Социальная мобильность общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:32, контрольная работа
Описание работы
Одной из центральных проблем в социологии является проблема социальной структуры общества и социальной стратификации. Понятие «структура» в переводе с латинского означает «строить» или «соединять». Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Это относится и к социальной структуре. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов
Содержание работы
Введение 2
1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы. 3
2. Основные показатели социальной мобильности. 8
3. Практическое задание. 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Файлы: 1 файл
Содержание
Введение
Одной из центральных проблем
в социологии является проблема социальной
структуры общества и социальной стратификации.
Понятие «структура» в переводе с латинского
означает «строить» или «соединять». Структуру
объекта характеризуют: количество составляющих,
порядок их расположения и характер зависимости
между ними. Это относится и к социальной
структуре. В качестве элементов выступают
социальные институты, социальные группы
и общности разных типов
Ещё на заре истории люди обнаружили,
что разделение функций и труда увеличивает
эффективность общества, поэтому во всех
обществах существует разделение статусов
и ролей. При этом все члены общества распределены
внутри социальной структуры таким образом,
чтобы заполнялись различные статусы
и выполнялись соответствующие им роли.
Поэтому основой разделения
людей на группы послужило разделение
труда, на которое влияли первоначально
только такие характеристики как возраст,
пол, состояние здоровья, а впоследствии
– социальное происхождение, жизненный
опыт, образование и т.д.
Различные группы приобретали
признаки, отличающие их от других групп
людей в данном обществе, в первую очередь
уровень благосостояния и размер полномочий.
Поэтому любое общество более
или менее сложно структурировано, оно
состоит из различных групп: каст, классов,
слоев и т.п. Еще одна характеристика общества,
с точки зрения изменчивость, стабильности
структуры, - мобильность населения.
Социальная мобильность: понятие, типы,
виды, основные каналы.
Термин «социальная мобильность»
был введен в социологию в 1927 году П.А.
Сорокиным.
Мобильность (от лат. mobilis ) –
это перемещение людей из одной группы,
общности, города, страны и т.п. в другие
группы.
П. Сорокин выделил два основные
вида социальной мобильности, вертикальную
и горизонтальную.
Горизонтальная мобильность
означает переход человека из одной социальной
группы в другую, находящуюся в целом на
том же уровне социальной стратификации.
Вертикальная мобильность – это переход
людей из одного социально слоя в другой
в иерархическом порядке [3, c. 112].
Между восхождением и нисхождением
существует известная асимметрия: все
хотят подниматься и никто не хочет опускаться
по социальной лестнице. Как правило, восхождение
- явление добровольное, а нисхождение
- принудительное. Исследования показывают,
что обладатели высших статусов предпочитают
для себя и своих детей высокие позиции,
но и обладатели низких для себя и своих
детей желают того же самого. Так вот и
получается в человеческом обществе: все
стремятся наверх и никто - вниз. Вертикальная
мобильность подразумевает перемещение
из одной страты (сословия, класса, касты)
в другую. В зависимости от направления
перемещения существуют восходящая мобильность
(социальный подъем, движение вверх) и
нисходящая мобильность (социальный спуск,
движение вниз). Повышение в должности
- пример восходящей мобильности, увольнение,
разжалование - пример нисходящей. Примерами
горизонтальной мобильности служат перемещение
из православной в католическую религиозную
группу, из одного гражданства в другое,
из одной семьи (родительской) в другую
(свою собственную, вновь образованную),
из одной профессии в другую. Подобные
движения происходят без заметного изменения
социального положения в вертикальном
направлении. Разновидностью горизонтальной
мобильности служит географическая мобильность.
Она подразумевает не изменение статуса
или группы, а перемещение из одного места
в другое при сохранении прежнего статуса.
Примером выступает международный и межрегиональный
туризм, переезд из города в деревню и
обратно, переход с одного предприятия
на другое. На вертикальную и горизонтальную
мобильности влияют пол, возраст, уровень
рождаемости, уровень смертности, плотность
населения. В целом молодые мужчины более
мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные
страны чаще испытывают последствия эмиграции,
чем иммиграции. Там, где высок уровень
рождаемости, население более молодое
и поэтому более подвижное, и наоборот.
Также различают групповую,
индивидуальную, межпоколенную и внутрипоколенную
мобильность.
Межпоколенная мобильность
предполагает, что дети достигают более
высокой социальной позиции либо опускаются
на более низкую ступеньку, чем их родители.
Пример: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность
имеет место там, где один и тот же индивид,
вне сравнения с отцом, на протяжении жизни
несколько раз меняет социальные позиции.
Иначе она называется социальной карьерой.
Пример: токарь становится инженером,
а затем начальником цеха, директором
завода, министром машиностроительной
отрасли.
Индивидуальная мобильность,
когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали
происходят у каждого человека независимо
от других.
Групповую мобильность,
когда перемещения происходят коллективно,
к примеру, после социальной революции
старый класс уступает господствующие
позиции новому классу.
Индивидуальная мобильность
и групповая мобильность определенным
образом связаны с приписываемым и достигаемым
статусами. Индивидуальной мобильности
больше соответствует достигаемый, а групповой
— приписываемый статус.
Индивидуальная мобильность
происходит там и тогда, где и когда повышается
или понижается общественная значимость
целого класса, сословия, касты, ранга,
категории. Октябрьская революция привела
к возвышению большевиков, прежде не имевших
признанного высокого положения. В Древней
Греции после принятия конституции большинство
людей были освобождены от рабства и поднялись
по социальной лестнице, а многие их прежние
хозяева опустились.
Существует множество факторов,
определяющих социальную мобильность
в обществе: исторический тип стратификации,
состояние экономики, степень её развитости,
социальная обстановка в стране, идеология,
традиции, религия, образование, воспитание,
семья, место жительства, индивидуальные
особенности человека. Основными же являются:
власть, образование, доход и престиж.
П.А.Сорокин разработал теорию
каналов вертикальной мобильности. В качестве
подобных каналов выступают социальные
институты: семья, школа, армия, церковь,
собственность. Причем семья и школа являются
одним из самых главных механизмов социального
отбора, определения и наследования статуса.
Советское общество одним из самых мобильных,
так как доступное все слоям бесплатное
образование открывало перед каждым возможности
продвижения [2, с. 324].
Для того чтобы полностью изменить
социальный статус индивиды прибегают
к нескольким способам, например:
1. Изменение образа жизни.
Недостаточно просто зарабатывать
и тратить большие деньги в
том случае, когда индивид сравнялся
в доходах с представителями
более высокого социального слоя.
Для усвоения нового статусного
уровня ему необходимо принять
новый материальный стандарт, соответствующий
этому уровню. Устройство квартиры,
покупка книг, телевизора, машины
и т.д.
2. Развитие типичного
статусного поведения. Ориентированная
на вертикальную мобильность
личность не будет принята
в более высокий социально-классовый
слой до тех пор, пока не
усвоит образцы поведения этого
слоя настолько, чтобы следовать
им без каких-либо усилий. Образцы
одежды, словесные обороты, проведение
досуга, манера общаться – все это должно
соответствовать данному слою.
3. Изменение социального
окружения. Этот способ основан
на налаживании контактов с
индивидами и ассоциациями того
статусного соя, в который социализируется
мобильный индивид.
4. Брак с представителем
более высокого статусного слоя.
Во все времена такой брак
служил наилучшим средством преодоления
барьеров, стоящих на пути социальной
мобильности. Во-первых, он может
в значительной степени способствовать
проявлению талантов, если дает
материальное благополучие.
Основные показатели социальной мобильности.
Для количественной оценки
процессов мобильности обычно используют
показатели скорости и интенсивности
социальной мобильности. Под скоростью
мобильности понимается «вертикальная
социальная дистанция или число страт
– экономических, профессиональных или
политических, которые проходит индивид
в его движении вверх или вниз за определенный
промежуток времени»[1, c. 215]. Например,
некоему индивиду в течение трех лет после
окончания института и начала работы по
специальности удается занять должность
заведующего отделом, а его коллеге, закончившему
институт вместе с ним, – должность старшего
инженера. Очевидно, что скорость мобильности
выше у первого индивида, так как за указанный
промежуток времени он преодолел больше
статусных уровней. С другой стороны, если
какой-либо индивид в результате сложившихся
обстоятельств или личной слабости с высокого
общественного положения скатывается
на дно общества, то говорят, что у него
высокая скорость социальной мобильности,
но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности
понимается число индивидов, меняющих
социальные позиции в вертикальном или
горизонтальном направлении за определенный
промежуток времени. Число таких индивидов
какой-либо социальной общности дает абсолютную
интенсивность мобильности, а их доля
в общей численности данной социальной
общности показывает относительную мобильность
[1, c. 217]. Например, если мы будем учитывать
число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных
и перешедших в другие семьи, то речь пойдет
об абсолютной интенсивности горизонтальной
мобильности в данной возрастной категории.
Если мы будем рассматривать отношение
числа перешедших в другие семьи к численности
всех индивидов в возрасте до 30 лет, то
речь пойдет об относительной социальной
мобильности в горизонтальном направлении.
Часто возникает необходимость
рассмотреть процесс мобильности с точки
зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности.
В этом случае используется совокупный
индекс мобильности для данной социальной
общности. Таким путем можно, например,
сравнить одно общество с другим с целью
выяснения, в каком из них или в какой период
мобильность по всем показателям выше.
Такой индекс может быть рассчитан отдельно
по экономической, профессиональной или
политической области деятельности.
В 90-х годах 20 века в России произошел
резкий скачек социальной мобильности
по показателю скорости. Это произошло
от ряда факторов:
− перестройка экономики;
− многообразие форм собственности;
− распад традиционных институтов
социальной мобильности (коммунистическая
партия);
−кризис системы образования;
− миграция между странами
бывшего СССР.
Это привело к тому, что соотношение
заработной платы 10% самых высокооплачиваемых
и 10% самых низкооплачиваемых россиян
составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г. уже
26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение
в СССР было 4:1, а в США — 6:1. В
то же время, к примеру, уровень государственной
поддержки сельского хозяйства постоянно
падает. Если до 1985 г. он составлял 12 —
15%, то в 1991 — 1993 гг. — 7—10%.
Для сравнения: государственные
субсидии в доходах фермеров в этот
период в странах ЕС составили 49%, США —
30%, Японии — 66%, Финляндии — 71 %. Именно
экономический показатель привел к тому,
что наибольшим слоем в России стал низший
класс.
Практическое задание.
Приведено суждение
«Социальные барьеры – это
социальные фильтры, отбраковывающие
засоренную воду и пропускающие на верх
общества, где принимаются жизненно важные
для него решения, чистую воду. Так должно
быть в идеале. Но фильтры часто ломаются:
титулы и должности покупают, аттестаты
об образовании подделывают, капиталы
воруют; семейное положение не учитывают».
Как вы думаете, в каком обществе
– закрытом или открытом – чаще ломаются
фильтры?
По моему мнению фильтры чаще
ломаются в открытом обществе, так как
они не так прочны как в закрытом; границы
социальных барьеров наиболее жестки
в закрытом обществе (из одного сословия
попасть в другое практически невозможно),
а в открытом (сегодня ты подчиненный,
завтра начальник, сегодня беден – завтра
богач) социальные барьеры размыты так
как нет четко выраженных классовых границ
и попасть из низших слоев в высшие не
так уж трудно, при желании, стремлении
и посторонней помощи.
Заключение
Убеждение в том, что социальная
мобильность полезна и необходима, является
неотъемлемой частью культуры в любом
современном обществе. Для каждого индивида
социальная мобильность играет особую
роль. Талантливые личности, несомненно,
рождаются во всех социальных слоях, и
именно социальная мобильность позволяет
таким людям достичь большего.
В целом социальная мобильность
общества – противоречивый процесс. Если
общество позволяет индивидам относительно
свободно миновать барьеры между социальными
классами и слоями, то это вовсе не означает,
что всякий индивид, обладающий талантами
и мотивацией, может безболезненно и легко
двигаться по ступеням лестницы социального
восхождения. Если же одни быстро понимаются
и получают высокие статусы, другие же
опускаются на более низкие уровни.
Мобильность всегда трудно
переносится всеми индивидами, так как
приходится адаптироваться к новой культуре,
налаживать новые связи, бороться со страхом
потерять свой статус. Вместе с тем, для
современного общества открытый путь
наверх – это единственный путь развития,
ибо в противном случае возникают социальные
напряжения и конфликты.
Список использованной литературы
- Социология: учебное пособие / Козырев Г. И. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Форум», 2010. – с. 320.
- Социология: учебник для вузов / Кравченко А. И., Анурин В.Ф. — СПб.: Питер, 2007. – с.432.
- Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010. – с.448.
Информация о работе Социальная мобильность общества