Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:00, творческая работа
Позитивизм (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.
Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь.
Социальная доктрина Конта позитивизм.
Позитивизм (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная
Контом, согласно которой только истинное
знание является научным, то есть способным
описывать и объяснять
Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь.
2. Логический
позитивизм - точка зрения группы
философов 1920-1930-х гг., известной
под названием `Венский кружок`
, чьи идеи отчасти были
3. Социологический
подход, оперирующий общим
4. Социологический подход (в уничижительном смысле), ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук. Остановившись на термине `позитивизм`, Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам `знания` . Однако он расценивал научное знание как `относительное`, а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой `религии человечества`. Будучи скорее `школьным`, чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между `фактами` (которые верифицируемы) и `ценностями` (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее `должные`, чем те, что `есть` утверждения.
Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и `науки`, доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом. В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой `проблемы эмпиризма`: отсутствия какой-либо окончательной основы для `верификации` в `индуктивной логике`.
Другой убедительный пункт критики - так называемый `парадокс позитивизма` - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке. В последние годы новые подходы в философии и истории науки подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как `относительного` знания, а также за догматизм в отношении `научного метода`.
Если вышеупомянутые
трудности применимы к
`Позитивизм
в социальной теории и