Система современных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

В настоящее время начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.
Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия - эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Сущность понятия «общество», его основные признаки………………..5
2. Основные характеристики современного общества ….………………..8
3.Система современных обществ: тенденции и перспективы развития…10
Заключение…………………………………….…………………………….13
Список литературы………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат социология .docx

— 28.38 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………3

1.Сущность понятия «общество», его основные признаки………………..5

2. Основные характеристики современного  общества ….………………..8

3.Система современных обществ:  тенденции и перспективы развития…10

Заключение…………………………………….…………………………….13

Список литературы………………………………………………………….15

 

Введение

«Общество» - основополагающая категория современной  социологии, трактующей его в широком  смысле как обособившуюся от природы  часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.                                                                                                               Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.                                     В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХV1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХVII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХVIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Общество состоит из людей, которые, как природные существа, представляют собой автономные и независимые существа. Однако для поддержания своей жизни в обществе, человек должен удовлетворять свои потребности - в пище, жилье, безопасности, воспроизведении потомства. Эти потребности человек может удовлетворять лишь в совместной деятельности с другими людьми, в коллективной жизни.

 

1.Сущность  понятия «общество», его основные  признаки.

Общество  это система связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Социологи по-разному  подходили к пониманию общества как целостного явления. Так, например, Э. Дюркгейм определял общество, как  надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях; М. Вебер определял общество, как  взаимодействие людей, являющихся продуктом  социальных, то есть ориентированных  на других действий; К. Маркс определял  общество, как исторически развивающуюся  совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий, а Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Каковы же признаки общества? Категория "общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие, которое выражает сущность всех форм жизнедеятельности людей:

Во-первых, - это исторический результат естественно  складывающихся отношений людей;

Во-вторых, - это самая большая группа людей, проживающих на данной территории и  существующая относительно автономно  от всей совокупности людей. Исходя из этого, важнейшим признаком общества считают территорию. Территория - это  основа социального пространства, в  котором складываются, развиваются  отношения и социальные взаимодействия между индивидами;

Важнейшим признаком общества считается его  устойчивость, связанная с интеграцией  и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое  способствует обузданию человеческого  эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным  ценностям, которые усваивает большинство  населения, и благодаря этим ценностям  происходит регуляция поведения  и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.

На ранних этапах развития человеческого общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали  узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной  основе. По мере роста населения  устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые  обладали более устойчивыми социальными  связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались  на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор  наиболее оптимальных принципов  и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень  саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через  обновление и преемственность. Это  достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений  и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Таким образом, общество - это не механическая сумма  индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.

Исходя  из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.

 

2. Основные характеристики современного  общества.

При переходе от средневекового к современному обществу основным моментом является институционализация  кодов нормативного порядка (присущего  социетальной структуре), ядром которого является система права.

Можно  выделить три основные черты  современного общества:

1) устранение ресурсных ограничений  экономического роста при преобладании  в структуре потребления информационных  благ;

2) вовлечение все большей части  населения в производство высокотехнологичных  товаров и услуг;

3) новое  качество экономического роста,  при котором самой эффективной  формой накопления становится  развитие людьми собственных  способностей, а наиболее прибыльными  инвестициями – инвестиции в  человека.

Особое  внимание Парсонс  уделяет эволюции современного общества, которое в процессе развертывания, перехода от одного этапа к другому испытывает на себе последовательную смену революций.  Он говорит о трех революциях современного общества - промышленной, демократической и образовательной. Промышленная революция "отделяет" одну от другой, дифференцирует экономическую и политическую системы общества. Демократическая революция разделяет политическую и социальную системы. Образовательная революция преследует цель отделить систему воспроизводства культуры от социальной системы.

В современном обществе меняется система  ценностей, когда общественность требует  решения не только экономических, но и социальных проблем: возникают  и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все  более разносторонней, учитываются  интересы самых различных потребителей. Наконец, возрастает взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднационального регулирования и наднациональных институтов.

Таким образом, в современном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология.  Современное общество можно определить умением вырабатывать и передавать информацию. Основными характеристиками такого общества является:

1)доминирующая  роль экономики, с ее массовым  производством, бюрократической организацией, всеохватывающим рынком и деньгами как общей ареной и средством обмена;

2) развитие  правовой системы как основного  механизма социальной координации  и контроля;

3) стратификация,  основанная на универсальном  критерии успеха;

4) расширение  опосредованной, деперсонифицированной, сложной сети социальных взаимосвязей.

 

3. Система современных обществ: тенденции и перспективы развития.

Перспективы развития социологии.

Как отмечает А.О. Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

Но при  этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где  долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для  этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения  любой науки, в том числе и  социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и  методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские  социологи начали активно заниматься.

Глобализация  всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия - эти и другие достижения современной  цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического  регулирования взаимоотношений  человека и окружающей среды.

Острую  необходимость разработки новой  базисной социологической теории в  свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, - писал он, - исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии  и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями.

Социология  тесно связана с философией. В  основе связи - изначальная целостность  социальной мысли человечества. Важнейшей  задачей в разработке современной  философской мысли выступает  обоснование модели формирующейся  информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воздействие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно - это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Развитие  и изменение социальной жизни  приводят к развитию и изменению  методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа  развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих  метод социологического познания:

  • во-первых, это введение временного параметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;
  • во-вторых, учет изменений структуры социального пространства; наблюдается эффект пространственной трансформации обществ, выход из берегов социальных процессов (локальные перерастают в региональные, региональные - в глобальные); глобализм - важнейший признак современной и завтрашней социологии;
  • в-третьих, все более активное участие социологии как науки в реальной жизни, в социальном процессе, а отсюда - ориентация социологии на нахождение путей решения социальных проблем, на выявление конфликта интересов (“социология конфликта”), на прогнозирование и проектирование социальных решений.

Информация о работе Система современных обществ