Система образования республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:12, реферат

Описание работы

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.
Национальная система образования РБ включает:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических кадров;
повышение квалификации и переподготовку кадров;
самостоятельное образование граждан.

Содержание работы

Введение 3
1. О структуре высшего профессионального образования 4
2. Квалификации, степени, дипломы 5
3. Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования 7

Файлы: 1 файл

2 Реферат - Система образования в РБ-КУНИЦКАЯ.docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСРС №1

по дисциплине «Социология»

 

ТЕМА: «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. О структуре высшего профессионального образования 4

2. Квалификации, степени, дипломы 5

3. Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

В соответствии с  действующим законодательством  руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный  Совет республики, исполнение законов  — Кабинет Министров), а также  местные органы управления.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов  и непосредственном управлении —  Кабинетом Министров и Министерством  образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования  и науки Республики Беларусь руководит  непосредственно подчиненными ему  высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными  научными и учебно-методическими  организациями, институтами повышения  квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее  организационно-методическое руководство  работой управлений и отделов  образования исполкомов местных  Советов народных депутатов, в ведении  которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные  школы, профессионально-технические  и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с  существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием  в объеме не менее 10% национального  дохода.

Национальная система  образования РБ включает:

    • дошкольное образование;
    • общее среднее образование;
    • внешкольные формы образования;
    • профессионально-техническое образование;
    • среднее специальное образование;
    • высшее образование;
    • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
    • повышение квалификации и переподготовку кадров;
    • самостоятельное образование граждан.

В систему образования  Республики Беларусь входят различные  типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. О структуре высшего профессионального образования

 

 Нормативное и методическое управление системой высшего образования  осуществляется Министерством образования  Республики Беларусь независимо от формы  собственности и ведомственной подчиненности вуза.

Государственная система  высшего образования финансируется  из средств государственного бюджета. Кроме этого, государственные высшие учебные заведения получают средства министерств, предприятий, организаций, иных юридических и физических лиц.

Многоступенчатая  система подготовки специалистов с  высшим образованием, принятая в Республике Беларусь в 1994 году, диверсификация типов  и преобразования статуса высших учебных заведений усложнили  ранее существовавшую унитарную  структуру и управление ею. В настоящее  время учебные заведения системы  высшего образования РБ делятся  на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются:

— классический университет;

— профильный университет или академия;

— институт;

— высший колледж.

–– классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

В настоящее время  в системе высшего образования  Республики Беларусь сложилась разветвленная  сеть высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного  хозяйства. Учебные планы и программы  учитывают особенности национальной системы высшего образования  и необходимость интеграции ее в  мировое образовательное пространство. Структура учебного плана включает изучение дисциплин гуманитарного  и социально- экономического профиля  — 25-35%, общенаучного и общепрофессионального  — 35-45%, специальных дисциплин — 25-35%, дисциплин специализаций — 10-15%.

 

    1. Квалификации, степени, дипломы

В 1994г. начато реформирование национальной системы высшего образования, основанное на принципах государственной  политики в области образования  и международной классификации, принятой ЮНЕСКО.

В частности, в Республике Беларусь была введена система подготовки специалистов, которая включает две  ступени. На первой ступени (4-5 лет) готовятся  специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность  получения выпускниками академической  степени бакалавра. На второй ступени  в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается  возможность получения академической  степени магистра.

Диплом о высшем образовании 

Программы обучения по большинству специальностей включают 4500-5700 учебных часов, что соответствует  длительности обучения 4-5 лет. После  завершения обучения выпускники сдают  государственные экзамены по специальности  и защищают дипломный проект (работу). Государственная экзаменационная  комиссия присваивает выпускнику квалификацию в соответствии с избранной специальностью. Полученная специальность и квалификация указывается в Дипломе о высшем образовании.

Академическая степень бакалавра 

Право на получение  академической степени бакалавра  имеют успешно обучающиеся студенты. Они должны пройти дополнительный курс обучения в 300 часов. Этот дополнительный курс проходит одновременно с курсом обучения для получения диплома  о высшем образовании, поэтому срок подготовки (4-5 лет) остается неизменным. Программа подготовки бакалавра  включает курсы для расширения фундаментальной  научной подготовки, психолого-педагогические дисциплины и изучение иностранного языка. Претендент должен сдать экзамены по программе подготовки бакалавра. Академическая степень бакалавра  с указанием направления подготовки присуждается Государственной экзаменационной  комиссией и подтверждает Диплом бакалавра. Степень бакалавра, присваиваемая в белорусских высших учебных заведениях, является свидетельством того, что выпускник получил расширенную академическую подготовку.

 

 

Академическая степень магистра

Магистратура как  вторая ступень высшего образования  организуется в высших учебных заведениях университетского типа. Ее цель – подготовка специалистов для научной и педагогической деятельности в высшей школе, работы в органах государственного управления, а также подготовка для продолжения  обучения на ступени научного образования.

Необходимым условием доступа к обучению на второй ступени  является диплом, подтверждающий не менее  чем 4-5-летнее обучение на первой ступени  высшего образования. Прием проводится на конкурсной основе.

Обучение на второй ступени длится 1-2 года и включает углубленную подготовку по избранной  специальности по индивидуальному  плану, выполнение научных исследований, подготовку и публичную защиту магистерской диссертации. Продолжительность учебной  недели в магистратуре устанавливается  равной 40 часам, включая все виды аудиторных и лабораторных занятий  и самостоятельную подготовку, а  также не менее 10 часов исследовательской  работы.

После успешного  окончания магистратуры студент  получает академическую степень  магистра с указанием направления  подготовки (например, магистр экономических  наук), что подтверждается Дипломом магистра. Степень присваивается  после защиты диссертации Государственной  экзаменационной комиссией.

 

 

 

 

 

    1. Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования

 

 Закон об образовании  Республики Беларусь (2002) определил  общую структуру национальной системы  образования РБ, принципы государственной  политики в сфере образования, стандарты  в сфере образования и требования к организации образовательного процесса.

Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998) разработана Министерством  образования на основе обобщения  опыта развития высшей школы республики. В ней определены основные цели, задачи, принципы и пути совершенствования  высшего образования на период до 2005 г., направленные на создание национальной системы образования Республики Беларусь.

Концепция развития педагогического образования в  Республике Беларусь (2000). Предполагает создание научно-организационных основ  и механизмов дальнейшего развития педагогического образования в  Республике Беларусь в новых социально-экономических  условиях, а также совершенствование  системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации. В концепции  определены приоритетные задачи развития педагогического образования на период до 2010 года, средства их достижения, социально-педагогические условия, механизмы  и прогноз перспектив развития педагогического  образования.

Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь разработана в  соответствии с основными направлениями  развития национальной системы образования (1999). Программа направлена на решение  производственных и социально-экономических  задач регионов, более полное удовлетворение запросов сельской молодежи в получении  высшего образования, дальнейшее улучшение  кадрового обеспечения регионов. В программе определены цели, задачи и приоритетные направления развития высшего образования с учетом развития демографической ситуации в республике. Программа предполагает создание организационных основ  и механизмов совершенствования системы высшего образования в регионах Республики Беларусь.

Программа развития последипломного образования в  Республике Беларусь на базе высших учебных заведений (2001) включает комплекс мероприятий, связанных с решением основных организационных, учебно-методических, кадровых, финансовых вопросов, направленных на развитие системы последипломного образования на базе ведущих высших учебных заведений Республики Беларусь.

В ее реализации задействованы  республиканские органы государственного управления, ведущие высшие учебные  заведения республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. http://www.president.gov.by/press10679.html

 

http://www.unisvit.com/by.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. http://www.bsuir.by/m/12_109073_1_53616.doc
    2. http://www.house.gov.by/images/page16/sredn_obraz.doc

Информация о работе Система образования республики Беларусь