Система социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Сложная система социального страхования – пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев - были направлены на обеспечение лояльности наемных работников, стабильности политического режима, предупреждении социальных потрясений.
Следует отметить, что социальное страхование остается одним из важнейших сегментов социальной защиты, позволяющих расширить возможности социального обеспечения при наступлении основных социальных рисков. Анализ мировой практики систем социальной защиты свидетельствует о наличии смешанной системы государственного социального страхования

Файлы: 1 файл

10.docx

— 108.18 Кб (Скачать файл)

Сложная система социального  страхования – пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев - были направлены на обеспечение  лояльности наемных работников, стабильности политического режима, предупреждении социальных потрясений.

Следует отметить, что социальное страхование остается одним из важнейших  сегментов социальной защиты, позволяющих  расширить возможности социального  обеспечения  при наступлении основных социальных рисков. Анализ мировой практики систем социальной защиты свидетельствует о наличии смешанной системы государственного социального страхования

На основе международного опыта организации социального  страхования в сочетании с  интересами субъектов правоотношений – личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи - в Казахстане в 2001 году была разработана  Концепция социальной защиты населения. Особенностью казахстанской модели социальной защиты, адекватной рыночной экономике, является сочетание базового государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования, накопительного пенсионного обеспечения  и социальной помощи.

С учетом международного опыта  с января 2005 года в стране действует  система обязательного социального  страхования, которая обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан  при наступлении социальных рисков. Плательщиками обязательных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (далее  – ГФСС, или Фонд) являются работодатели и самостоятельно занятые лица. Объектом исчисления обязательных социальных отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые  работнику в виде доходов за выполненные  работы, оказанные услуги, а для  самостоятельно занятого лица являются получаемые ими доходы. Фонд является некоммерческой организацией в форме  акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство.

Фонд ведет бухгалтерский  учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам  и активам Фонда. Необходимыми и  значимыми задачами Фонда являются мероприятия по обеспечению прозрачности деятельности Фонда, проведение внешнего аудита годовой финансовой отчетности согласно действующему законодательству заинтересованным государственным  органам. Определенным образом усиливает  позиции Фонда и внедрение  системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.

Со дня введения системы  обязательного социального страхования (СОСС) наблюдается динамика роста  как количества участников СОСС, так  и сумм поступлений социальных отчислений (график 1), поскольку повышается информированность населения и юридических лиц о преимуществах системы обязательного социального страхования в социальном обеспечении населения республики.

Следует отметить, что с  начала введения СОСС за 2005-2008 гг., на рост поступлений в Фонд повлиял накопленный  рост количества участников СОСС, который  составил 38,8 %, тогда как рост численности  наемных работников, потенциальных  участников СОСС, за которых должны быть перечислены социальные отчисления в Фонд, за указанный период составил 11,9%., а рост занятого населения составил 8,3 % (диаграмма 1).

В тоже время на увеличение объемов поступлений сумм социальных отчислений повлияло постепенное повышение  размеров ставки социальных отчислений от объекта исчисления (схема 2).

Еще одной из причин увеличения поступлений социальных отчислений  является повышение уровня минимальной заработной платы (МЗП),устанавливаемого Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на соответствующий финансовый год», поскольку определен минимальный и максимальный уровень объекта социальных отчислений (от 1 до 10 МЗП) (график 2).

Следует отметить, что размеры  социальных выплат из Фонда при наступлении  социальных рисков определяются исходя из среднемесячного дохода за 24 месяца до наступления социального риска. При этом среднемесячный доход определяется на основании фактически поступивших  сумм социальных отчислений в Фонд по участнику СОСС. К указанному среднемесячному доходу применяются  различные коэффициенты в зависимости  от социального риска.

Два вида социальных выплат из Фонда – по утрате трудоспособности и потере кормильца являются долгосрочными, поскольку социальные выплаты при  утрате трудоспособности могут выплачиваться  до пенсионного возраста, а по потере кормильца иждивенцам до исполнения ими совершеннолетия.

Участник СОСС при наступлении  социальных рисков по утрате трудоспособности и потере кормильца имеет возможность  получить социальную поддержку из трех источников (схема 3).

Схема 3

 

Таким образом, первый уровень социальной выплаты обеспечивается за счет государственного бюджета, второй уровень – за счет средств Фонда на основании поступивших  социальных отчислений на конкретного  работника, перечисленных его работодателем, и третий уровень – за счет частных  страховых компаний при наличии  заключенного с ними Договора гражданско-правовой ответственности работодателя.

Размер социальной выплаты  по утрате трудоспособности из Фонда  зависит от степени утраты трудоспособности, отраженной в медицинском заключении. Размер социальной выплаты по потере кормильца из Фонда зависит от количества иждевенцев участника СОСС.

Сохранение данной ситуации приведет к тому, что будущие социальные выплаты текущим получателям  по утрате трудоспособности и потере кормильца будут неадекватны, то есть коэффициенты замещений дохода участника СОСС будут ежегодно снижаться,  неравенство в отношении размеров социальных выплат между текущими и новыми получателями будет возрастать. Тем самым, государственная цель обеспечения адекватности замещения долгосрочно потерянного дохода в результате наступления социальных рисков требует принятия конкретных мер.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает ежегодное  увеличение государственных социальных пособий (выплачиваемых за счет государственного бюджета) в соответствии  с изменением уровня прожиточного минимума и месячного расчетного показателя. Если адекватным образом  увеличивать размеры социальных выплат из Фонда, то для соблюдения его финансовой устойчивости будут необходимы соответствующие источники финансирования - увеличение ставки социальных отчислений или высокая инвестиционная доходность активов Фонда.

Постоянное улучшение  социального статуса казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества находится на первом плане государственной политики. В рамках Послания главы государства народу Казахстана 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года увеличен максимальный период социальных выплат по потере работы с 4-х до 6-ти месяцев.

Участник СОСС при потере работы имеет возможность получить социальную поддержку следующим  образом (схема 4).

Социальные отчисления, поступающие  в Фонд в неполном объеме и несвоевременно, приводят к снижению дохода получателя при наступлении риска соответственно к назначению низких размеров социальных выплат. Как следствие, ослабевает защита конкретного гражданина и его  семьи, что отражается на снижении коэффициента замещения утерянного дохода. В связи с чем социальной ответственностью бизнеса будет являться своевременная и в полном объеме уплата социальных отчислений за своих работников.

Следует отметить, что в  мировой практике страховая нагрузка по отношению к заработной плате  экономически активного населения  распределяется между работодателем  и работником и составляет в странах  ЕС порядка 50 % от заработной платы, а  в Казахстане – только 14 процентов Таким образом, в целях повышения уровня социальной защищенности необходимо в дальнейшем рассмотрение введения обязательного социального страхования и за счет самого работника, предусмотренного Концепцией социальной защиты населения РК в целях введения дополнительных видов социальных рисков в рамках Конвенции МОТ № 102 «О минимальных размерах социального обеспечения.

Важным аспектом стратегического  анализа являются потребители системы  обязательного социального страхования  – население, на благосостояние которого и ориентированы цели создания и  развития системы обязательного  социального страхования. В систему  обязательного социального страхования  вовлечено работающее население, социальные риски могут наступить у каждого  из них. Поэтому общественность должна обладать достоверной информацией  об устойчивости деятельности Фонда, о  проблемах в системе обязательного  социального страхования и путях  их решения.

Реализация целевого видения  дальнейшего развития Фонда требует  осуществления совокупности сбалансированных мероприятий для достижения государственных  целей по обязательному социальному  страхованию. Таким образом, Фонд стремится  обеспечивать полноценное управление ресурсами системы обязательного  социального страхования в целях  обеспечения его устойчивости и  удовлетворенности населения при  наступлении социальных рисков

Анализ деятельности Фонда  показал, что социальное страхование  не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно  зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий  развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах  населения, долгосрочные демографические  изменения, рост продолжительности  жизни населения – эти и  ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных  механизмов институтов социального  страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства  и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) могут быть работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры.

Представление, что социальная защита – это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении  усилий государства, работников и работодателей.

2. Социальное страхование

С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных. В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация  труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

Второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

Информация о работе Система социального страхования