Социальная группа – школьный класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:52, доклад

Описание работы

Класс является социальным объединением, которое может быть подведено под понятие «малая группа». Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль над поведением членов группы.

Файлы: 1 файл

Социальная группа. Насте doc.doc

— 26.50 Кб (Скачать файл)

Социальная группа – школьный класс.

Класс является социальным объединением, которое может быть подведено  под понятие «малая группа». Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль над поведением членов группы.

В малой  группе выполняются два условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели.

Школьный  класс,  конечно,  представляет собой  устойчивое объединение людей с  постоянным составом общающихся между  собой.  Первому условию школьный класс вполне отвечает. Ребята через  взрослых объединены в классы, которые существуют реально от одного до девяти или  одиннадцати лет.

Класс  возникает (или кем-то создается) для реализации определенной социальной цели: успешному освоению образовательных  программ, формированию навыков социального  воздействия и культуры общения и позитивных личностных отношений и др. Но ведущая деятельность каждого учащегося сугубо индивидуальна. Школьному классу в большинстве случаев присущи усеченные или просто слаборазвитые лидерские структуры, множество конфликтов эмоционального характера между детьми, незначительное число диад и триад, которые можно охарактеризовать как совместимые или сработанные.  Иногда нужно не так много, чтобы отношения в классе стали невероятно напряженными, так как между членами группы нет общих   целей, разделяемых большинством. Создание таких целей — дело не простое, и предполагает наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.

Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии  породить немногое: конкуренция с  другим классом, объединение для  противостояния какому-то учителю, общее  увлечение «брызгалками», «сотками»  или «магическими картами». Подобные цели превращают их в психологическую общность лишь на непродолжительное время.

Классу  как малой группе присуща структура  эмоциональных предпочтений — социометрическая. Возникает эта структура часто  по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем  звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует.

Для школьного  класса типичны эмоциональные конфликты («вот не нравишься ты мне, и все!») и ценностные противоречия. Ученики  ориентированы на различные, подчас противоположные по своим устремлениям внешние референтные группы. Взаимодействуя в классе, они неизбежно попадают в ситуации конфликта мнений, ценностей, представлений. Излюбленный и повсеместно распространенный способ решения таких конфликтов — выбор «козла отпущения». Им становится ученик, находящийся в роли отверженного, реже — учитель или классный руководитель, иногда — школа как таковая.

Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы группы  педагогов и психолога.

Именно  они  используют  разнообразные  формы  коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой  взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса и возможность превращения класса в настоящую малую группу.

 


Информация о работе Социальная группа – школьный класс