Система и формы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений всё очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, всё чаще возникали забастовки, которые стали одной из распространённых форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определённых требований (экономических либо политических).

Содержание работы

Содержание:

Теоретические основы социального партнёрства
Эволюция концептуальных подходов по урегулированию социальных конфликтов
Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы
Система социального партнёрства, его структура и механизм
Формы и модели трёхстороннего сотрудничества в сфере труда
Классификация моделей социального партнёрства
Представительство сторон и формы взаимодействия социальных партнёров
Основные направления развития социального партнёрства в РБ
Особенности формирования социального партнёрства в РБ и на современном этапе
Основные направления сотрудничества государства с общественными структурами
Цели государства и общества на современном этапе развития РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Система и формы социального партнерства.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Немаловажное  значение в процессе непосредственного  взаимодействия сторон представляют такие  формы отношений, как переговоры и консультации между правительством, трудящимися и работодателями по вопросам разработки и реализации социально-экономических программ, принятия согласованных мер социальной защиты, обеспечивающих гарантированный минимальный стандарт жизни для наиболее уязвимых категорий населения. В таких случаях стороны пытаются найти приемлемый компромисс между необходимостью экономического развития и потребностями социальной защиты, который позволил бы обеспечить социальную стабильность и согласие в обществе.

Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях, других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов. [11, с.911]

В социальном партнёрстве представителями работников обычно выступают профессиональные союзы и их объединения. Если на предприятии  отсутствуют профсоюзные организации, а также если они объединяют в своём составе менее половины работников, то представлять их интересы общим собранием или конференцией может быть поручено иным организациям. Наличие иных представителей не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. [5, с.91]

Профессиональный  союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в  том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенции Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами. [3, с.912]

Представителями работодателя в осуществлении социально-трудовых отношений являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей. При проведении переговоров, заключении соглашений, разрешении трудовых споров, а также при формировании и осуществлении работы комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей. Такие объединения являются некоммерческими организациями, создаваемыми на добровольной основе для представления и защиты интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Органами социального партнёрства выступают комиссии по урегулированию трудовых и экономических отношений между работниками и работодателем, которые образуются по решению сторон на равноправной основе из наделённых необходимыми полномочиями представителей на всех уровнях управления.

 

 

 

3 Основные направления развития социального партнёрства в РБ

 

3.1 Особенности формирования социального  партнёрства в РБ и  на  современном этапе

 

 

 

В Республике Беларусь социальное партнёрство принято и закреплено в статье 14 Конституции Республики Беларусь. Оно находится на переходном этапе формирования. В настоящее время в нашей стране идёт освоение, формирование и утверждение системы социального партнёрства  на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, местном, на уровне предприятий.

Однако эта  большая и важная работа пока находится  на начальном этапе, характеризуется  большим количеством проблем, формализмом  и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки социального  партнёрства в зарубежных странах необходимо не только изучать, но и активно учитывать, активно использовать.

Происходящие  в республике политические и социально-экономические  преобразования, переход к многоукладной  экономике могут быть успешными  только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.

Для обеспечения  согласования позиций и учёта  во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнёрства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Социальное  партнёрство – это эффективная  форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоёв и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. [11, c.916]

Социальное  партнёрство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.

На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях  система социального партнёрства создаёт условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряжённость на рынке труда.

Система социального  партнёрства располагает многочисленными  средствами и возможностями, регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Концепция подготовлена во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 “О развитии социального партнёрства в Республике Беларусь” и Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 1996 год. Разработка данной Концепции преследует цель теоретического обоснования необходимости формирования системы социального партнёрства и основных напрвлений её развития, выбора форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в условиях реформирования экономики республики. Последовательная и поэтапная её реализация пощволит объединить усилия всех слоёв общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этике общения и сотрудничества.

Стратегическим  направлением формирования партнёрских  отношений в Республике Беларусь признано заключение трёхсторонних и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях – генерального, отраслевых (тарифных), местных и коллективных договоров. Основным инстументом их реализации служат трёх- и двухсторонние комиссии, в функции которых входит подготовка, заключение и контроль за выполнением подписанных соглашений. [14, c.11]

В нашей стране ещё не сложился необходимый уровень  гражданского самосознания, культуры и этики трудовых отношений, который  бы позволял во всех случаях квалифицировать складывающиеся формы трудовых отошений как истинно партнёрские. Можно с большей долей вероятности предположить, что новый этап приватизации и расширения частного сектора хозяйства в Беларуси будет сопровождаться ростом конфликтности в обществе в силу углубления противоречий между трудом и капиталом и неразвитостью механизма их разрешения.

 

 

 

 

3.2 Основные направления сотрудничества  государства с общественными  структурами

 

 

В Республике Беларусь на сегодняшний день зарегестрировано свыше 2 тыс. общественных объединений. Многие из ниих выражают интересы и отстаивают социальные и экономисеские права определённых категорий населения – молодёжи, женщин, ветеранов, трудящихся, инвалидов, детей. Задача государства – максимально содействовать констуктивной деятельности общественных организаций, соблюдая баланс интересов разных групп населения при достижении общенациональных целей социально-гуманитарного развития. Значение социального партнёрства и диалога в этом процессе бесспорно высоко.

Самую массовую общественную структуру в республике представляет Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на том, что у  них общие цели – достижение стабильности в государстве, обспечение достойной  жизни для его граждан.

Ключевым  направлением деятельности Федерации  профсоюзов остаётся защита трудовых и социально-экономичесих прав и  законных интерес граждан. Вместе с  тем всё более активным становится участие профсоюзов и в реализации социальо-экономической олитики государства.

Для этого  создано необходимое правовое поле, позволяющее профсоюзам активно  участвовать в социально-экономических  процессах, происходящих в стране, эффективно взаимодействовать с органами государственного и хозяйственного управления. Уровень развития социального партнёрства, достигнутый в республике, высоко оценивается многими профсоюзными объединениями в странах СНГ и дальнего зарубежья. [17, c.91]

Благодаря совместной работе социальныхпартнёров решён  ряд серьёзных проблем, соявших  ранее перед обществом и властью:

  • практически устранены случаи несвоевременной выплаты заработной платы;
  • размер минимальной заработной платы превысил уровень бюджета прожиточного минимума (в послудующем минимальная заработная плата будет доведена да уровня минимального потребительского бюджета);
  • обеспечивается ежегодный рост реальной зароботной платы и реальных денежных доходов населения;
  • размер пенсии в республике является самым высоким среди стран СНГ;
  • уровень безработицы снижен до 1%;
  • предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в течение последних лет не превышает 5 долларов США в год.

Таким образом, в нашей  стране постоянно повышаются социальные гарантии работников в области оплаты труда и одновременно снижается  малообеспеченность. В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы  развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

 В 2008 году, по инициативе  профсоюзов заключено, продолжено  действие 53 республиканских тарифных, 71 областного и 345 районных, городских тарифных соглашений, а также 17 541 коллективный договор, действие которых распространяется на 3,68 млн. работников, пенсионеров, студентов, учащихся. [2]

Характерной особенностью принимаемых в последние годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и  коллективные договоры заключались  в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы  могут вноситься изменения и  дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.

 

 

3.3 Цели государства и общества  на современном этапе развития  РБ

 

 

Беларусь  – социальное государство, основными  целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Достижению данных целей способствуют утверждённые государственные программы, причём три из них имеют характер общенациональных интересов. Это Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Их успешная реализация во многом зависит от включённости всего общества в этот процесс, другими словами – от действенности механизмов социального партнёрства. [15, c.43]

Население –  важнейший ресурс обеспечения устойчивого  развития государства. Без граждан  нет страны: её некому защищать, некому создавать национальные богатства, преумножать научный и культурный потенциал, некому поддерживать старшее поколение.

Преодоление неблагоприятных тенденций в  демографическом развитии РБ, сложившихся  с 1993 г. (когда впервые смертность взяла верх над рождаемостью), рассматривается  в нашей республике как вопрос первостепенной важности.

В основе решения  указанных демографических проблем  лежит Национальная программа демографической  безопасности РБ на 2007-2010 гг. Одна из её стратегических целей – обеспечить превышение рождаемости над смертностью. Данным документом предусмотрен целый комплекс мер, реализация которых будет способствовать улучшению основных показателей уровня и качества жизни населения, демографической ситуации в стране.

В рамках реализации Национальной программы демографической  безопасности значительные усилия государства направляются на снижение заболеваемости и преждевременной смерти населения, особенно в трудоспособном возрасте. Конечная цель – увеличение продолжительности жизни людей. Проводится ряд мер по улучшению охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Очень важна работа по формированию у молодёжи установок на создание полноценной и здоровой семьи, в которой будет как минимум двое-трое детей. [2]

Повышение уровня и качества жизни населения республики, снижение малообеспеченности, выравнивание условий жизни граждан страны в городской и сельской местности – это задачи, на решение которых нацелено Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. И как подчеркнул Глава государства в своём выступлении на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, состоявшемся в ноябре 2007 г., именно в малых и средних городах, на малых и средних предприятиях сосредоточен резерв как для значительного дальнейшего наращивания объёмов производства, так и для улучшения качества жизни людей. Это очень важно, поскольку в малых и средних городах нашей страны проживает более 30% населения.

Информация о работе Система и формы социального партнерства