Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:36, реферат
Социализация личности - это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. воспитание разумных, душевных и духовных качеств человека в способности соответствовать гражданским нормам и правилам поведения. Человек уже с детского сада понимает, что нельзя брать чужое. В школе ученик учиться вести себя в коллективе и уважать товарищей После школы молодой человек осознаёт. что должен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных , общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». «Бывший одноклассник» –пример популярной сегодня социальной роли.
Социализация личности - это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. воспитание разумных, душевных и духовных качеств человека в способности соответствовать гражданским нормам и правилам поведения. Человек уже с детского сада понимает, что нельзя брать чужое. В школе ученик учиться вести себя в коллективе и уважать товарищей После школы молодой человек осознаёт. что должен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных , общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». «Бывший одноклассник» –пример популярной сегодня социальной роли.
Содержание соц.роли . Социальная роль
состоит:
• из ролевого ожидания
(экспектации) и
• исполнения этой роли
(игры).
Социальные роли могут
быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные:
институт брака, семьи (матери, дочери,
жены).
Конвенциональные: принимаются
по соглашению (человек может отказаться
принять их).
Нормы культуры усваиваются
в основном через обучение ролям. Только
немногие нормы принимаются всеми членами
общества, принятие большинства норм зависит
от статуса той или иной личности. То, что
приемлемо для одного статуса, оказывается
неприемлемым для другого. Таким образом,
социализация как процесс обучения общепринятым
способам и методам действий и взаимодействий
является важнейшим процессом обучения
ролевому поведению, в результате чего
индивид действительно становится частью
общества.
Социальные роли:
• фиксация отдельного
положения, которое занимает тот или иной
индивид в системе общественных отношений;
• функция, нормативно
одобренный образец поведения, ожидаемый
от каждого, занимающего данную позицию;
• общественно необходимый
вид деятельности и способ поведения личности,
которые несут печать общественной оценки
(одобрение, осуждение т. д.);
• Социальная функция
личности, соответствующая принятым представлениям
людей в зависимости от их статуса или
позиции в обществе, в системе межличностных
отношений;
• существующая в обществе
система ожиданий относительно поведения
индивида, занимающего определенное положение,
в его взаимодействии с другими индивидами.
Таким образом, социальная
роль трактуется как ожидание, вид деятельности,
поведение, представление, стереотип,
социальная функция и даже набор норм.
Социальные роли связаны
с социальным статусом, профессией или
видом деятельности (учитель, ученик, студент,
продавец). Это стандартизированные безличные
роли, строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли:
муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина
— это тоже социальные роли, биологически
предопределенные и предполагающие специфические
способы поведения, закрепленные общественными
нормами, обычаями.
Ролевой набор личности. Роль - это тип поведения личности. обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.
Гендерные роли — одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей[1]. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности[1]. Эти гендерные различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность/феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик.
Статусная роль – это В ролевом наборе есть главная роль, которая определяет социальный статус личности. Она называется Статусной ролью. Это, как правило, профессиональная или должностная роль. Социальный статус отражает положение, место человека в обществе; он определяется его принадлежностью к тому или иному социальному слою. Такие социальные роли, как, например, директор, адвокат, врач, студент, определяют социальный статус личности.
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. ... Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Социальный статус - студент. Права - на образование, на стипендию при хороших показателях успеваемости, на предоставление общежития иногородним и т.д. Обязанности - посещать занятия, соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, сдавать сессии и т.д.
Ролевой конфликт. В жизни людей нередко возникают Ролевые конфликты, которые вызывают эмоциональную напряженность. Ролевой конфликт – это ситуация, при которой происходит «столкновение» ролей внутри ролевого набора личности, когда одна роль противоречит другой или исполнение нескольких ролей оказывается невозможным. Приведем примеры ролевых конфликтов:
1. Работающий студент должен выполнять роль сотрудника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя фирмы, выполнять его поручения и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время в вузе он должен выполнять роль студента в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, обязан посещать лекции и семинары, вовремя сдавать экзамены и зачеты.
2. Женщина-учительница
(профессиональная роль), а в ее
классе учится ее собственный
ребенок. Профессиональная
Способы разрешения ролевых конфликтов могут быть связаны либо с выбором приоритетной в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. осуществляется различными общественными организациями и движениями. Важным механизмом социального контроля являются средства массовой информации. Благодаря СМИ многие проблемы получают массовую аудиторию, приобретают социетальное значение
Социальные нормы - это правила совместной человеческой деятельности, определяющие общие правила и образцы поведения людей. Обычаи и традиции - это правила поведения людей, соблюдаемые в силу привычки, выражают какую-либо жизненную закономерность. Они складываются на основе моральных норм (нравы — обычаи, имеющие моральное значение) Моральные нормы - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.д. Например, каждый человек понимает, что нельзя нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. Политические нормы - регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Корпоративные нормы - это правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д. Эти нормы выражаются в уставах, положениях, других актах. Религиозные нормы -правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран,
Социальные санкции – элемент социального контроля – система как наказаний, так и вознаграждений индивида за плохо или хорошо усвоенные им социальные нормы. это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали(социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Уровень дохода,уровень образования,престиж занимаемой професси,доступ к власти.
Соц мобильность - процесс переходов индивидов из одних социальных групп и слоев в другие, или процесс смены индивидами их места в социальной структуре. Вертикальная мобильность - это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование). Горизонтальная мобильность - переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса. пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое Межпоколенная мобильность - изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему. (пример: сын рабочего становится президентом).
Маргинальность-состояние человека или группы людей, оторванных или отказавшихся от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии. Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. ... ) ты абитуриент. закончил школу, но еще не поступил в ВУЗ.ты-маргинал