Социализация личности: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.
Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Файлы: 1 файл

социализация личности.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

От личности как общественного  явления не может абстрагироваться ни одна из общественных наук. Каждая наука  изучает личность со своей точки  зрения. Так, исторический материализм  исследует личность в составе  масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Личность, выступающую в качестве производительной силы и потребителя материальных ценностей, изучает политическая экономия. Предметом педагогики являются методы, формы и средства воспитания личности. Психология сосредоточивает свое внимание на внутреннем мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития. Предметом социальной психологии являются общественное мнение и настроение, коллективная воля, групповое поведение и др.

Социализация личности —  процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в ходе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга  перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

1. Теории социализации

 

Кули-Мид 
 
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.  
 
Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. 
 
«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. 
 
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я».  
 
Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.  
 
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. 
 
По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием «Я»:  
 
1)                         стадию имитации – копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы; 
 
2)                         игровая стадия – проигрывание ролей, ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. 
 
3)                         стадия коллективных игр – осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»[5]. 
 
Г.Мид выходит за рамки исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и вводит понятия “значимого другого”, “роль обобщённого другого” и т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – “значимые другие”. Индивид проводит отбор значимых для него “других” и тем самым принимает ответственность за свой выбор и своё действие. 
 
«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение. 
 
Фрейд-Эриксон 
 
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.  
 
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.  
 
Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Следующая часть структуры  личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных  ребёнком от своих родителей (первичной  группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид находится  все время в состоянии конфликта с обществом. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии.

Идеи З. Фрейда, о которых  ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными: 
 
Доверие – недоверие – грудной возраст; 
 
Автономия – сомнение – 1-2 года; 
 
Инициатива – чувство вины – 3-5 лет; 
 
Трудолюбие – неполноценность – 6-11 лет; 
 
Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет; 
 
Интимность – одиночество – начало взрослого периода; 
 
Творческая активность – застой – средний возраст; 
 
Умиротворение – отчаяние – старость[7]. 

Первый кризис человек  переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его  основные физиологические потребности  ухаживающим за ним человеком. В  результате положительного исхода у  ребенка развивается чувство  доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие.

Второй кризис связан с  первым опытом обучения, особенно с  приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и  помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом.

Третий кризис соответствует  второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок  учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости  от царящей в школе атмосферы  и принятых методов обучения и  воспитания у ребенка развивается  вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки  обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростков людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах.

Шестой кризис свойственен  молодым взрослым людям. Он связан с  поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства  сохранения рода, выражающегося главным  образом в «интерес к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует  собой завершение предшествующего  жизненного пути, а разрешение зависит  от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознания ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможоности начать жизнь заново. 
 
Пиаже 
 
Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. Cognitio – знание, познание) развития. Он исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными потребностями. Ученый делит первичную социализацию на следующие стадии: 
 
- до 2-х лет – сенсомоторная стадия – формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира; 
 
2 – 7 лет – предоперациональная стадия – возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений; 
 
7 – 11 лет – стадия конкретных операций – овладение навыками мысленного манипулирования предметами; 
 
12 – 15 лет – стадия формальных операций – формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни[8].

 

 

2. Социализация  личности. Личность и социальная группа

 

Социальные нормы —  объект изучения единого комплекса  общественных дисциплин, в который  входит и социальная психология. Выступая, как самостоятельная дисциплина, социальная психология выделяет в этом сложном объекте свой аспект, а именно те атрибутивные характеристики социальных норм, которые обеспечивают их действие как регулятора поведения индивида и группы, а также механизмы и закономерности действия социальных норм на уровне поведения и сознания личности и на групповом уровне взаимодействий. При этом социальная психология формирует свой специфический предмет исследования — нормативное поведение личности, группы и их нормативно-ценностные системы. Изучение этого предмета — специальное направление социально-психологических исследований, которое тесно связано как со смежными общественными дисциплинами, так и с другими направлениями общей и социальной психологии — психологией общения, социально-психологическими исследованиями коллектива и групп, социальной психологией личности и т. д.

Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех  или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями  людей. В этих связях выделяются две системы — деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций, и личные отношения, которые складываются на основе симпатий или антипатий, притяжения или отталкивания и т. д.

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная  социальная общность, в пределах которой  люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, рабочая  бригада, солдаты отделения или  взвода, сотрудники лаборатории, кафедры, учащиеся одного класса и т. п.), называется малой, или контактной, группой.

Более высокой  формой организации является социальная группа — множество людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой  организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа — коллектив. Основное назначение социальной группы – целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Социальные  группы подразделяются на малые (в рамках непосредственного личного контакта) и большие (например, класс, партия, нация, определенная отрасль производства, государство). В повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп — семья, трудовой микроколлектив, различные группы по интересам, спортивные секции и т. п.

Многие поступки человека в микросреде объясняются  его стремлением к самоутверждению  в референтной группе, к утверждению такой позиции в группе, которая обеспечивает ему признание, уважение, поддержку.

Социальная  группа организует внутригрупповые  отношения, регламентирует их, для реализации этих отношений создаются специальные  функциональные образования. Располагая определенными санкциями — мерами воздействия, они регулируют поведение людей, обеспечивают устойчивость общественной жизни, направляют ее на удовлетворение общих потребностей. Эффективность деятельности социальных институтов зависит от четкого разграничения их функций и от деперсонализации — независимости их от интересов отдельных лиц. Выделение в группе личностей, способных эффективно выполнять те или иные задачи, называется ранговым структурированием группы. Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом называется социальной ролью.

Поведение человека в группе зависит от понимания  им своей роли, ее принятия и способности  ее выполнить. Человек одновременно выполняет несколько ролей : гражданина, специалиста, отца, брата, бригадира, участника спортивной секции и т. д.). Социальная роль предполагает обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидают определенных действий. (Так, роль врача в ряде конкретных ситуаций требует выполнения соответствующих действий.) Различия в способах этих действий зависят от творческой индивидуальности человека. Чем более развита группа, тем более адекватные оценки получают люди, наиболее пригодные для той или иной роли. Та или иная роль дается личности или по инициативе группы, или по инициативе самой личности в связи с соответствующим уровнем ее притязаний — оценкой своих возможностей.

Межличностные отношения в малой группе, стиль  ее жизнедеятельности в значительной мере определяются ее официальным (в формальной группе) или неофициальным руководителем, наиболее авторитетным в каком-либо отношении лицом. Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью. Конформность (от лат. tonformis ~ подобный) не следует смешивать с подражанием. Подражание является воспроизведением тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, тогда как конформность заключается в подчинении даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям личности.

Информация о работе Социализация личности: история и современность