Социальная доктрина Конта позитивизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:00, творческая работа

Описание работы

Позитивизм (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.

Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь.

Файлы: 1 файл

социальная доктрина Конта позитивизм.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Социальная доктрина Конта позитивизм.

Позитивизм (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным  описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых  явлений: и физических, и социальных.

 

 

Позитивизм  Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное  знание социальных явлений позволяет  по-новому научно обосновать вмешательство  в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь.

 

2. Логический  позитивизм - точка зрения группы  философов 1920-1930-х гг., известной  под названием `Венский кружок` , чьи идеи отчасти были основаны  на теории Конта, но уменьшали  его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина `Венского кружка` - принцип верификации - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о `базовых фактах`, зафиксированных в строго сформулированном языке `чувственных данных`. Некоторые, но не все, члены `Венского кружка` воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную.

 

3. Социологический  подход, оперирующий общим предположением  о возможности привнести методы  технических наук (например, измерение,  выявление общих законов и  т.д.) в социальные.

 

4. Социологический  подход (в уничижительном смысле), ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук. Остановившись на термине `позитивизм`, Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам `знания` . Однако он расценивал научное знание как `относительное`, а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой `религии человечества`. Будучи скорее `школьным`, чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между `фактами` (которые верифицируемы) и `ценностями` (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее `должные`, чем те, что `есть` утверждения.

 

Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и `науки`, доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом. В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой `проблемы эмпиризма`: отсутствия какой-либо окончательной основы для `верификации` в `индуктивной логике`.

 

Другой  убедительный пункт критики - так называемый `парадокс позитивизма` - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке. В последние годы новые подходы в философии и истории науки подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как `относительного` знания, а также за догматизм в отношении `научного метода`.

 

Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму  в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно `научной` точки зрения.

`Позитивизм  в социальной теории и исследовании` К. Браянта (1985) дает доступный  краткий обзор проблем вокруг  позитивизма в социологии.


Информация о работе Социальная доктрина Конта позитивизм