Система социальной защиты населения: понятие, факторы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики;
- характеристика форм социальной поддержки и защиты населения;
- изучение субъективной структуры социально незащищенных групп;
- рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации;
- характеристика системы социального страхования и социального обеспечения в России;
- рассмотрение достоинств и недостатков адресной социальной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………..….. 5
1.1. Система социальной защиты населения: понятия, факторы формирования и развития социальной защиты ………………………...…..Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Принципы государственной социальной политики…………………30
1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения ……………….32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Субъективная сторона социально незащищенных групп Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации 45
2.3. Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации 20
2.4. Достоинства и недостатки адресной социальной политики 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Система социальной защиты населения понятие, факторы формирования и развития.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

Фонд социального страхования (ФСС)

Фонд социального страхования является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основными задачами ФСС являются:

1. обеспечение гарантированных  государством пособий;

2. участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

3. осуществление мер для  обеспечения финансовой устойчивости  Фонда, в том числе создание  резерва;

4. частичное содержание  санаториев - профилакториев, и различных  санаторных и оздоровительных  лагерей для детей;

5. разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ предложений о  размерах тарифа страховых взносов  на социальное страхование.

За счет средств Фонда социального производится:

1. выплата пособий по  обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий  по временной нетрудоспособности («больничных»)4

2.обеспечение льготных  категорий граждан путевки на  санитарно - курортное лечение;

3.обеспечение инвалидов  техническими средствами и протезами;

4. оплата пособий по  беременности и родам, пособий  при рождении ребенка, пособий  по уходу за ребенком, до достижении  возраста полутора лет;

5.оплата родовых сертификатов;

6. доплата (25%) за первичную  медико - санитарную помощь работающим  гражданам;

7. доплата за диспансеризацию  работающих граждан;

8. оплата дополнительных  медицинских осмотров работающих  граждан, занятых на работах с  вредными и опасными факторами;

9. оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан  стоимости путевой в расположенные  на территории Российской Федерации, санитарно - курортные и оздоровительные  организации и др.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральним законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программе обязательного медицинского страхования. (ст.1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации)

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

1. обеспечение реализации  Закона «об обязательном медицинском  страховании граждан РФ»;

2. обеспечение предусмотренных  законодательством РФ прав граждан;

3. участие в разработке  и осуществлении государственной  финансовой политики;

4. обеспечение её финансовой  устойчивости.

2. Совершенствование  системы социальной защиты населения

В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Понятие «социальная защищенность» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан.

Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

В период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита. Социальная защита -- необходимый элемент любого развитого государства. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.

В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.

 

  • 1.2. Принципы государственной социальной политики
  •  

  • Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

    Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

    Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль. включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.

    Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

    Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

    Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

    Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

    Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

    Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации. 

     Формой реализации государственной  политики занятости на всех  уровнях управления являются  федеральная, территориальная и  местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как  правило, региональный аспект, но  в региональных программах содействия  занятости населения даже не  упоминаются федеральные и иные  региональные программы, не говоря  уже об отражении показателей  движения рабочих мест. В настоящее  время перед разработчиками программ  всех уровней остро стоит проблема  увязки показателей движения  рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с  учетом параметров важнейших  отраслевых, межотраслевых, региональных  и межрегиональных программ.

     

  • 1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения
  •  

    В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

    1 дополнительная бесплатная  медицинская помощь, в том числе  предусматривающая обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставление  при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

    2 бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

    Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

    Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

    Информация о работе Система социальной защиты населения: понятие, факторы формирования и развития