Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:21, реферат
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
1. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии
2. .Факторы социализации. Агенты и уровни.
3. Десоциализация и ресоциализация
Заключение
Список Литературы
Содержание
Заключение
Список Литературы
1.Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Стадии социализации.
Принято выделять начальную социализацию (рождение, детство, юность) и продолженную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".
Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Известно, что младенец вступает в большой
мир как биологический организм и его
основной заботой в этот момент является
собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок
становится человеческим существом с
комплексом установок и ценностей, с симпатиями
и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами
поведения и ответственностью, а также
с неповторимо индивидуальным видением
мира. Человек достигает этого состояния
с помощью процесса, который мы называем
социализацией. В ходе этого процесса
индивид превращается в человеческую
личность. Социализация -
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1. стадии подражания и
2. игровой стадии, когда дети
осознают поведение как
3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид" - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго", или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
2.Факторы социализации
Факторы социализации:
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
- мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
- макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
- мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
- микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Агентами могут быть не только люди, но и различные учреждения, организации (армия, школа). На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Уровни социализации:
В социологии выделяются два уровня социализации:
1. уровень первичной социализации;
2. уровень вторичной социализации.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.
3. Десоциализация и ресоциализация.
Десоциализа́ция (лат. de (
Степени десоциализации:
Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы,психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах. Причины этого могут быть самые различные: длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и тому подобное. Также, по мнению современных учёных, к десоциализации могут приводить чрезмерное использование современных технологий и современная культура.
Ресоциализа́ция (лат. re (
Заключение
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не “обучение”, а “освоение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
Список использованной литературы:
1. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Голубева, Г.А. Социология: учеб. пособие / Г.А. Голубева, А.В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004
3. Немировский, В.Г. Общая социология: учеб. пособие для вузов / В.Г. Немировский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
4. Душацкий А.Е. Ценностно-нормативные ; доминанты российских предпринимателей. // СоцИс., 1999. № 7.
5. Инкельс А. Личность и социальная структура. // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965.
6. Волков, Ю.Г. Социология: учеб. для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. – М.:Гардарики, 2000.
7. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы: Учебник для высших учебных заведений / Московский Государственный ин-т междунар. отношений МИД РФ (МГИМО-Универ-ситет). -- М.: Изд-во «Анкил», 1997.
8. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. - 1970. -№ 12.
9. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – М.: Норма, 2005
10. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
11. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М., 1994. Гл.2, § 7; Гл.4,5.
12. Фролов С.С. Социология. Учебник. М., 1996
Информация о работе Социализация как социокультурный процесс