Социализация личности и периодизация ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:29, реферат

Описание работы

Социализация личности (от лат socialis-общественный)- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта,необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни так, как
индивид меняет множество социальных ролей.

Содержание работы

1)Понятие социализация
2)Агенты социализации
3)Этапы социализации
4)Механизмы социализации
5)Факторы социализации
6)Смежные понятия
7)Моё мнение
8)Вывод

Файлы: 1 файл

МГУПИ2.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

 

“Московский государственный университет приборостроения и информатики”

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Психология

Тема: Социализация личности  и периодизация ее развития

 

 

 

Выполнил:

Студент (очная, первый ,группа УЭ-3)

Прокопенко Андрей Витальевич

_____________________

 

Научный руководитель:

(доцент ,кафедра ОП-8 Философия)

Курдов Валентин Викторович

____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014.

 

 

 

 

План

1)Понятие социализация 

2)Агенты социализации

3)Этапы социализации

4)Механизмы социализации

5)Факторы социализации

6)Смежные понятия

7)Моё мнение 

8)Вывод

 

1)Социализация личности (от лат socialis-общественный)- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта,необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни так, как

индивид меняет множество социальных ролей. 

 

2)Агенты социализации

Агентами социализации называют все, что оказывает влияние на процесс социализации .К ним относятся 1)национальные традиции 2)государственная политика 3)сми ,социальное окружение 4)образование и другие.

 

Агенты социализации делятся на первичные и вторичные.

 

Агенты первичной социализации – как правило, люди ,которые находятся в тесном контакте с  индивидом .( родственники , друзья семьи, сверстники, учителя, коллеги, тренеры.)

Агенты вторичной социализации – это, как правило,  государственные учреждения, которые оказывают влияние на индивида ,но менее значительное ,чем первичные агенты . Например : армия ,школа ,университет ,сотрудники телевидения, радио, печати, и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, государством, сми, армией, судом, церковью и т.д.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функции

(мать- это одновременно, воспитатель , учитель, друг), а агенты вторичной гораздо меньше ,1-2 функции  . В первичной социализации роль агентов  и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его друзья находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

 

Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя.

 

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

 

 3)Социализация личности непрерывна  , и она имеет следующие этапы:

  1. Начальный этап. Социализация ребенка преимущественно в семье .
  2. Средний .Обучение в школе, университете.
  3. Завершающий. Социализация взрослого .

 

4)Расширение и углубление социализации происходит:

  1. в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.;

 

  б)  в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения;

 

 c ) в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

 

 

 

 

5)Механизмы социализации Зигмунд  Фрейд  выделил психологические механизмы социализации : имитацию , идентификацию,

чувство стыда , чувство вины. 1)Имитация -  осознанная попытка ребёнка(индивида) копировать определенную модель поведения. Образцами  для подражания могут выступать родители, родственники, друзья  и  т.д. Идентификация-способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение, близких людей, их ценности ,нормы ,образцы поведения как свои собственные.

К позитивным механизмам относят имитацию и идентификацию , так как  с помощью них происходит усвоение определенного типа поведения . К негативным относят стыд и вину так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения .Зигмунд  утверждает ,что чувство стыда и чувство вины очень  тесно связаны друг с другом и почти неразличимы ,но всё-таки  между этими понятиями существуют определенные отличия :

1)Стыд обычно ассоциируется с ощущением ,что вас разоблачили и опозорили. Чувство стыда  направлено  на восприятие поступков индивида другими людьми.

2)Ощущение вины связано с внутренними переживаниями ,с самооценкой индивидом своих поступков. Наказание здесь происходит само собой , с помощью внутреннего самоконтроля (совести).

Факторы социализации

Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)

Третья –  мезофакторы  (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

 

 6)Смежные понятия

Десоциализация – потеря человеком , вследствие каких-то обстоятельств (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, влияющая на его жизнедеятельность и возможности самореализоваться .

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная  десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Ресоциализация - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация  осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Политическая социализация -это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом.

Социальная интеграция - принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными мало связанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами). и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.

 

7)Моё мнение

Социализация, пожалуй , один из самых важных процессов в нашей жизни ,благодаря ему мы развиваемся, благодаря ему  развивается наука. Если бы она не существовала то ,человечество стояло на одной ступени  эволюции или даже человечества не существовало бы и вовсе. Социализация помогает нам передавать из поколения в поколение накопленные знания. Люди ,прошедшие многие этапы социализации вносят большой вклад в развитие общества ( например ,Марк Цукерберг-создатель соц. сети facebook) прошел такие этапы социализации как: школа, университет и так далее). Так же существуют люди ,которые не прошли ни одного этапа социализации, такие люди ,как правило не могут нормально функционировать в обществе. Например : дети-маугли. Они не обладают членораздельной речью ,не умеют ходить как обычные люди и даже ,если их попытаться поместить в общество ,то они все равно не смогут адаптироваться в нем. Всё выше сказанное подтверждает то ,что социализация играет важную роль в становлении личности.

 

 

8)Вывод

  Социализация личности проходит непрерывно на протяжении всей жизни человека: от рождения до смерти. В ходе социализации  индивидуум приобретает необходимые  знания и социальный опыт необходимый для успешного функционирования в обществе. 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений .
  2. Википедия
  3. Обществознание 10-11 классы . л. н. Боголюбов,Н.И.Городецкая и т.д.

 

 

 


Информация о работе Социализация личности и периодизация ее развития