Смолл и самнер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:17, доклад

Описание работы

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников американской социологии , хотя они и не были профессиональными исследователями (они были священниками ) Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества.

Файлы: 1 файл

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников американской социологии.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Самнер и Смолл являются одними из родоначальников  американской социологии , хотя они  и не были профессиональными  исследователями (они были священниками ) Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала в роли социального критика. Критика формировалась на фоне процессов и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке.

 

Одна из важных особенностей институционализации  социологии в США - ее становление происходило с поддержкой со стороны политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными и бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму.

 

Социология была быстро внедрена в  систему высшего образования, во многом благодаря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секуляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894).Их деятельность, в свою очередь, стимулировала распространение социологического образования в других вузах. Через несколько лет социология преподавалась в сотнях университетов по всей Америке. Европа могла о таком только мечтать.

СМОЛЛ Альбион (1854-1926) - американский ученый, основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала "American Journal of Sociology", издатель первого американского учебника по социологии.

Заимствовав у Ратценхофера гипотезу конфликта интересов и исходя из того, что интересы являются первичными элементами общественных действий, С. предложил считать категорию  интереса основной единицей социологического анализа и концепции социального процесса.

Уделяя  категории "интерес" особое внимание, С. тем не менее не сумел выработать корректного определения ее, поскольку  в общих чертах под интересом  он понимал лишь "неудовлетворенную  способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия".

Полагая, что жизнь индивида в обществе сводима к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей, С. утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их.

Осуществляя эту классификацию, С. сделал вывод, что вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье (пищу, сексуальные отношения), благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость (правоту). Подчеркивая особую силу интереса справедливости, С. вместе с тем отмечал, что любой класс интересов притязает на абсолютное доминирование, в результате чего реализуется постоянный конфликт разных классов интересов, выступающий формой выражения их всеобщей связи.

По  мнению С., вокруг мощных носителей различных интересов и образуются различные общественные группы и институты. Причем в силу самой природы данных социальных общностей конфликт между ними становится в первую очередь конфликтом интересов.

Психологическая акцентировка социальных проблем, характерная для творчества С., содействовала его частичному отходу от прямолинейного социал-дарвинизма, что выразилось в предложении трактовать социальный конфликт  как одну из возможных форм взаимодействия людей.

Истолковывая  процесс общественного развития как результат постоянно возрастающего  взаимопереплетения интересов индивидов, С. уделил большое внимание проблеме перехода от социального конфликта  к социальному согласию. По С., этот переход должен осуществляться с учетом того, что "все социальные проблемы  являются проблемами отношений личных единиц, которые имеют в себе определенную инициативу, выбор и силу. Этому личному уравнению должна быть приписана его реальная ценность".

В наиболее концентрированной форме суть социологических ориентаций С. следует из его афоризма, предвосхитившего психологическое направление как в классической, так и в современной социологии Запада: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим".

Придавая большое значение поиску практических возможностей использования социологии для постепенного улучшения всех общественных институтов, С. утверждал, что социология в ее прикладном аспекте может и должна выступать в качестве эффективного компонента "социальной технологии", направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

Существенно важным моментом в теории С. стала формулировка им практической задачи социологии, в качестве которой  он рассматривал установление гармоничных  внутренних и внешних отношений социальных групп и институтов путем изменения содержания и направленности психических процессов.

Смолл придавал значение не только природе  и географической среде, но и внутреннему  миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к определенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социальной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между социологией и социальной психологией.

По политическим взглядам Смолл  был либералом, критиковал монополистические  традиции, призывал ограничить право  наследования (очевидно, для того, чтобы  не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще граждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук.

 

 

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.

 

Общество, согласно У. Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей  целостности. Достигается это при  помощи норм — особых правил, вырабатываемых группой и определяющих, что и как должны делать индивиды в различных ситуациях. У. Самнер разработал целую классификацию социальных норм.

Обычаи (folkways) описывают нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например требование, пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур.

Нравы (mores) — более строгий вид норм. К нарушителям нравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. "Нравы помогают делать что-либо правильно и избегать неправильных поступков", — писал У. Самнер.

Законы, третий вид норм, он подразделял на две категории:

1) обычное право,

2) формальное  право.

Первый тип  является кристаллизацией традиционной практики, второй — государственной  деятельности. Нравы включают философские  и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются "естественные" институты, например, религия, семья, собственность, а на законах — "предписанные" институты (банки, система выборов). Институт — одно из ключевых понятий социологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уорд повторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность науки управления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем к сиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные и коллективные привычки, обычаи, традиции. Под его влиянием американские социологи отвернулись от глобальных проблем человечества, сосредоточившись на изучении малых дел и конкретных проблем.


Информация о работе Смолл и самнер