Собственность в исторической ретроспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:08, доклад

Описание работы

Первые попытки трактовки содержания и структуры отношений собственности были предприняты еще в эпоху Античности и Средневековья. Так, известный древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривал собственность в контексте властных полномочий. По мнению мыслителя, "приобретение собственности для хозяина дома является как бы орудием для его существования". Следовательно, собственность становится в некотором роде частью собственника, его принадлежностью.

Файлы: 1 файл

собственность.docx

— 26.40 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

 

Первые попытки трактовки содержания и структуры отношений собственности были предприняты еще в эпоху Античности и Средневековья. Так, известный древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривал собственность в контексте властных полномочий. По мнению мыслителя, "приобретение собственности для хозяина дома является как бы орудием для его существования". Следовательно, собственность становится в некотором роде частью собственника, его принадлежностью. Утверждая, что материальные блага и рабы по своей природе могут выступать объектом собственности, философ был убежден, что "одним по природе должно господствовать, другим - подчиняться", и именно тому, кто наделен от природы властью, следует быть господином. Таким образом, Аристотель трактовал собственность как власть собственника над объектом собственности, полученную им на основе естественных преимуществ.

 

Процесс осознания института собственности в эпоху Античности достиг своей кульминации в Древнем Риме, а в римском праве получил целостное толкование.

Римское гражданское право первоначально знало государственную и общинную собственность на землю и частную собственность на остальное имущество. Законы XII таблиц уже упоминают о праве собственности, которое в те времена обозначалось термином dominium (dominium - от лат. глагола domare - укрощать, господствовать). Первоначально этим термином обозначались все права на вещь, вся совокупность полноты власти в доме. Однако уже с I в. н. э. римляне отграничивают значение термина dominium. С конца классического периода (III в. н. э.) собственность стали обозначать термином proprietas.

Объем и пределы права частной собственности римляне определяли посредством указания правомочий собственника. Совокупность этих правомочий составляла содержание права собственности. Римский собственник имел следующие правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения, право получать доходы, право защиты. Однако со временем, заметив, что некоторые правомочия в определенной мере повторяют друг друга, римляне суживают их круг. Осталось лишь три правомочия - право владения, право пользования и право распоряжения, охватывающие все возможные формы и способы воздействия собственника на вещь и в то же время отграничивающие посягательства других лиц на эту же вещь.

 

Право владения - это правомочие собственника, заключающееся в том, что собственник имеет право фактически обладать своей вещью.

Право пользования заключается в том, что собственник имеет право извлекать из вещи полезные качества, получать доходы и приращения от нее.

Право распоряжения заключалось в том, что собственник мог определять правовую судьбу вещи, т. е. отчуждать (прежде всего) всеми дозволенными способами, завещать, устанавливать сервитуты в пользу других лиц и т. п.

 

На сегодня очевидно, что теоретические достижения римского права сформировали базисные представления о собственности на целые столетия и тысячелетия, положили начало формированию юридического подхода к трактовке собственности и дали толчок развитию других ее концепций.

В эпоху Средневековья проблемы собственности получили свое обоснование в произведениях богословов и деятелей церкви. Взгляд на собственность в целостном виде был сформирован в работах Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Согласно их учению, которое позднее легло в основу православного мировоззрения, все земные блага человек получает от Бога, являющегося единственным реальным Собственником и имеющего абсолютное право владения.

 

Восточная Церковь рассматривала вопросы собственности с двух позиций: личного отношения к имуществу и взаимоотношений с ближними. На личном уровне христианское отношение к собственности означало полный аскетизм, поскольку собственность является сильным соблазном, преодоление которого требует отказа от имущества. На уровне христианских общин поддерживалась идея общности имущества.

 

Католическая доктрина собственности была сформулирована в трудах известного теолога средневековья Фомы Аквинского. Фома Аквинский считал частную собственность необходимой уступкой человеческим слабостям, поскольку при совместном владении все принадлежит всем и не принадлежит никому. По мнению теолога, частная собственность обеспечивает порядок в хозяйственной жизни и мирное сосуществование людей, которые больше работают и меньше спорят. В то же время, признавая верховным властителем всех вещей Бога, мыслитель утверждал, что каждый человек должен владеть своей собственностью так, как если бы она принадлежала всем, то есть готов всегда поделиться с бедными и нуждающимися.

 

Классическая западная юриспруденция рассматривала право собственности как наиболее полное господство над вещью. Подобное понимание собственности было воспринято из римского частного права. Известная 544 статья Французского гражданского кодекса 1804 года определяла собственность, как “право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом…”. Такое же понимание собственности отстаивает и Германское гражданское уложение, согласно которому “собственник вещи может… распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять других лиц от всякого на нее воздействия” (ст. 903 ГГУ). Сходная формулировка содержится и в Швейцарском гражданском уложении 1907 года.

Начинать рассмотрение истории развития права собственности в России следует  со времен появления Древнерусского государства.

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы. Одним из самых первых дошедшим до нас правовым документом был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности, но ее охране уделялось очень много внимания.

В период времени от Петра I до Екатерины II замечается колебание в отношении правительства к частной собственности, политика склоняется то в сторону ограничений, то в сторону свободы собственности. Только при Екатерине II торжествует вполне идея частной собственности в той форме, в какой она существует и в настоящее время. Вслед за освобождением лиц от обязательной государственной службы начинается освобождение собственности от ограничений. В манифесте 1782 г. признано было право собственности не только на поверхности земли, но и на сокрытые в недрах ее минералы и металлы, устранены были запрещения в распоряжении лесами, в пользовании угодьями, рыбной ловлей, пчельниками, мельницами. Екатерина II ввела в своих указах и сам термин «собственность»

К 1835 году был разработан и введен в действие Свод законов. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на движимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на родовое и «благоприобретенное».

В ст. 262 ч. 1 т. 10 Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно». Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.

В таком виде гражданское право просуществовало вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

События, произошедшие после Октябрьской революции 1917 г., были связаны с идеей полного уничтожения каких-либо собственнических институтов, кроме государственной. 
Тем не менее, в период с 1917 г. по 1994 г. были приняты два Гражданских кодекса РСФСР (1922 г. и 1964 г.), которые закрепляли право частной собственности граждан в очень усеченном виде.

Социально-экономические изменения начала 1990-х гг. заставили пересмотреть вопрос о роли и месте права частной собственности в экономике государства, ориентированного на развитие предпринимательских отношений.

Закон “О собственности в СССР”, принятый в 1990 г., и последующие изменения Конституции содержат отказ от принципиальной позиции коммунистов по поводу общенародной государственной собственности на средства производства и приоритета государственной собственности.

Следующий закон “О собственности в РСФСР” от 24 декабря 1990 г. пошел значительно дальше общесоюзного. В нем собственность подразделяется на: частную, государственную, муниципальную и собственность общественных объединений (организаций). Размер частной собственности не ограничивается, состав ее ограничен только соображениями безопасности и международными обязательствами. Предусматривалось ограниченное право частной собственности на землю. 
С принятием в конце 1994 г. ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское право вновь вернулось к концепции права собственности, основанной на триаде полномочий собственника, которая была заимствована из римского права.

 

 


Информация о работе Собственность в исторической ретроспективе