Социальная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется.

Содержание работы

I. Парадигмальный статус социологии 3
Введение 3
1. Что такое парадигма? 3
2. Парадигмы в социологии 5
2.1 Структурный функционализм 6
2.2 Исторический материализм (марксистская парадигма) 7
2.3 Критическая теория общества (неомарксистская парадигма) 7
2.4 Теория социального обмена 8
2.5 Теория рационального выбора 8
2.6 Символический интеракционизм 9
2.7 Феноменологическая социология 9
2.8 Социальный акционализм 10
Заключение 11
Список литературы 12
II. Социальная деятельность 13
Введение 13
1. Структура социальной деятельности 13
2. Специфика и функции сфер социальной жизни 16
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

I. Парадигмальный статус социологии 3

Введение 3

1. Что такое парадигма? 3

2. Парадигмы в социологии 5

2.1 Структурный функционализм 6

2.2 Исторический материализм (марксистская парадигма) 7

2.3 Критическая теория общества (неомарксистская парадигма) 7

2.4 Теория социального обмена 8

2.5 Теория рационального выбора 8

2.6 Символический интеракционизм 9

2.7 Феноменологическая социология 9

2.8 Социальный акционализм 10

Заключение 11

Список литературы 12

II. Социальная деятельность 13

Введение 13

1. Структура социальной деятельности 13

2. Специфика и функции сфер социальной жизни 16

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

  1. Парадигмальный статус социологии

Введение

Структуру и характер научного содержания современной  социологии невозможно понять без учета  того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской  деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, критическая социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для развития и существования в социологии различных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

  1. Что такое парадигма?

Парадигмой науки  называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Paradeigma: (para - подле,  возле, против, почти, deigma - образец,  пример, проба) в переводе с греческого означает то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец. В 1960-е гг. новое звучание этому понятию придал американский физик и историк науки Томас Кун (1922-1995), автор книги «Структура научных революций», ставшей философским и социологическим бестселлером. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди обществоведов относительно фундаментальных принципов, на которых основывалась их наука. Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точными решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по фундаментальным проблемам. Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в качестве основы их исследовательской деятельности и с этой позиции пересмотрел всю историю европейских наук. Его книга «Структура научных революций» (1962) вызвала в ученом братстве подобие шока. Кун пишет: «Под парадигмами я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Парадигма определяет видение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем. Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой рения мощным катализатором научного прогресса. Следовательно, парадигма - (1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода; (2) в методологии -представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период. Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями.

  1. Парадигмы в социологии

Ситуация  в современной социологии несколько  отличается от модели развития науки, предложенной Куном. Руководствуясь данным им определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы:

1) наличие  оригинальной концепции, которая  служит универсальным инструментом  описания и объяснения исследуемых  явлений;

2) наличие  классиков, труды которых служат  образцом разработки концепции  и ее применения в исследовании  конкретных явлений;

3) наличие  научного сообщества, которое использует  концепцию и опирается на труды  классиков при формулировке и  решении новых исследовательских проблем.

Из общего множества парадигм, существующих в  современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число ученых.

  1. Макросоциологические парадигмы
      1. Структурный функционализм
      1. Исторический материализм (марксистская парадигма)
      2. Критическая теория общества (неомарксистская парадигма)
  1. Микросоциологические парадигмы
      1. Теория социального обмена
      1. Теория рационального выбора
      2. Символический интеракционизм
      3. Феноменологическая социология
      4. Социальный акционализм.

 

2.1 Структурный функционализм

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны (от англ. pattern – образец, шаблон), деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обуславливает их закрепление в качестве элементов системы, то есть превращение в паттерн – образец.

Логика  исходной концепции определяет стратегию  социологического исследования как  структурно-функционального анализа. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его  функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования. Есть два пути структурно-функционального анализа. Первый путь – определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий. То есть, имея представление о функциях, выяснить соответствующие им структуры. Второй путь – описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить влияние этих структур на воспроизводство системы. То есть, имея представление о структурах, определить свойственные им функции.

 

 

2.2 Исторический материализм (марксистская парадигма)

Это подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределении  экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе – экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр. – рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Исследование причин неравенства и эксплуатации должно дать знание, которое можно использовать для организации коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый и гуманный социальный порядок.

Материалистический  подход предполагает, что исходным моментом и движущей силой исторического  процесса является производство материальных условий жизни людей. Чтобы иметь возможность творить историю, люди должны быть обеспечены хотя бы минимумом средств к существованию. Поэтому научный анализ устройства и развития общества должен начинаться с анализа практической деятельности, обеспечивающей людей пищей, одеждой, жильем.

Исходной  категорией исторического материализма является понятие труда. Труд определяется Марксом как сущностная функция  человека. Именно в процессе труда, то есть целесообразной деятельности по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни, человек сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и социального существа.

 

2.3 Критическая теория общества (неомарксистская парадигма)

Это подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. В отличие от классического марксизма, в неомарксизме контроль связывается не с прямым принуждением и эксплуатацией со стороны господствующего класса, а с незаметной для людей, происходящей исподволь трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

 

2.4 Теория социального обмена

Это научный  подход, основывающийся на концепции  социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага – знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п.

Совершение  людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий, то есть устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца – своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.

 

2.5 Теория рационального выбора

Эта теория представляет собой научный подход, который основывается на рассмотрении социального взаимодействия как  процесса координации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рациональность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив фиксированного набора возможных вариантов действий – тот вариант, который даст наилучший результат. Однако стремление всех к максимизации индивидуальной выгоды может привести к социальной дилемме – ситуации, в которой возникает конфликт между индивидуальной рациональностью и социальной рациональностью.

 

2.6 Символический интеракционизм

Это исследовательский  подход, основывающийся на концепции  социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. При таком подходе общество – это не фиксированная совокупность однозначно заданных социальных норм и не предустановленная система поведения, а текучий, хотя и структурированный процесс интеракции (от англ. interaction – взаимодействие). Символический интеракционизм позволяет хорошо описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия и массовое поведение в ситуациях, предполагающих возможность различных интерпретаций.

 

2.7 Феноменологическая социология

Это подход, основывающийся на рассмотрении социального  взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены. Социальная реальность конструируется, хотя большей частью непреднамеренно, в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных. Межиндивидуальное взаимодействие строится на основе взаимной типизации, то есть приписывания участниками действиям друг друга типичных мотивов, варианты которых заданы жизненным опытом. Индивиды действуют на основе интерпретаций и при этом исходят из естественной установки, что имеют дело не с интерпретациями, а с реальными явлениями. Согласованность, координация поступков в таком случае возможна постольку, поскольку смысл явлений, заложенный в типизациях, истолковывается одинаково разными людьми. Единство интерпретации обеспечивается общностью жизненного мира. Жизненный мир не является объективной реальностью, поскольку образован переживаниями, опытом, типизациями, но он не является и субъективным миром индивидуального сознания. Жизненный мир – это интерсубъективная реальность. Интерсубъективность – это фундаментальная характеристика социальных феноменов.

 

2.8 Социальный акционализм

Подход, основанный на тезисе, что социальное действие порождает ценности и нормы, которые служат для индивидов  ориентирами в их деятельности и придают этой деятельности устойчивость и упорядоченность, то есть образуют социальные структуры.

Заключение

Социология, как  свидетельствуют ее история и  особенно современность, это не монопарадигмальная, а полипарадигмальная наука.

Полипарадигмальность  обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вместе с тем она осложняет сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах. Одна и та же парадигма может выражаться в нескольких далеко неоднозначных теоретических построениях. Например, в рамках парадигмы интеракционизма сложились не только разные теории символического истолкования межличностных взаимодействий (чикагская, айовская и другие школы), но и теории социального обмена. При этом теоретики последнего направления (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) неоднозначно преподносят идеи о взаимодействии людей как обмене услугами, деятельностью, затраченными ресурсами и вознаграждениями.

Список  литературы

  1. Иванов, Д.В. Парадигмы в социологии: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 72 с.
  2. Сериков А. Е. Социология: Курс лекций. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. - стр. 68-74.
  3. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Изд. 2-е. М., 1998.
  4. http://ru.wikipedia.org.
  1. Социальная деятельность

Введение

 

Социальная  деятельность по своему высокому предназначению - это деятельность гуманистическая, требующая создания условий для  самореализации личности. На эту проблему в свое время обратил внимание один из основателей Римского клуба, первый его президент А. Печчеи. Он писал, что повышение качества человека (его человечности - прежде всего) - это сохранение не только устойчивости его личности, личностного способа бытия, но и его активности, а также - качества внутри различных социальных взаимодействий, самого общества и его составляющих индивидов. На сегодняшний день, как никогда становится важно повышать качества внутри различных социальных взаимодействий, что в свою очередь будет способствовать улучшению самого общества и социума. При этом, здесь играет важную роль сам индивид, так как социальная деятельность, связанная с человеком, всегда направлена на создание эффективного взаимодействия индивида и общества, их обоюдную самореализацию.

Информация о работе Социальная деятельность