Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:20, лекция

Описание работы

1. Понятие личности
"Личность" как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью.
Разберемся с основными понятиями.
Человек - психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид - отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

Социализация  личности

 
1. Понятие личности

 

     "Личность" как понятие неразрывно связана  с человеком. Однако человек  может и не быть личностью. 

     Разберемся  с основными понятиями.

     Человек - психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.

     Индивид - отдельный,  обособленный представитель социальной  группы. Например, украинец, рабочий,  учитель, студент, фермер, инженер.

     Индивидуальность - неповторимость, уникальность каждого  индивида. Обусловлено биологической  наследственностью и особым жизненным  опытом.

     Личность –  совокупность социально значимых  качеств, приобретённых индивидом  в предметной деятельности и  общении, характеризующих его  как члена того или иного  общества.

     Личность не  может пониматься отдельно от  общества. Говоря, личность, мы понимаем  отдельного индивида, сформировавшего  в себе определенные качества, помогающие ему существовать  в обществе, одновременно выделяющие  его из толпы. Так что личность  не может осознаваться вне  общества, вне того круга, для  которого она создается.

     Существует  общество – некая реальность, состоящая из людей, которые  трудятся, работают, создают новое  общество. Говоря о людях в  обществе, подразумеваются индивиды. «Индивид» - это только отправной  момент для формирования личности. А личности в таком случае  следует понимать как итог  развития индивида.

 

2. Сущность процесса социализации личности и её этапы

 

     Социализация (процесс вхождения индивида в  социум -  мир людей) – это  становление личности, процесс усвоения  индивидом образцов поведения,  социальных норм, ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно  функционировать в обществе. Процесс  социализации непрерывен и продолжается  в течение всей жизни человека. На основе этого усвоения в  ходе социализации происходит  формирование социальных качеств,  свойств, деяний и умений, благодаря  которым человек становится дееспособным  участником социального взаимодействия.

     Суть социализации  можно представить так: социализация  – это двусторонний процесс,  включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную  среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счет  его активной деятельности, активного  включения в социальную среду.  Первая сторона процесса социализации  – усвоение социального опыта  – это характеристика того, как  среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует  момент воздействия человека  на среду с помощью деятельности.

     В социологии  выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. 

     Термин «первичная»  в социологии относится ко  всему, что составляет непосредственное  ближайшее окружение человека. Это  его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники  – все это агенты первичной  социализации. Эти люди, общаясь  с индивидом, оказывают влияние  на формирование его личности. Первичная социализация – освоение  человеком микросоциума. Это «мир  детства» (первичный мир). Сначала  человек естественным образом  врастает в мир, который создают  взрослые. Это не только ближайшая  к человеку среда, но и важнейшая  сфера для его формирования, особенно  на ранних стадиях развития.

     Однако, постепенно, с развитием человека расширяются  его социальные знания. Человек  подготавливается к переходу  в новый мир. Переходя в новый  мир человек теряет старый и те чувства, которые были с ним связаны. 

     Во вторичном  мире теряется чувтво защищённости, приходится бороться за своё место в жизни. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, университета, предприятия, государства, сотрудники СМИ и т.д.

     Социализация  проходит этапы, совпадающие с  так называемыми жизненными циклами,  каждый этап которых сопровождается  двумя взаимодополняющими друг  друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

     Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

     Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

 

     Этапы социализации:

     1. Детство и  юность (1год до 18 лет) – подготовка  к активному трудовому периоду.  На этом этапе особенно велика  роль семьи, дошкольных учреждений, школы, друзей. Здесь ребёнок получает  первичные представления о жизни,  учится взаимодействовать и общаться  со сверстниками, старшими по  статусу – родителями, учителями.

     2. Зрелость (18 – 60 лет) – активный трудовой  период. Здесь человеку приходится  делать выбор в професии, партнёра по брака. Всё большую роль играют различные организации, учреждения, ВУЗы, СМИ, которые расширяют которые расширяют объём знаний о мире. Особую роль приобретает трудовой коллектив, который становится вторым домом.

     3. Старость (60 и старше) – выход из активного  трудового периода. Интенсивность  социализации ещё больше умешьшается, адаптация личности к новым условиям.

 

3. Агенты социализации

 

     Социализация  с точки зрения общества представляет  собой совокупность агентов и   институтов, формирующих , направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

     Агенты социализации  – это люди и учреждения, ответственные  за обучение культурным нормам  и усвоение социальных ролей  других людей. Они непосредственно  осуществляют социализацию.    

     Основными  агентами социализации выступают:  семья, школа, друзья, сверстники, СМИ.

     Семья обеспечивает  не только опеку, защиту и  социальную безопасность, но и  эмоциональную поддержку отца  и матери в тот период жизни,  когда никто другой подобной  защиты и поддержки им не  предлагает. По сравнению с другими  институтами общества семья обладает  максимальными возможностями в  процессе приобщения детей к  социальным ценностям и ролям. 

     В школе  ребенок получает навыки общения  с посторонними людьми, основы  понимания социальной системы  и жизни в обществе. Результаты  образовательного процесса должны  рассматривать не только уровень  образованности личности, но и  ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций. На ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив (друзья, сверстники). В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь.

     СМИ позволяет  выработать отношение к происходящим  событиям, стремление познать новое. 

 

4. Основные теории развития личности

 

     Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

     1. того, как,  по нашему мнению, нас воспринимают  другие (Я уверена, что люди  обращают внимание на мою новую  прическу);

     2. того, как,  по нашему мнению, они реагируют  на то, что видят (Я уверена,  что им нравится моя новая  прическа);

     3. того, как  мы отвечаем на воспринятую  нами реакцию других (Видимо, я  буду всегда так причесываться).

     Американский  психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".

     По мнению  Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".

     По мнению  Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Например, "Я - сам" реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. "Я - сам" знаю, что люди считают "Я - меня" справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

 

     Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны".

     Теория развития  личности, разработанная Зигмундом  Фрейдом, в какой-то мере противоположна  концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

     Теория Фрейда  выделяет три части в психической  структуре личности: Ид ("Оно"), Это ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным  образом принципом реальности. Эго  регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда  Ид испытывает голод, Эго запрещает  нам употреблять в пищу автомобильные  шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

     Согласно теории  Фрейда, процесс формирования личности  проходит четыре стадии. Каждая  из этих стадий связана с  определенным участком тела - эрогенной  зоной. На каждой стадии возникает  конфликт между стремлением к  удовольствию и ограничениями,  установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго.

     В самом  начале жизни ребенка эрогенной  зоной является рот. Вся энергия  младенца направлена на то, чтобы  получить удовлетворение через  рот - не только от приема  пищи, но и от процесса сосания  как такового; таким образом, источником  удовольствия для ребенка является  рот. Данный период в жизни  малыша Фрейд назвал оральной  стадией.

     На второй, или анальной, стадии главной  эрогенной зоной становится задний  проход. В это время дети стремятся  к самостоятельности, а родители  стараются приучить их проситься  на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

     Третья стадия  названа фаллической. На этой  стадии главным источником удовольствия  для ребенка является половые  органы. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают  проявляться различия мальчиков  и девочек. Мальчики вступают  в так называемую Эдипову стадию - подсознательно они мечтают  занять место своего отца рядом  с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис,  поэтому они чувствуют себя  неполноценными по сравнению  с мальчиками.

Информация о работе Социализация личности