Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Социализация — это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны — процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.
Основные механизмы социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты)

Социализация — это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны — процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные стадии социализации:

- дотрудовой она охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется  периодом раннего детства;

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в  школе.

- трудовой (зрелый возраст) трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека — это весь период трудовой деятельности человека.

- послетрудовой (пожилой возраст).

Основные механизмы социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.

Институты и группы отдельных людей, которые оказывают значимое влияние  на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации:

1.      На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

2.      Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3.      Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) ивторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация — отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация — обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Социализация также способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Теории социализации

Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид

Кули считал, что личность формируется  на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3. того, как мы отвечаем на  воспринятую нами реакцию других.

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и  чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы неспособны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

Третий этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожида-ния не только одного человека, но и всей группы. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. 
Фрейд

Теория развития личности, разработанная  Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория личности Фрейда выделяет три части  в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх — Я»).

Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении  энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться  в окружающем мире. Эго руководствуется  главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего  объекта.

Суперэго («сверх — Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться  моральным требованиям, предъявляемым  родителями и собственным формирующимся  Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Пиаже

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс  обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется  способность надолго сохранять  в памяти образы предметов окружающего  мира.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.

В возрасте от семи до одиннадцати  лет дети учатся мысленно совершать  действия, которые раньше они выполняли  только руками.

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю  стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки  могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать  нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ   

К основным формам девиантного поведения, культурно осуждаемых обществом, в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность. Социологические  исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф.Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого - математика-статистика Л.А.Кетле "Социальная физика" (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Л.А. Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее  количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный  фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидами и социальной группой. В 30-е годы ХХ в. исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые "преступные районы" - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

В нашей стране в  течение длительного времени  закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно  исходя из теории последовательного  освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений  были: по мере укрепления в СССР тоталитарного  режима действительно происходило  снижение (в абсолютных и относительных  величинах) уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном числе политических заключенных  и широком распространении безнаказанной  преступности, вплоть до уголовной, среди  многих власть придержащих. Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей происходило увеличение неполитической преступности.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям  приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно  учитывать, что преступность имеет  порог количественного и качественного  насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

В России на состояние  преступности большое влияние оказывает  переход к рыночным отношениям и  появление таких феноменов, как  конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты  отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно  определить как "патриархальный", но уже заметны процессы, говорящие  об "индустриализации" девиантности.

Преступность - отражение  пороков человечества. И до сих  пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам  надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений  о "полном искоренении" социальной патологии и сосредоточиться  на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под  контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготовлялись они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в ХVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что ХIХ в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации проблему алкоголизма.

Данные социологических  исследований выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее  большинство опрошенных считают, что пьянство - большое зло, с другой - то же подавляющее большинство либо пьет, либо "выпивает, как все"; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил на стол спиртное. 40% опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом  социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Однако эта  социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягащающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связаны с пьянством.

Информация о работе Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты)