Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:52, доклад
Класс является социальным объединением, которое может быть подведено под понятие «малая группа». Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль над поведением членов группы.
Социальная группа – школьный класс.
Класс является социальным объединением, которое может быть подведено под понятие «малая группа». Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль над поведением членов группы.
В малой группе выполняются два условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели.
Школьный класс, конечно, представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Первому условию школьный класс вполне отвечает. Ребята через взрослых объединены в классы, которые существуют реально от одного до девяти или одиннадцати лет.
Класс возникает (или кем-то создается) для реализации определенной социальной цели: успешному освоению образовательных программ, формированию навыков социального воздействия и культуры общения и позитивных личностных отношений и др. Но ведущая деятельность каждого учащегося сугубо индивидуальна. Школьному классу в большинстве случаев присущи усеченные или просто слаборазвитые лидерские структуры, множество конфликтов эмоционального характера между детьми, незначительное число диад и триад, которые можно охарактеризовать как совместимые или сработанные. Иногда нужно не так много, чтобы отношения в классе стали невероятно напряженными, так как между членами группы нет общих целей, разделяемых большинством. Создание таких целей — дело не простое, и предполагает наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.
Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии породить немногое: конкуренция с другим классом, объединение для противостояния какому-то учителю, общее увлечение «брызгалками», «сотками» или «магическими картами». Подобные цели превращают их в психологическую общность лишь на непродолжительное время.
Классу как малой группе присуща структура эмоциональных предпочтений — социометрическая. Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует.
Для школьного
класса типичны эмоциональные
Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы группы педагогов и психолога.
Именно
они используют разнообразные
формы коллективной деятельности детей,
через которую формируется