Система управления кадрами в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Отечественный и зарубежный опыт деятельности современных социальных служб свидетельствует, что повышение их эффективности определяется не столько оптимально организованной структурой, наличием современной материально-технической базы, сколько составом кадров специалистов, имеющих основательную теоретическую и практическую подготовку в области социальной работы, владеющих искусством применения социальных технологий в сфере предоставления населению социальных услуг. Кадры – главная составляющая социальной работы. Различают социальных работников и специалистов по социальной работе.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Система управления кадрами в социальной работе 6
1.1. Сущность и содержание кадровой политики организации 6
1.2. Кадровое планирование, подбор и адаптация персонала 11
Глава II. Управление развитием и поведением персонала 18
2.1. Оценка персонала 18
2.2. Расстановка персонала 24
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Система управления кадрами в социальной работе.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Кадровое планирование, подбор и адаптация персонала

Кадровое планирование является составной частью стратегического управления организацией, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соответствующих мероприятий. Цели кадрового планирования можно представить в виде следующей схемы:

  • мероприятия: план мероприятий, способствующих реализации конкретных целей каждого работника.
  • цели: определение конкретных целей каждого работника, вытекающих из кадровых задач и кадровой стратегии.
  • задачи: обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала в надлежащем месте и в надлежащее время, требуемым для достижения целей организации.
  • стратегия: основы стратегии организации. Создание возможности должностного и профессионального продвижения работников, осуществление принципа эффективности индивидуального труда. [12; 61]

При планировании набора сотрудников требуемых профессий и квалификаций анализируются состояние рынка труда и тенденции его изменения в рассматриваемый период. Большое внимание в кадровом планировании уделяется подготовке мероприятий по адаптации работников к складывающейся экономической ситуации и изменяющимся условиям труда. Кадровое планирование создает условия и предпосылки для профессионального и должностного продвижения сотрудников на основе определения перспективного пути. Обязательным условием кадрового планирования является оценка затрат на формирование и поддержание штатов. Система использования штатов должна обеспечивать наибольшую отдачу на каждом рабочем месте, что достигается лишь в том случае, когда индивидуальные способности и склонности сотрудников полностью совпадают с предъявляемыми к ним требованиями. Этому способствует целенаправленное обучение и повышение квалификации. Особая роль отводится планированию штатов руководящих кадров.

Кадровое планирование осуществляет отдел кадров организации  по информации, поступающей от структурных подразделений.

Кадровое планирование может вытекать из сложившейся структуры  производства и ориентироваться на заданную технологию. Осуществлять кадровое планирование рекомендуется на стадии анализа инвестиций, ориентируясь на внедрение новых технологий.

Необходимый объем рабочей силы определяется исходя из поставленных целей и штатной структуры организации.

Кадровый спрос:

    • количественный – объем рабочей силы, необходимый для достижения поставленных целей в конкретный плановый период;
    • качественный – необходимый квалификационный потенциал рабочей силы для достижения поставленных целей
    • временной – спрос на трудовые ресурсы на перспективу с учетом изменения экономических, технических и организационных условий

Планирование качественного спроса ставит целью определение необходимого потенциала профессионально-квалификационной структуры кадров. При известной стратегии развития организации необходима увязка потребности в дополнительной рабочей силе с графиком ввода мощностей производства, т.е. разработка перспективы развития кадрового потенциала во времени. Типичной областью применения стратегического кадрового планирования являются анализ воздействия на структуру персонала инвестиций и инноваций, анализ и прогноз развития рынка труда на региональном уровне и на уровне организации.

Профессиональный отбор  и прием на работу также являются необходимыми составляющими управления персоналом. Прием на работу предусматривает ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов на вакантные рабочие места. При отборе и найме сотрудников основной задачей является выявления деловых, морально-психологических и иных качеств которые могли бы способствовать достижению целей организации.

Подбор персонала представляет собой единый комплекс и должен поддерживаться научно-методическим, организационным, кадровым, материально-техническим и программным обеспечением. Научно-методическое обеспечение обосновывает общую методологию отбора, научные принципы, методы и критерии, а также применяемый математический аппарат. Организационное обеспечение — это комплекс научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на разных стадиях работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора. Кадровое обеспечение заключается в привлечении всех необходимых специалистов на различных этапах отбора: руководителей высшего звена и соответствующих подразделений, психологов, юристов, экономистов. Материально-техническое обеспечение включает в себя необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащение требуемой оргтехникой. Программное обеспечение служит для автоматизации некоторых процедур подбора кадров.

Научно-обоснованный подбор кадров позволяет уйти от главной и широко распространенной ошибки — субъективной оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о приеме его на работу. Научно-методические принципы подбора кадров заключаются в:

  • комплексности — всесторонним исследованием оценке личности (биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний, деловых и личных качеств, состояния здоровья и т.п.);
  • объективности — повторяемых результатов оценки личных качеств кандидата при повторном отборе;
  • непрерывности — постоянной работе по отбору лучших специалистов, формированию кадрового резерва на руководящие должности;
  • научности — использовании при подготовке и проведении отбора последних достижений и новейших технологий.

Прежде чем подобрать  кандидата на вакантную должность, необходимо изучить и точно представить его модель, т.е. составить профессиограмму — перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии — технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека.

Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб.

Профессиография рекомендует  в процессе подбора персонала  производить оценку основных индивидуальных социально-психологических свойств личности с целью создания психологического портрета для прогнозирования поведения кандидата в определенной социальной среде.

Начиная производственную деятельность в организации, сотрудник  интересуется различными аспектами сотрудничества, касающимися объема и времени взаимодействия, условиями своего функционирования в организации, а также какими личными интересами он должен жертвовать, что даст ему взамен организация и т.п. Степень удовлетворенности сотрудника взаимодействием с организацией, его отношение к организации и личный вклад в ее деятельность определяются сочетанием личных и общественных интересов, установление и поддержание которых является одним из важнейших вопросов управления персоналом.

Производственная деятельность представляет собой процесс постоянного взаимодействия сотрудника, с организационным окружением, т.е. с той частью персонала организации, с которой человек постоянно контактирует в свое рабочее время. Возможности адаптации человека в организационном окружении зависят как от характеристик этого окружения, так и от личных свойств сотрудника. Взаимодействие человека с организацией всегда выходят за рамки выполнения определенных работ на своем рабочем месте. Непонимание, противодействия и конфликты при взаимодействии с организационным окружением определяются, как правило, несовпадением основных ожиданий индивида и организации.

Сотрудник ожидает от организации удовлетворения от содержания, смысла и значимости работы, ее увлекательности и интенсивности; безопасности и комфортных условий работы; признания и поощрения хорошей работы, заработной платы и премий; социальной защищенности и других социальных благ; гарантий роста и развития; дисциплины и других нормативов взаимоотношения; конкретных лиц, работающих в организации.

Комбинация отдельных  ожиданий, структурная и относительная степень значимости ожиданий зависят от потребностей индивидуума, конкретной ситуации, в которой находится лично он и взаимодействующая организация.

Организация ожидает  от сотрудника проявления качеств:

  • специалиста в определенной области, обладающего знаниями и квалификацией;
  • члена организации, способствующего ее успешному функционированию и развитию;
  • человека, обладающего определенными личностными и моральными признаками;
  • члена организации, способного поддерживать хорошие отношения с коллегами, разделяющего ее ценности;
  • сотрудника, преданного организации и готового отстаивать ее интересы;
  • члена организации, способного занять определенное место и готового принять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
  • сотрудника, следующего принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Совместимость ожиданий сотрудника и организации достигается  установлением его соответствующей личной роли в организационном окружении. Адаптация человека в организации сопровождается необходимостью решения ряда сопутствующих проблем: коррекции и изменения поведения, изменения или модификации организационной структуры. Для успешного взаимодействия в организационном окружении каждый новый сотрудник должен изучить систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации. Процесс обучения существенно различается в случаях, когда:

  • новый сотрудник понимает нормы и ценности организации, имея предыдущий опыт работы в организации, аналогичной по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам;
  • сотрудник приходит из среды с отличными ценностями и нормами поведения.

На этапе адаптации  сотрудника в новом организационном  окружении необходимо решить следующие  основные задачи: скорректировать или разрушить прежние поведенческие нормы, заинтересовать сотрудника в работе, привить ему новые нормы поведения.

Эти задачи решаются одновременно и достигаются определенным набором приемов и методов. Для разрушения прежнего стереотипа поведения и повышения заинтересованности в работе следует ставить перед сотрудником такие задачи, которые развивают самостоятельность, требуют неординарных решений, а также действий и поведения, противоречащих ранее приобретенному опыту.

В зависимости от того, какие нормы и ценности положительно восприняты новым сотрудником, выделяют следующие типы адаптации:

  1. отрицание (неприятие никаких норм и ценностей);
  2. конформизм (полное принятие всех норм и ценностей);
  3. мимикрия (соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных);
  4. адаптивный индивидуализм (полное соблюдение основных норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных).3

В первом и третьем  случаях адаптация сотрудника в  организационном окружении становится невозможной, что приводит к конфликту и разрыву связей с организацией. Второй и четвертый случаи позволяют сотруднику адаптироваться и включиться в производственную деятельность. Конформизм лучше воспринимается в корпоративной организации, а адаптивный индивидуализм рассматривается как лучший путь восприятия человеком норм и ценностей индивидуалистской организации.

Итак, на настоящем этапе организация системной кадровой политики выступает одним и ключевых направлений повышения эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания населения.

Системная кадровая политика позволяет четко установить стандарты  подбора и развития персонала, проводить  единую кадровую работу, дает возможность  активизировать творческий потенциал  кадрового корпуса социальной защиты.

 

Глава II. Управление развитием и поведением персонала

2.1. Оценка персонала

Практика подбора и  расстановки кадров, стимулирование их труда, а также служебно-профессиональное продвижение, повышение квалификации должны строиться на объективной, научно обоснованной деловой оценке сотрудников. Под деловой оценкой понимают процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия определенным требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности. Задача деловой оценки сотрудника состоит в выявлении: его трудового потенциала, степени его использования, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность. Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации, так как по результатам появляется возможность:

  • совершенствования расстановки кадров путем реализации планов кадрового резерва,
  • выявления направленности повышения квалификации сотрудников,
  • стимулирования трудовой деятельности персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального вознаграждения,
  • совершенствования форм и методов работы руководителей и специалистов,
  • формирования положительного отношения к труду, повышения степени удовлетворенности работой.

Информация о работе Система управления кадрами в социальной работе