Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:24, реферат
Цель данной работы установить, в чем заключается концепция социально-классовой структуры общества.
Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение обществу;
- определить понятие социальной структуры общества;
- проследить историю происхождения классов, а также рассмотреть деление общества на классы основанное на марксистском учении о классах.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Что такое общество? ……………………………………………………………..4
Понятие социальной структуры общества………………………………………5
Происхождение классов. Деление общества на классы. Марксистское учение о классах……………………………………….7
Заключение……………………………………………………………..………...12
Библиографический список…………………………………………..…………13
Критериев деления на классы применялось множество, то естественный отбор; то раса; то различие хозяйственных систем; то разделение труда и образование профессий; то социальный ранг; то просто уровень жизни; то факт богатства; то отношения распределения; то, наконец, отношения в производстве.
Безусловно, при делении общества на классы, необходимо осуществить глубокую абстракцию, найти критерий для деления, лежащий глубоко внутри общественного механизма, связанный с основными внутренними пружинами жизни, которые приводят общество к классовым образованиям, рождают классовую структуру, формацию. До Маркса буржуазные обществоведы, социалисты открывали критерии, которые делили общество на три, четыре, а то и более, класса. Взаимодействие между ними показывало отход от научности изображения действительности, порождало много противоречий, необъяснимых проблем, мешало возможности прогнозирования.
Исходя из потребностей равенства, справедливости, Холл в 1805 г. ставил задачу найти критерий, который бы делил общество на две части. Он писал: «Народонаселение в каждом цивилизованном государстве может быть разделено на множество различных порядков, но в целях исследования того, каким образом одни наслаждаются, а другие лишены необходимого для поддержания жизни, необходимо разделить население на два класса, то есть на богатых и бедных».
В марксизме общепризнанным является определение классов, данное Владимиром Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".
Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.
Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или переходные социальные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).
Плодотворной
представляется идея о том, что стабильность иерархической
структуры общества зависит от удельного
веса и роли среднего класса. Занимая промежуточное
положение, средний класс выполняет своеобразную
связующую роль между двумя полюсами социальной
иерархии, снижая их противостояние. Чем
больше (в количественном отношении) средний
класс, тем больше у него шансов влиять
на политику государства, на процесс формирования
фундаментальных ценностей общества,
мировоззрения граждан, избегая при этом
крайностей, присущих противоположным
силам.
Заключение.
В недавнее время, в нашей стране, в условиях идеологического диктата, в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, но, тем не менее, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи и отношения. Ведь социально – классовая структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях, представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.
Библиографический список.
1. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебник для вузов. – М., 2003.
2. Г. В. Осипов Социология – М., 2009.
3. Э. В. Тадевосян Социология. Учебное пособие. – М., 2010.
Информация о работе Социальная и классовая структура общества