средних городах, на малых и средних предприятиях сосредоточен резерв как для значительного дальнейшего наращивания объёмов производства, так и для улучшения качества жизни людей. Это очень важно, поскольку в малых и средних городах нашей страны проживает более 30% населения.