Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:20, лекция
1. Понятие личности
"Личность" как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью.
Разберемся с основными понятиями.
Человек - психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид - отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Социализация личности
1. Понятие личности
"Личность"
как понятие неразрывно
Разберемся с основными понятиями.
Человек - психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид - отдельный,
обособленный представитель
Индивидуальность
- неповторимость, уникальность каждого
индивида. Обусловлено биологической
наследственностью и особым
Личность –
совокупность социально
Личность не
может пониматься отдельно от
общества. Говоря, личность, мы понимаем
отдельного индивида, сформировавшего
в себе определенные качества,
помогающие ему существовать
в обществе, одновременно выделяющие
его из толпы. Так что
Существует
общество – некая реальность,
состоящая из людей, которые
трудятся, работают, создают новое
общество. Говоря о людях в
обществе, подразумеваются индивиды.
«Индивид» - это только отправной
момент для формирования
2. Сущность процесса социализации личности и её этапы
Социализация
(процесс вхождения индивида в
социум - мир людей) – это
становление личности, процесс усвоения
индивидом образцов поведения,
социальных норм, ценностей, знаний,
навыков, позволяющих ему
Суть социализации
можно представить так:
В социологии
выделяются два уровня
Термин «первичная»
в социологии относится ко
всему, что составляет
Однако, постепенно,
с развитием человека
Во вторичном мире теряется чувтво защищённости, приходится бороться за своё место в жизни. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, университета, предприятия, государства, сотрудники СМИ и т.д.
Социализация
проходит этапы, совпадающие с
так называемыми жизненными
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
Этапы социализации:
1. Детство и
юность (1год до 18 лет) – подготовка
к активному трудовому периоду.
2. Зрелость (18 – 60 лет) – активный трудовой период. Здесь человеку приходится делать выбор в професии, партнёра по брака. Всё большую роль играют различные организации, учреждения, ВУЗы, СМИ, которые расширяют которые расширяют объём знаний о мире. Особую роль приобретает трудовой коллектив, который становится вторым домом.
3. Старость (60
и старше) – выход из активного
трудового периода.
3. Агенты социализации
Социализация
с точки зрения общества
Агенты социализации
– это люди и учреждения, ответственные
за обучение культурным нормам
и усвоение социальных ролей
других людей. Они
Основными
агентами социализации
Семья обеспечивает
не только опеку, защиту и
социальную безопасность, но и
эмоциональную поддержку отца
и матери в тот период жизни,
когда никто другой подобной
защиты и поддержки им не
предлагает. По сравнению с другими
институтами общества семья
В школе
ребенок получает навыки
СМИ позволяет
выработать отношение к
4. Основные теории развития личности
Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:
1. того, как,
по нашему мнению, нас воспринимают
другие (Я уверена, что люди
обращают внимание на мою
2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
3. того, как
мы отвечаем на воспринятую
нами реакцию других (Видимо, я
буду всегда так причесываться)
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".
По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Например, "Я - сам" реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. "Я - сам" знаю, что люди считают "Я - меня" справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны".
Теория развития
личности, разработанная Зигмундом
Фрейдом, в какой-то мере
Теория Фрейда
выделяет три части в
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.
Согласно теории
Фрейда, процесс формирования личности
проходит четыре стадии. Каждая
из этих стадий связана с
определенным участком тела - эрогенной
зоной. На каждой стадии
В самом
начале жизни ребенка
На второй,
или анальной, стадии главной
эрогенной зоной становится
Третья стадия
названа фаллической. На этой
стадии главным источником