Социальная инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной инфраструктуры весьма важна и уникальна для социологии жизни. Никакое общественное сознание, никакая деятельность человека, социальных групп, общностей, классов не могут развиваться и существовать без условий, обеспечивающих их функционирование. Согласно марксистскому подходу, в качестве важнейших компонентов человеческой истории выступают действительные индивиды, «их деятельность и материальные условия их жизни (курсив мой. – Ж. Т.), как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью». Одним из момент

Содержание работы

Введение 3
§ 1. Что такое социальная инфраструктура 4
§ 2. Основные объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние 9
§ 3. Тенденции развития социальной инфраструктуры 13
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Социолгия Контрольная Работа.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как  «линейная», и как «точечная». Под  «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии  электропередачи и т.д. В понятие  «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в  том числе школы, театры, вузы и  т.д.). Применение этой классификации  возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены  отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так  и точечная инфраструктура, а также  их взаимодействие. Такое деление  инфраструктуры вычленяет скорее форму  ее организации, чем содержательную сторону.

Во-вторых, при изучении проблем  региональной экономики употребляются  понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление  имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А. Дебабов).

В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного  питания, пассажирский транспорт, водообеспечение  и канализацию, почтово-телеграфные  и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации  социально-бытового назначения (В.А. Жамин).

Общим недостатком такой  поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает  социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.

В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации  общества.

Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего  общества. В практике управления широко используются как общие, так и  расчетные показатели, характеризующие  состояние, обеспеченность и тенденции  развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей  социальной инфраструктуры дает возможность  постоянного изучения взаимосвязи  и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов  в развитии общества.

Не менее важен и  уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется  в рамках относительно замкнутой  экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже  вводятся определенные поправки к коэффициентам  ее развития в зависимости от природно-климатических  и национальных особенностей региона.

Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации  общих проблем. Примечательно, что  здесь уже могут отсутствовать  те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или  отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения.

Социальная инфраструктура особо может быть представлена и  на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка  зрения еще не нашла своего глубокого  обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем  внимании и теории, и практики. При  этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.

В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в  виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим  для организации жизни населения  как на работе, так и по месту  жительства. Такие элементы не могут  быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие  учреждения здравоохранения или  наличием клуба, дома культуры оправдать  отсутствие детских учреждений.

Но есть потребности и  более высокого порядка: получение  высшего образования, занятия определенными  видами спорта, художественным творчеством  и т.п. Применительно к ним стоит  задача более равномерного распределения  этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается  нецелесообразным открывать государственный  театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством  жителей могут обслуживаться  театрами, филармониями и любыми формами  приобщения людей к искусству  необязательно путем строительства  соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных  и других творческих коллективов  или поддержкой самодеятельных объединений.

И, наконец, различные формы  жизнедеятельности человека выступают  тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение  элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти  компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в  сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере  труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.

Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами  деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального  общения.

Условия, обеспечивающие жизнедеятельность  населения, и лежат в основе классификации  социальной инфраструктуры: она в  целом и ее элементы обслуживают  не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

 

§ 3. Тенденции развития социальной инфраструктуры

В современных условиях социальная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности  людей.

Роль социальной инфраструктуры проявляется прежде всего в том, что она может повышать или  уменьшать эффективность действующей  хозяйственной структуры. Ее состояние  отражает социальный потенциал, зрелость существующей материальной базы общества, региона и отдельных коллективов (Б.Н. Хомелянский).

В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает  значительное влияние на все без  исключения процессы, происходящие в  обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные  отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы  общественной жизни, где бы не стоял  вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь  социальной практики и общих условий  жизнедеятельности человека проявляется  в том, что, с одной стороны, осуществление  целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.

Рациональное развитие социальной инфраструктуры – многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления. История  хозяйствования неоднократно свидетельствовала, что игнорирование социальных аспектов деятельности людей, в том числе  и общих условий, приводит к серьезному нарушению механизма развития общественных отношений. К сожалению, мнение ученых и их рекомендации не учитывались  десятилетиями. Показателен вывод  научной конференции по проблемам  БАМа в 1974 году, когда еще раз с  большой озабоченностью констатировалось многолетнее отставание социальной сферы. С той поры прошло четверть века, но положение никак не прояснилось, а еще больше усугубилось, поставив под сомнение само существование  БАМа.

Усложнение общественного  развития потребовало иных представлений  о комплексе общих условий  жизни человека. Процессы модернизации показали не только их значимость, но и  – что является особенно важным – системность, которая предполагает необходимую связь всех условий.

Однако нередко элементы социальной инфраструктуры рассматриваются  в отрыве друг от друга, в контексте  частных технических, производственных, организационных или экономических  задач. Следовательно, речь идет о том, что все компоненты социальной инфраструктуры должны быть предметом единого, целостного процесса управления и планирования. Именно отсутствие комплексности и  взаимной увязки ее элементов сказывалось  и до сих пор сказывается на эффективности управления, на рациональном использовании сил и возможностей экономики.  

  то, что справедливее было бы затраты как при эксплуатации, так и при первичном освоении территории делить на всех, кто является или собирается быть участником территориально-производственного комплекса, промышленного узла, города или рабочего поселка. Однако это предложение нуждается в определенной корректировке с учетом потребностей населения. Дело в том, что в начале освоения или эксплуатации территории многие организации имеют полностью или частично ограниченный срок существования (это в первую очередь касается строителей). Ряд объектов на данной территории возникает уже после освоения территории: «привязываются» новые фабрики, заводы, новые учебные и научные заведения. Их появление не всегда можно точно предусмотреть. Поэтому трудно определить и тех, кто в будущем будет нести ответственность за сооружение и использование инфраструктуры.

В этой ситуации гораздо  рациональнее выделять целевым назначением  средства для создания социальной инфраструктуры в руки одного заказчика, который  согласно имеющимся финансовым ресурсам разверстывал бы задания, исходя из научно обоснованной программы освоения территории. Этот подход наиболее точно учитывал бы интересы и территории, и отдельных  производств, что благоприятно сказалось  бы на создании нормальных условий  для жизни населения. Выделенные средства осваивались бы, исходя не из возможностей одного собственника, не из субъективных пожеланий руководителей  того или иного ведомства, а из научно обоснованного плана создания комплекса условий для жизни  населения.

И, наконец, необходимо обратить внимание на такое обстоятельство. Развитие социальной инфраструктуры сопровождается возникновением новых форм и методов  управления материально-технической  базой общественного развития (межрайонные  планировки, карты распределения  культурных и бытовых учреждений, комплексные программы развития территорий и т.д.).

Однако в реальной жизни  сложилась ситуация, когда за создание социальной инфраструктуры никто практически  никакой ответственности не несет. Местные органы власти не везде имеют  полномочия и права, необходимые  для того, чтобы вмешиваться в  ход решения важнейших производственных и социальных задач. А в ряде случаев  они плохо сориентированы в их важности, больше заботятся о производственных проблемах, чем о том, что волнует  и интересует население. Это происходит в значительной степени потому, что  формирование инфраструктуры как единого  целого не планируется, а средства, выделенные на их развитие, как правило, не соответствуют общим масштабам  развития производства и потребностей людей.

Поэтому реализация всех крупных  проектов программно-целевого подхода  требует совершенствования управления, более четкого разделения компетенции (прав и обязанностей) ведомств и  предприятий, с одной стороны, и  местных органов власти – с  другой.

Таким образом, развитие социальной инфраструктуры – это многоаспектная проблема, целевой установкой решения  которой является создание условий, достойных человеческой природы  и адекватных ей.

 

Заключение

В историческом развитии общества роль и значение указанных элементов  производительных сил постепенно возрастали. Пока круг человеческих потребностей и интересов был чрезвычайно  узок и соответственно производство предметов, удовлетворяющих эти  ограниченные потребности, покоилось  на труде изолированных производителей, общество могло обходиться в основном естественными внешними условиями. Однако по мере усложнения человеческих и появления новых производственных потребностей общество вынуждено было значительно расширить границы  и возможности сферы материального  производства и включить в сферу  своего воздействия уже и условия, которые обеспечивают жизнь человечества, его обществ и сообществ, а  также каждого человека.

Информация о работе Социальная инфраструктура