Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:28, реферат
Адаптация в психологии (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие *адаптация* возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.
Введение
1. Социальные аспекты адаптации человека
2. Социальные аспекты адаптации населения
Заключение
Список литературы
Реферат: Социальная адаптация человека
Содержание
Введение
1. Социальные аспекты адаптации человека
2. Социальные аспекты адаптации населения
Заключение
Список литературы
Введение
Адаптация в психологии (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие *адаптация* возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.
Адаптация в педагогике(от ср.-век. лат. adapta-tio — приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. условиям внеш. среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. среды (т. н. гомеостаз). А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. условиях окружающей среды.
Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Целью моей работы является изучение социальных аспектов адаптации человека, её опосредованный характер.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.
В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда.
Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.
Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.
Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.
Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.
Адаптация к условиям труда - это процесс привыкания человека к новой рабочей среде, обстановке, к рабочему месту. Показателем успешной адаптации к условиям труда является высокая производительность, психологическая удовлетворенность окружающей обстановкой, желание лучше выполнять должностные обязанности. Показателями низкой адаптации к условиям труда является нежелание индивида находиться на рабочем месте, не высокие показатели работы.
Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на 3 уровнях:
- общество (макросреда) –
адаптация личности и
- социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с группой;
- индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом и др. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова и др. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна. Педагогические аспекты – В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызина и др. Много направлений => множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности. Адаптация – процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которой постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации.
Выделяют 4 основополагающих аспекта рассмотрения адаптации:
- как разновидности социального отношения
- как социального процесса
- как социальной деятельности
- как институциональной формы.
Адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию социальных отношений. Адаптация к социальным изменениям в обществе связана прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социетальной системы.
Социальная адаптация – целенаправленное взаимодействие элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Главные цели социальной адаптации как общественного феномена – преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социальных субъектов с элементами среды.
Адаптации создаются по отношению к факторам как природной, так и искусственной среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер. В современном обществе мы можем наблюдать усиление роли социальной адаптации.
Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм.
Социально-сущностные и природные определения модифицируются в условиях реальной жизнедеятельности общества и теряют свою однозначность. Природность и социальная сущность и их конкретное соотношение является изначально-объективной основой изучения экологии человека. Его жизнедеятельность всегда конкретна и поэтому при решении проблем экологии человека следует исходить из реального соотношения социальных и природных связей.
Благодаря биосоциальной природе человека адаптации его к условиям обитания имеют отчасти биологическую, но главным образом социальную природу.
Общая тенденция в прошлом заключалась в том, что человек, утверждая свою социальную сущность, старался освобождаться от подчинения природным связям, т.е. постоянно возрастающая социальность вытесняла природность. Поэтому, естественный отбор не играет главной роли в современных условиях. Еще Ч. Дарвин утверждал, что человек, прежде всего существо социальное, стремящееся жить обществом и эти социальные инстинкты позволили человеку эволюционировать в ином направлении, чем остальным видам животных и привести его в конце концов к принципиально иным итогам. Природное в самом человеке начинает играть несколько иную роль, чем прежде. Считается доказанным, что в отличие от животных видов, у человека руководящей силой прогресса служит социальная реальность, особенности которой имеют ненаследуемый характер. Это обстоятельство предопределяет и различие между понятием индивида в популяции животных и понятием личности человека. Характеристики индивидуальных особенностей у животных основываются на генетически запрограммированной форме жизнедеятельности, например, на стереотипах их поведения, и как правило, не выходят за пределы норм реакции. Они жестко закреплены генетической программой, тогда как личность человека несет на себе типологические черты общественной эпохи, сформировавшимся комплексом социальных факторов, вошедших в конкретную личностную и социальную программу.