Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:50, контрольная работа
В широком смысле социализация - это процесс и результат социального развития человека.
Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания.
- естественную среду - определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.
Среди основных движущих сил развития личности выделяют влияние социальной среды и наследственности (по-другому – степень «животности» и «человечности») на поведение индивидуальности. Причем существуют приверженцы теории как о главенстве социального в поведении личности, так и о главенстве индивидуального.
Первые считают человека результатом внешнего влияния, которое формирует основные черты личности, аксиомы, на которые человек опирается на протяжении всей своей жизни. Ведь нельзя вычеркнуть факты воздействия на формирование личности среды, в которой индивид пребывает большую часть времени суток (детский сад, школа, дом).
Копируя поведение других детей, ребенок усваивает представления о жизни в целом и о законах существования в конкретной среде. Уже в детском саду индивид сталкивается с необходимостью выполнения социальных ролей.
Подтверждение своей теории ее сторонники видят и в том, что люди, населяющие разные части планеты, но имеющие по сути одну и ту же физиологию, отличаются по «окраске» своей культуры – разнообразию традиций, стереотипов поведения и мышления. Анализ личности невозможен без исследования этих субъективных факторов.
Сравнительно недавно (в 1970-х гг.) появилась концепция ситуационализма В. Мишель, которая настаивает на том, что такие свойства личности, как порядочность и темперамент, формируются под действием ситуации.
Х. Хеккаузен выделяет три показателя индивидуального поведения личности, которые не объяснить влиянием среды.[10]
Первый показатель – это уровень влияния действий окружающих на действия конкретного человека. Отклонения от общепринятого поведения, как правило, объясняются именно предрасположенностью к определенного рода действиям. Например, шокирующее поведение в общественном месте, выходящее за рамки приличного, может означать как склонность человека к нонконформности, так и проявление естественного для него поленезависимого стиля поведения.
Второй показатель – уровень соответствия поведения личности поведению этой же личности, продемонстрированному при других обстоятельствах.
Третий показатель – уровень сходства поведения в одинаковых ситуациях, но в разное время.
Одни и те же доказательства часто можно интерпретировать по-разному – как подтверждение концепции наследственности, так и как доказательство концепции среды.
[1] Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов/Андреева Г.М - Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
[2] См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 105-106.
[3] Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова
[4] Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психол. 1984. №4, С 15–29.
[5] Бехтерев В. М. Избранные произведения//Электронная библиотека. URL: http://svitk.ru/004_book_book/
[6] Фрейд Зигмунд. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии / Зигмунд Фрейд. - СПб.: Алетейя , 1986. - 244 с.
[7] Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
[8] Монтень М. Опыты: Избр. гл. /М.Монтень; Вступ. ст. Г. Косикова.- М.: Правда, 1991.
[9] Новер Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л. – М., 1965
[10] Х. Хекхаузен «Мотивация и деятельность»: в 2 т. М., 1986. Т. I. с. 18–32.