Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:37, реферат
Стратификация – это социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях, либо постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Введение 3
1 Модели социальной стратификации 4
1.1Открытые и закрытые системы стратификации 4
1.2 Измерения стратификации 5
2 Системы социальной стратификации 9
2.1 Рабство 9
2.2 Касты 11
2.3 Кланы 13
2.4 Классы 14
Заключение 15
Список литературы 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Модели социальной
1.1Открытые и закрытые
1.2 Измерения стратификации
2 Системы социальной
2.1 Рабство 9
2.2 Касты 11
2.3 Кланы 13
2.4 Классы 14
Заключение 15
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Стратификация – это социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях, либо постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
1 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
1.1Открытые и закрытые системы стратификации
Различают открытые и закрытые системы
стратификации. Социальную структуру,
члены, которой могут менять свой
статус относительно легко, называют открытой
системой стратификации. Структуру, члены
которой с большим трудом могут
изменить свой статус, называют закрытой
системой стратификации. Несколько
похожее различие отражается в концепциях
достигнутого и предписанного статуса:
достигнутые статусы
В открытых системах стратификации
каждый член общества может изменять
свой статус, подниматься или опускаться
по социальной лестнице на основе собственных
усилий и способностей. Современные
общества, испытывая потребности
в квалифицированных и
Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.
Представители высших каст презирали,
унижали и угнетали членов низших
каст, причем независимо от их поведения
и личных достоинств. Строгие правила
не позволяли общаться представителям
высших и низших каст, ибо считалось,
что это духовно оскверняет членов
более высокой касты. И сегодня
в некоторых районах Индии, особенно
в сельской местности, касты определяют
тип поведения, устанавливая диеты,
образ жизни, трудоустройство и
даже правила ухаживания за женщиной.
Дхарма узаконивает эту систему,
утверждая идею о том, что безропотно
нести бремя своей судьбы - единственный
морально приемлемый способ существования.
Но кастовая система никогда не исключала
возможности перемещения по социальной
лестнице. Полностью закрытой система
стратификации не могла существовать
из-за неодинаковых показателей рождаемости
и смертности в разных кастах, недовольства
униженных и эксплуатируемых, конкуренции
между членами различных каст,
внедрения более совершенных
методов ведения сельского
1.2 Измерения стратификации
Первыми попытались объяснить природу
социальной стратификации Карл Маркс
и Макс Вебер. Маркс считал, что
в капиталистических обществах
причиной социального расслоения является
разделение на тех, кто владеет и
управляет важнейшими средствами производства,
- класс капиталистов-
Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.
П. Сорокин – человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.
Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Неравенство расстояний между статусами
– основное свойство стратификации.
У нее четыре измерительных линейки,
или оси координат. Все оно
расположены вертикально и
Доход измеряется в рублях или долларах,
которые получает отдельный индивид
или семья в течение
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение ( власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале. Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием. В социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую (доход), политическую (власть), профессиональную (престиж) и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.
Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.
Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.
Жизненный статус предполагает наличие
социального расслоения по вертикальной
шкале. Так, о человеке говорят, что
он занимает высокое положение, если
он имеет возможность управлять
поведением других людей, в приказном
порядке или посредством
Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.
Так, среди индейцев племени хопи
принадлежность к определенному
роду определяет механизм передачи прав
на владение землей, постройками, церемониальными
знаниями и, следовательно, является особенно
важной для личного статуса. У
индейцев таллензи юноша (потерявший отца),
взявший на себя все заботы по ведению
хозяйства, считается старшим в
семье, тогда как мужчина средних
лет, продолжающий жить в отцовском
доме, формально считается ребенком.
Статус может основываться на профессиональных
занятиях: например, в некоторых
регионах Африки южнее Сахары кузнецы
обычно составляют отдельную группу,
имеющую низкий статус. В кастовой
системе Индии мусорщики, занимаясь,
в частности, уборкой человеческих
отходов, находятся на самой низкой
отметке шкалы. Во многих странах
статус повышается в случае щедрости
и благотворительной
Статусная группа представляет собой совокупность людей, организованных в иерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в соответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более точно - начиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих «клеймо» низкого профессионального статуса или рабского происхождения.
2 СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
2.1 Рабство
Рабство – экономическая, социальная
и юридическая форма
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус раба передавался
по наследству. В Древней Мексике
дети рабов всегда были свободными
людьми. Но в большинстве стран
дети рабов автоматически тоже становились
рабами, хотя в некоторых случаях
ребенка раба, всю жизнь прослужившего
в богатой семье, эта семья
усыновляла, он получал фамилию своих
хозяев и мог стать одним из
наследников наравне с