Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 18:53, реферат
Социология — наука жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями. Соответственно объектом науки социологии является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом – его субъекты: социальные общности, институты и личности.
Введение………………………………………………………………..3
Глава І. Структура и функции социологического знания…………..5
1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания…………………………………………………………….5
1.2. Основные функции социологии…………………………...9
Глава ІІ. Социализация индивида и ее факторы……………………12
2.1. Личность и основные факторы ее развития……………...12
2.2. Этапы социализации личности……………………………16
2.3. Процесс обучения социальным ролям……………………18
Заключение……………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І. Структура и функции социологического знания…………..5
1.1. Объекты социологии и элементы
социологического знания…………………………………………………………….
1.2. Основные функции социологии…………………………...9
Глава ІІ. Социализация индивида и ее факторы……………………12
2.1. Личность и основные факторы ее развития……………...12
2.2. Этапы социализации личности……………………………16
2.3. Процесс обучения социальным ролям……………………18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..23
Введение.
Социология — наука жизнедеятельности
общества как совокупности социальных
связей и отношений между его субъектами: социальными
общностями, институтами, лично
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения и т. д.
Особое место в структуре науки занимают конкретно-
С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.
На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.
Под формированием личности понимается единство объективных и субъективных условий, и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только учитывая влияние всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью слоев, групп и самого человека, можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие. Развитие личности отражает последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенных представлений об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, оно в основном характеризует усилия, осуществляемые социальными институтами.
Человек становится личностью, приобретает и приумножает определенную совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разнообразным социальным опытом. Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.
Глава І. Структура и функции социологического знания.
1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания.
Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).
Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания1.
Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Она предстают как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе:
Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социологи, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальных организации и институты, материальная и духовная культура - словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных — экономически, эстетических и других потребностей, и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи Поэтому можно согласиться с мнением, что начинать надо «не с человека, а с единицы куда большей — с самого общества как некоторой целостной системы».
Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.
Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания — знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержание и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.
Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика и искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего, он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.
Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о класса, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой2.
Еще один элемент структуры социологического знания - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.
Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.
Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельность людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системе.
Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества. Существуют и другие элементы социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.
Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая боле или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки.
1.2. Основные функции социологии.
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функции социологии.
Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе3.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.
Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений, и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений, и деятельности соответствующих социальных институтов.
В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и др.) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических размеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованны выводов и рекомендаций.