Социальная адаптация с лицами группы риска пожилых людей в стационарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время пожилые люди являются наиболее социально - незащищенной категорией общества. Дом-интернат является той средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека.

Содержание работы

Глава 1. Организация социальной адаптации пожилых людей в стационарных условиях как социальная проблема
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Тенденции развития сети стационарных учреждений
1.3 Социальная адаптация пожилых людей
1.4 Социально-психологическая адаптация как технология социальной работы с пожилыми людьми, вышедшими на пенсию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Василисы.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадии адаптации:

 

1) начальная (знакомство, узнавание  о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я  не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие  правил поведения в социальной  среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие  тех правил поведения, которые предъявляет группа).

Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В домах-интернатах наблюдается:

1) ограниченность жизненного  пространства;

2) недостаток бытового  комфорта;

3) психологическая несовместимость  проживающих;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение  персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в домах интернатах.

Системная социальная адаптация – это адаптация, как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Социально психологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.

 

 

 

Типы адаптации:

 

1) конструктивный (оптимально  приспособленные люди) могут адаптироваться  в любых условиях. В качестве  доминирующих выступают потребности  и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно  приспосабливающиеся) на первом  плане выступают потребности  в защите собственного «Я», он  приспосабливается за счет себя  и может себя защитить;

3) активно-агрессивный –  вину за собственные трудности  приписывают внешним обстоятельствам  «виноват не я». Они характеризуются  агрессивностью и неадекватностью  восприятия действительности;

4) пассивный – для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия, безынициативность.

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих.

Основные критерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:

 

·   критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);

·   критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);

·   критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);

·   критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);

·   критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

Задача всего общества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Таким образом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения выделим:

а) совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

б) разработка и реализация социальных проектов;

в) совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;

г) внедрение инновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;

д) индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

Именно это и влияет на конечный результат – повышение качества жизни клиентов стационарных учреждений социального обслуживания населения.

Пенсионерам во время пребывания в отделении выплата пенсий и ежемесячной выплаты производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Лицам, плохо разбирающимся в денежных знаках, выдача денег производится в присутствии работников отделения, определяемых администрацией, которые проверяют правильность выплаченной суммы и расписываются за неграмотных.

Временное выбытие клиентов из отделения может быть разрешено директором Учреждения с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за ним.

Выписка из отделения пожилых граждан и инвалидов производится по письменному заявлению выписываемых граждан. Для утративших способность удовлетворять свои жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными по письменному заявлению их законных представителей. В случае если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. При выбытии из отделения клиенту выдается закрепленная за ним одежда, белье и обувь по сезону, справка с указанием времени пребывания в отделении и причины выбытия. А также возвращаются личные документы, вещи и ценности, хранившиеся в учреждении.

Клиент отделения, признанный в установленном законом порядке недееспособным, подлежит переводу в психоневрологическое учреждение социального обслуживания

Социальная работа не является монополией государства, многое зависит от взаимодействия служб стационарного отделения с организациями негосударственного сектора и другими подразделениями Учреждения.

Результатом комплексного подхода к организации досуга лиц старшего поколения является их социальная активность, способность к адаптации в сложных экономических условиях, возможность реализовать свои культурные запросы, и таким образом повысить уровень и качество жизни пожилых людей.

 

Поступившему человеку дается как можно более исчерпывающая информация о жизни в отделении, разъяснения по бытовым вопросам, по вопросам постоянного медицинского контроля за здоровьем подопечного, о возможности сохранения связей и встреч подопечного с родственниками, знакомыми. При этом необходимым условием работы всего персонала с подопечными является доброе, чуткое и терпимое отношение.

Задачи социально-медицинской помощи заключается в следующем:

·   обеспечение реальности осознания пожилым человеком границ своих теперешних физических возможностей;

·   пробуждение в сознании человека убежденности в необходимости дальнейшего познания мира, развития отношений с людьми и т.п.;

·   усиление в сознании пожилого человека силы своего внутреннего «Я», т.е. формирование в нем новых целей в предстоящей жизни;

·   оказание поддержки в укреплении воли, внушение необходимости постоянного движения. Пробуждение веры в себя резко активизируют пожилого человека, положительно влияет на его здоровье.

Оказывает социально-медицинские услуги проживающим в стационарном отделении престарелым гражданам и инвалидам. Ежедневно ведет лечебную гимнастику с проживающими. Контролирует работу персонала стационарного отделения по выполнению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, ведет бракеражный журнал, и журнал витаминизации пищи, составляет меню     на каждый день. Ведет профилактическую работу (беседы) по предупреждению заболеваний различного характера также проводит санитарно-просветительскую работу среди персонала и проживающих в стационаре. Своевременно заполняет медицинскую документацию и контролирует прохождение медицинских осмотров работников. Своевременно готовит отчеты о проделанной работе.

Старость предотвратить невозможно, но ее можно сделать счастливой, активной, интересной и наполненной.

Музыкотерапия влияет функции человеческого организма, снимает нервно-психологическое напряжение.       Музыкотерапия в активной форме включает в себя терапию пением (разучивание песен, частушек). Во время этих занятий возникает эмоциональная активность, развиваются и укрепляются межличностные отношения. Наступает эмоциональная разрядка, повышается социальная активность, улучшается физическое самочувствие.

Прежде всего, старым людям необходимо постоянно тренировать свои интеллектуальные способности посредством различных видов умственной нагрузки, таких как чтение, запоминание стихов и песен.

Медицинский обход, оказание лечебных процедур, хозяйственно-бытовые услуги – это, в первую очередь общение.

Участие, внимание, вежливость высоко ценятся проживающими. Они охотно вступают в беседу, рассказывают о своей жизни, о семье, делятся наболевшими проблемами и заветными мечтаниями. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, предупреждают депрессии. Это, в какой-то степени, тренировка памяти, тренировка ее сохранности. Воспоминания – своеобразный щит от одиночества. Они помогают вернуться в прошлое, мысленно соприкоснуться с близкими и дорогими людьми, снова ощутить себя здоровым и счастливым. Зачастую воспоминания не соответствует действительности. Как правило, они лучше, интереснее, удивительнее.

Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека и при умелом общении оказывают положительное влияние на состояние его здоровья.

Не маловажна в общем процессе реабилитации и адаптации пожилых людей, проживающих, а отделении, трудотерапия. Она проводится исходя из физических способностей, склонностей и предпочтений, является безопасной и посильной, не утомительной, осуществляется под контролем с соблюдением режима труда и отдыха. Важную роль в трудовой терапии играет фактор осознания пожилыми людьми своей нужности, полезности. Большое значение имеет моральное и материальное поощрение за труд. Способные и стремящиеся трудится, пожилые люди помогают в работе по благоустройству и уборке территории учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей – социальное обслуживание, которое в настоящее время сложилось в целостную систему, постоянно совершенствующуюся, о чем свидетельствует создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых видов услуг и т.д. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей широкое распространение в России получили стационарные учреждения – дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В последнее время существенно меняются требования организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

1) резким «постарением»  клиентов, находящихся в этих  учреждениях, в первую очередь  за счет поступающих в более старшем возрасте;

2) увеличением среди них  числа тяжелобольных;

3) изменением социального  состава поступающих, большинство из которых получают пенсию;

4) более повышенными требованиями  к уходу, медицинскому и другим  видам обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина – это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, накладывает отпечаток и на профиль домов-интернатов, которые становятся в большей мере гериатрическими со значительным объемом медицинской помощи.

Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в новых жизненных условиях. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у пожилого человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

Информация о работе Социальная адаптация с лицами группы риска пожилых людей в стационарных учреждениях