Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 13:52, доклад
Объектами социальной диагностики могут являться отдельные личности, социальные группы и слои, другие социальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и социальные отношения.
К тому же, социальная диагностика – весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи.
Термин «социальная диагностика» получил
распространение в конце 20-х - начале 30-х
годов XX века, а к концу ХХ века социальная
диагностика утвердилась как важнейшее
направление в социальной работе.
Термин "диагноз" (от греч. «diagnosis»
– «распознание») пришёл в социологию
из области медицины, где необходимо правильное
распознание той или иной болезни по ее
внешним проявлениям для выбора оптимальных
методов лечения. Помимо социологии, этот
термин применяется сейчас в физике (напр.,
в разработке диагностики плазмы как совокупности
методов измерения характеристик плазмы),
в технических науках, в инженерной практике
(напр., для установления и изучения признаков,
характеризующих наличие дефектов в машинах,
устройствах, их узлах и т.д.). В социологии
первоначально термин "социальная диагностика"
также преимущественно использовался
при изучении тех или иных социальных
болезней, изучении девиаций и отклоняющегося
поведения в целом. В истории социологии
имеется богатый опыт использования социальной
диагностики в социологических исследованиях.
Так, еще в XVIII-XIX вв. во Франции, Англии,
других странах проводились социологические
обследования с целью изучения причин
бедности, изнуренности трудящихся работой
и т.п. Диагностические методы использовал
Ф. Энгельс при изучении положения рабочего
класса в Англии. В XX веке они использовались
представителями Чикагской школы социологии
Робертом Парком и Уильямом Обгорном,
которые в своей деятельности пользовались,
прежде всего, методикой анализа личности.
Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, и духовному здоровью, а потому диагностика в социальной работе – чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.
Объектами социальной диагностики могут являться отдельные личности, социальные группы и слои, другие социальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и социальные отношения.
К тому же, социальная диагностика – весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи.
Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента наступления у него благополучного состояния и представляет собой технологию, в основе которой - активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика - это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
На современном этапе развития социальной работы для оценки состояния клиента субъекты оказания помощи используют в своей деятельности определённую совокупность методов. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность (уровень достоверности), надёжность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.
Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.
Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.
В-третьих, технология применения методов
(инструкция, программа осуществления
диагностического исследования) должна
быть ясной и понятной. Она должна настраивать
клиента на доверительное отношение к
социальному работнику, на сотрудничество,
исключающее возникновение побочных мотивов,
способных отрицательно повлиять на результаты.
В-четвертых, обстановка и условия проведения
диагностики не должны отвлекать клиента
от сотрудничества в диагностике.
Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором, какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.
Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.
Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.
Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, биографический метод как разновидность метода анализа документов, экспертная оценка, социометрия, мониторинг, а также тестирование и историко-генетические методы.
Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, что в процессе взаимодействия всплывут факты, которые заставят скорректировать сделанное заключение. Поэтому социальная диагностика как контроль состояния ситуации клиента и отслеживание изменений в ней осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту. Также можно сказать, что подобные методики используются по окончании процесса трансформации личности или ситуации клиента в случае, если его обстоятельства нуждаются в социальном надзоре.
Вывод. Социальная диагностика – особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем клиента. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку не свободен от субъективности оценки. Главной целью диагностики является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средства для ее разрешения. При этом объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения.