Системы социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

Стратификация – это социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях, либо постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Содержание работы

Введение 3
1 Модели социальной стратификации 4
1.1Открытые и закрытые системы стратификации 4
1.2 Измерения стратификации 5
2 Системы социальной стратификации 9
2.1 Рабство 9
2.2 Касты 11
2.3 Кланы 13
2.4 Классы 14
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 32.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

1 Модели социальной стратификации       4

1.1Открытые и закрытые системы  стратификации     4

1.2 Измерения стратификации        5

2 Системы социальной стратификации       9

2.1 Рабство           9

2.2 Касты                  11

2.3 Кланы                  13

2.4 Классы                  14

Заключение                  15

Список литературы                 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратификация – это социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях, либо постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

Большая часть обществ организована таким  образом, что их институты неодинаково  распределяют блага и ответственность  среди разных категорий людей  и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а  служит достижению целей и интересов  одних людей и социальных групп  в большей степени, чем других.

В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая  форма социальной дифференциации, при  которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и  возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.

 

 

 

 

 

1 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

1.1Открытые и закрытые  системы стратификации

Различают открытые и закрытые системы  стратификации. Социальную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены  которой с большим трудом могут  изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько  похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются  по индивидуальному выбору и в  конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации  каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных  усилий и способностей. Современные  общества, испытывая потребности  в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять  сложными социальными, политическими  и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов  в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации  может служить кастовая организация  Индии (она функционировала до 1900 г.).

Традиционно индусское общество разделялось  на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей  и не могли изменить его в течение  жизни. В Индии насчитывались  тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или  касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения  и личных достоинств. Строгие правила  не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня  в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и  даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы - единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала  возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система  стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости  и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции  между членами различных каст, внедрения более совершенных  методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам  и ряда других факторов.

1.2 Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу  социальной стратификации Карл Маркс  и Макс Вебер. Маркс считал, что  в капиталистических обществах  причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и  управляет важнейшими средствами производства, - класс капиталистов-угнетателей, или  буржуазия, и тех, кто может продавать  только свой труд, - угнетенный рабочий  класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие  интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.

П. Сорокин – человек, первый в  мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял  ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали  и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем  и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий –  подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить  и так, что мастер и рабочий  расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем  рассматривать того и другого  не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих  разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами  – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все оно  расположены вертикально и рядом  друг с другом: доход, власть, образование, престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид  или семья в течение определенного  периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет  обучения в государственной или  частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством  людей, на которых распространяется принимаемое вами решение ( власть –  возможность навязать свою волю или  решения другим людям независимо от их желания).

Престиж – уважение статуса, сложившееся  в общественном мнении.

Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой  шкале. Каждую шкалу можно рассматривать  отдельно и обозначать самостоятельным  понятием. В социологии выделяют три  базисных вида стратификации: экономическую (доход), политическую (власть), профессиональную (престиж) и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Социальный статус - это тот относительный  ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может  приписываться индивидам при  рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым  в конкурентной борьбе, что требует  особых личных качеств и собственных  усилий.

Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными  благами, внешний вид и стиль  одежды, манеры, приобрели больший  вес в определении личного  социального статуса, чем происхождение.

Жизненный статус предполагает наличие  социального расслоения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что  он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять  поведением других людей, в приказном  порядке или посредством влияния; если основа его престижа - важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение коллег. Относительный  статус является основным фактором, определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.

Статус индивида имеет тенденцию  изменяться в зависимости от социального  контекста. Например, положение мужчины  в родовой группе определяет его  положение в общине.

Так, среди индейцев племени хопи принадлежность к определенному  роду определяет механизм передачи прав на владение землей, постройками, церемониальными  знаниями и, следовательно, является особенно важной для личного статуса. У  индейцев таллензи юноша (потерявший отца), взявший на себя все заботы по ведению  хозяйства, считается старшим в  семье, тогда как мужчина средних  лет, продолжающий жить в отцовском  доме, формально считается ребенком. Статус может основываться на профессиональных занятиях: например, в некоторых  регионах Африки южнее Сахары кузнецы  обычно составляют отдельную группу, имеющую низкий статус. В кастовой системе Индии мусорщики, занимаясь, в частности, уборкой человеческих отходов, находятся на самой низкой отметке шкалы. Во многих странах  статус повышается в случае щедрости и благотворительной деятельности состоятельного человека (обмен подарками, пожертвования).

Статусная группа представляет собой  совокупность людей, организованных в  иерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют  в основном в рамках собственной  группы и в меньшей степени  с людьми более высокого или более  низкого статуса. В некоторых  обществах кланы или роды могут  делиться в соответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более  точно - начиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих «клеймо» низкого профессионального статуса или рабского происхождения.

 

 

 

2 СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

2.1 Рабство

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних  людей другими. Рабы были и у древних  римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность  самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для  кочевых народов, особенно охотников  и собирателей, а наибольшее распространение  оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины  рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в  состоянии заплатить долги, попадал  в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда  казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации  за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть  пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался  по наследству. В Древней Мексике  дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран  дети рабов автоматически тоже становились  рабами, хотя в некоторых случаях  ребенка раба, всю жизнь прослужившего  в богатой семье, эта семья  усыновляла, он получал фамилию своих  хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели  возможность скопить какую-то собственность  и даже добиться высокого положения  в обществе.

Информация о работе Системы социальной стратификации