Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:08, реферат
Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.
Введение…………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты социализации………………………………4
1.1 Значение социализации
1.2 Институты социализации………………………………………….5
1.3 Ресоциализация…………………………………………………….7
2. Социализация личности в современном обществе……………….8
2.1 Механизмы социализации личности……………………………..8
2.2 Проблемы социализации личности в современном обществе…10
Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы
На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.
В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.
В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера.
Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает "социализировать" различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.
Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов поколений является социализация.
Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Итак, социализация - это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я».
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации личности, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколений к поколению.
Список литературы
1. 1.Терра - Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь.- М.: ТЕРРА, 1998. - Т35 672 с.: ил.
2. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова - Социология личности. Новосибирск. - М.: 1997.
3. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 5-е изд.- М. : Просвещение, 2006. - 270 с.
4. Социология: Учебник / Под ред. Профю Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512с.: ил.
5. Социология: наука об обществе. Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков. - 2001.- 688 с.
6. Кравченко А.И., Социология. Учебное пособие . - М.,2005.
7. Сорокин П., Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992.
8. Краткий словарь по социологии. - М.,1988.
9. Д.П. Дербенев Социальная адаптация подростков. Социальный жур., 1997. №1/2.
10. Г.М.Андреева Социальная
11. Немировский В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследований. Красноярск, КГУ, 1989.
12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Наука, 1984.
13. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Авт. докт. псих. наук. - М., 2002.
Информация о работе Социализация личности в современном обществе