Система образования в Чехии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:24, реферат

Описание работы

Уютная маленькая Чехия с ее пивом и кнедликами до недавнего времени воспринималась всеми только как замечательное место для короткого и недорогого отдыха. Введение чехами с 1 января 1999 года бесплатного обучения для иностранцев, знающих чешский, заставило многих задуматься о получении высшего образования в этой стране.

Содержание работы

1. Система образования Чехии 2
Как организована система образования 3
Университеты крупным планом 4
Подготовка к поступлению в университет 7
Как стать студентом чешского университета 7
Проживание и виза 8
2. Дошкольное образование в Чехии 10
3. Среднее образование в Чехии 11
Система образования в Чехии схематично: 11
4. Подготовка в чешский вуз 14
Подготовка к поступлению в чешские вузы возможна двумя путями 14
Подготовительные курсы к поступлению в вузы 15
Социальные льготы и трудоустройство студентов 16
5. Высшее образование в Чехии 18
Разделение высшего образования на бакалаврские и магистерские программы. 20
Срок обучения в вузах 21
Сдача вступительных экзаменов в чешские вузы 22
Приложение 1: Карлов университет 23
Там, где ректором был Ян Гус 23

Файлы: 1 файл

sistema_obrazovaniya_chekhii.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Почти каждый крупный город в Чехии имеет свой государственный вуз, и все они отличаются высоким уровнем классического европейского образования.

В настоящее время в стране действуют 37 высших учебных заведений (не считая одного полицейского и нескольких военных).

Вузы в Чехии делятся на университеты, институты и академии. По Закону о высшем образовании университетами имеют право называться только те вузы, которые подготавливают кандидатов и докторов наук. К академиям относятся вузы, дающие высшее образование в сфере литературы, культуры и искусств.

Высшие учебные заведения в Чехии бывают государственные и коммерческие. Государственные - как правило, старые, солидные и практически бесплатные учебные заведения, обладающие прочной материальной базой и опытными кадрами педагогов. Они готовят как бакалавров, так и магистров (инженеров). В связи с протеканием научно - технической революции и грядущим вступлением Чехии в Европейский Союз они активно совершенствуют состав и содержание преподаваемых предметов с учетом общеевропейских требований, что значительно повышает качество предлагаемого ими образования. В этом проявляется их разительное отличие от государственных вузов стран СНГ, лишь понемногу совершенствующих свою образовательную политику.

Все коммерческие вузы - это вновь образованные (1-3 года назад) учебные заведения, обучающие студентов только до уровня бакалавра. Обучение в них - платное. Эти вузы проходят в министерстве образования Чехии обязательную аттестацию на качество обучения, иначе они не имеют права работать. Тем не менее, основной их слабостью (кроме платы за обучение) является качество представляемого студентам образования.

До изменения Закона о высшем образовании (1.01.1999 г.) для граждан Чехии высшее образование было бесплатным, а для иностранцев - платным. Например, в 1998 году плата за год обучения на чешском языке в Карловом университете составляла для них от 3000 на филологическом до 7500 долларов в год на медицинских факультетах, в Пражском Экономическом университете - 2000 долларов в год. После принятия нового закона согласно требованиям европейского законодательства был установлен принцип равных условий в оплате за обучение всех студентов независимо от их гражданства. Установить же для чехов реальную величину платы за обучение в вузах правительство не решилось по политическим соображениям (мнение общественности, разногласия в политических партиях по этому вопросу, выборы и т.д.)

Согласно действующего с 1.01.1999 г. Закона о высшем образовании обучение в государственных вузах Чехии на чешском языке стало бесплатным. Одновременно за так называемые "дополнительные услуги по обучению ", со студентов берется плата. К ним относятся услуги, превышающие стандартный их уровень, которым пользуется подавляющее большинство учащихся. Например: оплата при продлении студентом срока своего обучения свыше норматива (см. ниже сроки обучения), за оформление мультифункционального студенческого билета, за зачет ранее пройденных студентом предметов, восстановление потерянной зачетки и т. д. Фактическая величина этих платежей составляет в среднем менее 100 долларов в год на одного человека.

Обучение на иностранных (как правило - английском) языках - платно. Размер платы за год в зависимости от качества обучения и престижа вуза составляет от 3000 долларов на экономическом факультете Чешского технического университета до 10000 долларов на медицинских факультетах Карлова университета.

Однако вопрос об оплате за получение высшего образования на чешском языке до конца еще не решен. В начале 2002 года в нижней палате парламента была предпринята очередная попытка внесения поправок в Закон о высшем образовании. Поправки предусматривают введение платы за обучение в вузах на чешском языке в размере 14000 крон за год обучения (1 доллар=37 кронам). Таким образом, плату хотят установить сравнительно невысокую. Предыдущая попытка внесения подобного рода поправки (весной 2001 года) большинством парламентариев была отклонена и все осталось по-прежнему.

Сохранится ли бесплатное обучение в чешских вузах - неизвестно. Однако, по общим правилам изменения законодательства, возможное введение этой платы уже учащихся студентов касаться не будет.

В коммерческих вузах Чехии обучение платное. Размер этой оплаты их руководство устанавливает индивидуально и зависит он в основном от спроса абитуриентов и качества обучения в них. Ориентировочный размер ее колеблется от 700 долларов за год обучения у вновь открывшихся провинциальных вузов технического направления до 10000 долларов у столичных вузов экономико-юридического и медицинского направления и вузов, ведущих обучение полностью на одном из мировых языков.

 

Разделение высшего образования на бакалаврские и магистерские программы.

С учебного года 2001 - 2002 в чешских вузах произошло четкое разделение программ обучения на бакалаврские и магистерские.

Бакалаврская программа подготовки имеет стандартный срок обучения три года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением титула (степени) "бакалавр". На этом они могут окончить обучение или продолжить его по продолжающей магистерской программе подготовки, которая длится еще два года.

Продолжающая магистерская подготовка. После окончания этапа бакалаврской подготовки можно продолжить обучение по продолжающей магистерской учебной программе. При этом переходе допускается смена студентом вуза, факультета и профессии. Для продолжения обучения по продолжающей (двухлетней) магистерской учебной программе с 2002 года необходимо сдать два - три переходных экзамена по профилирующим для данной профессии предметам. К сдаче переходных экзаменов допускаются также студенты вузов других стран. Стандартный срок обучения на этом этапе подготовки - два года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением титула "инженер" ( степень - "магистр").

Магистерская программа подготовки имеет стандартный срок обучения, - пять лет. После успешного окончания этапа магистерской подготовки выпускникам присваивается титул "инженер" (степень - "магистр").

Таким образом, с 2001 года абитуриентам из стран СНГ предоставляется новая возможность обучения: получение после окончания вуза в СНГ второго высшего образования путем окончания продолжающей (двухлетней) магистерской учебной программе в чешском вузе.

 

Срок обучения в вузах

Жестко установленного срока обучения в вузах, как такового, не существует. Для того, чтобы окончить программу подготовки по выбранной специальности, надо сдать определенный набор предметов и экзаменов по ним и набрать требуемую сумму баллов. Срок, за который студент сможет выполнить эти требования и получить диплом, зависит от того, с какой нагрузкой он формирует свое расписание во время обучения. При повышенной учебной нагрузке срок обучения студента в вузе сокращается, при пониженной - увеличивается. Ниже даны рекомендованные вузами сроки обучения студентов.

·  Бакалаврская ступень обучения с 1 курса - 2-4 года

·  Магистерская ступень обучения с 1 курса - 4-6 лет

·  Магистерская ступень обучения после бакалаврской ступени - 2-3 года

При превышении этих сроков студентом производится оплата вузу за дополнительный срок его обучения.

Сдача вступительных экзаменов в чешские вузы

В отличие от большинства европейских вузов, в Чехии нет возрастных ограничений при поступлении (имеется в виду достижение 18 лет). Для поступления в чешский вуз абитуриенту необходимо предоставить следующие документы: паспорт, аттестат об окончании среднего учебного заведения и свидетельство о рождении. При этом аттестат об окончании среднего учебного заведения подлежит в Чехии обязательной нострификации.

На вступительных экзаменов в чешские государственные вузы на чешском языке, как правило, сдаются два профилирующих предмета. Иногда (в медицинские вузы и отдельные факультеты других вузов) нужно сдавать три экзамена. Состав вступительных экзаменов в коммерческие вузы определяется их руководством.

Сдача вступительных экзаменов в чешские государственные вузы проводятся в июне - августе года поступления. При этом подача документов для допуска к сдаче вступительных экзаменов в большинстве их производится в январе - феврале месяце того же года. Несколько дольше принимают документы институты и факультеты, не пользующиеся высоким спросом абитуриентов. Опоздавшие с подачей документов лишаются возможности поступления в вуз в этом году.

Сдача вступительных экзаменов в чешские коммерческие вузы проводится по индивидуально установленным ими графикам. Как правило, приемные экзамены у них проводятся позже срока, установленного для государственных вузов.

 

Приложение 1: Карлов университет

Там, где ректором был Ян Гус

Какой красивый герб у Карлова университета, что в Праге. По кругу витиеватая латинская надпись, сообщающая, что это именно университетский герб. В центре круга два средневековых персонажа: один, размером побольше, сидит на троне, другой, помельче, коленопреклоняется первому. Так изображено самое начало истории славного вуза...

Карл IV для Праги больше, чем Петр I для Питера. Самый широкий и самый длинный в средневековой Европе мост, самые красивые готические башни, самые богатые горожане... Одним словом, благодетелем был это император Священной Римской империи и король Богемии для чехов. Он же и даровал университету в Праге его устав 7 апреля 1348 года. Полный текст королевского волеизъявления и сейчас украшает буклеты, сайты и другие источники информации, сообщающие об университете. Хотя вуз с момента основания носил имя Карла, к открытию учебного центра приложил руку и папа Климент VI, разрешивший своей буллой, за год до того, как император провозгласил основание храма науки, открытие в Праге подобия Сорбонны. Кстати, привилегии, дарованные Карлом университету, в точности копировали парижские, преподавание, понятно, предполагалось на латыни, и учиться здесь могли молодые люди мужеского пола без различия национальностей - вуз задумывался широко, как имперский. О планируемом числе студентов можно судить по частично сохранившемуся первому помещению Каролинума - дому Ротлева, купленному императором у владельца под аудитории. Хотя здание пострадало в 1945 году и его центральная часть перестроена, размеры не слишком впечатляют, чего нельзя сказать о сказочном резном каменном эркере, нависающем над улицей. Теперь здесь торжественно принимают в студенты Карлова бывших абитуриентов.

За несколько веков университет как-то довольно резво расползся по Праге. Сейчас его здания в разных точках центральной старинной части чешской столицы, как правило, служат украшением квартала, где заняли почетное место. Здесь трамвай провозит мимо длинного, помпезного юридического факультета, там туристы обходят со всех сторон библиотеку, с любопытством суются во двор, фотографируются. По всей древней Праге университет живо напоминает о себе.

Ко временам гуситских войн храм науки процветал, имел четыре факультета, как водится, теологии, медицины, права и свободных искусств. Магистр Ян Гус ректорствовал в Карлове, он поддерживал связи с другими вольнодумцами Европы, обличавшими язвы католицизма и звавшими к реформированию церкви. Потому последствия военных неудач реформаторов тяжко сказались на Карлове университете. Из четырех факультетов выжил лишь один - свободных искусств. Более удачливыми, естественно, оказались иезуиты, которые в середине XVI века обосновались в разрушенном доминиканском монастыре, именовавшемся по часовне Св.Климента - Климентинум. После поражения чехов под Белой Горой, завершившего первый этап Тридцатилетней войны, университет окончательно перешел в руки ордена Иисуса, Климентинум стал центром, от факультета свободных искусств стали вновь отпочковываться всяческие теологи, только теперь без еретических вывертов - за этим строго следили. Память о Гусе и чешском свободолюбии долго пытались заглушить - лишь в 1919 году подняли вопрос о восстановлении отделения гуситской теологии - теперь это, пожалуй, самый уникальный факультет Карлова. Между прочим, и имя университет после 1620 года поменял и стал Карлов-Фердинандов. Пришли не самые лучшие времена и для Праги, медленно, но верно превращавшейся в австрийское захолустье, и для некогда одного из крупнейших центров европейского образования.

И все-таки это был чешский университет, подтверждающий претензии чехов на культурную самостоятельность, которая для иностранцев настолько уже превращалась в мираж, что (позор русской литературы!) просвещенный Петр Вяземский счел, что у чехов нет своего языка, а говорят они на смеси славянских и немецких слов. Впрочем, к концу XVIII века чехи, действительно, довольно плотно интегрировались в странный австро-венгерский мир и даже стали претендовать на то, чтобы выбиться в третий титульный народ этой самой "Какании", "Тарокании", и как ее еще только не называли проживающие на территории империи язвительные интеллектуалы. Но все же официальным языком "Тарокании" был немецкий. Этот-то язык (а не чешский) вытеснил в Карловом университете архаичную латынь. Наконец, на рубеже XVIII и XIX веков окончательно забылись опасения, связанные с искоренением ересей, и в университет разрешили прием некатоликов. Что увеличило приток германоязычных студентов из протестантских стран. Устои "Какании" угрожающе зашатались в 1848 году.

Именно в этом году умер выдающийся математик, философ, предтеча феноменологии Бернард Больцано, краса Карлова университета. Венгры взбунтовались основательней, чем покладистые чехи. Они чуть не отложились от австрийских братьев, и кабы не поддержка другой империи - России (та самая рубашка, которая оказалась ближе к телу самодержца Николая Павловича), возможно, не устоять бы "двухголовой монархии". У чехов же революционная активность выразилась в основном в романтическом стремлении к созданию национальной литературы, театра, музыки, истории. Насчет истории это не оговорка - чехи из лучших побуждений фальсифицировали исторические хроники, дабы ни у кого не вызывало сомнений ни былое величие страны, ни богатство ее культурного наследия. Герои "Национального возрождения", филологи Вацлав Ганка и Йозеф Линда сочинили от начала до конца знаменитые Краледворские и Зеленогорские рукописи.

Возбужденное ликование чехов и повсеместное посрамление германофилов сказались на обстановке в Карловом университете естественным для монархического государства образом: австрийский министр Бах приструнил студиозусов-патриотов, отменил намеченные было демократические послабления в университетском уставе, кое-кого из учащихся и профессоров и вовсе выставил вон. Но страхи миновали, империя жила, последний Габсбург, отметившийся архитектурными изысками не только в Вене и Будапеште, но и в Праге, в сущности, был либералом, а неудачливый Рудольф, закончивший дни в Майерлинге, благоволил чешской гуманитарной мысли, поскольку воспитывался именно чешскими философами-либералами. Великолепный театр Рудольфинум, построенный Шульцем как раз к 1884 году, до сих пор напоминает о несчастном Руди. А за два года до этого венские бюрократы наконец разделили Карлов университет на два отделения - немецкое и чешское, и впервые за всю историю Карлова чешская речь зазвучала в аудиториях. Между прочим, чехи не были мстительны, и когда в 1918 провозгласили независимость Чехословакии, сохранили в своем старейшем и знаменитейшем университете немецкую составляющую.

Информация о работе Система образования в Чехии