Социальная мобильность общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Одной из центральных проблем в социологии является проблема социальной структуры общества и социальной стратификации. Понятие «структура» в переводе с латинского означает «строить» или «соединять». Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Это относится и к социальной структуре. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов

Содержание работы

Введение 2
1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы. 3
2. Основные показатели социальной мобильности. 8
3. Практическое задание. 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

эк.соц. - копия.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из центральных проблем в социологии является проблема социальной структуры общества и социальной стратификации.  Понятие «структура» в переводе с латинского означает «строить» или «соединять». Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Это относится и к социальной структуре. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов

Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии – социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.

Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий.

Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп: каст, классов, слоев и т.п. Еще одна характеристика общества, с точки зрения изменчивость, стабильности структуры, - мобильность населения.

 

 

  1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы.

 

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным.

Мобильность (от лат. mobilis ) – это перемещение людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы.

П. Сорокин выделил два основные вида социальной мобильности, вертикальную и горизонтальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социально слоя в другой в иерархическом порядке [3, c. 112].

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей. Примерами горизонтальной мобильности служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Также различают групповую, индивидуальную, межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Индивидуальная мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

 Групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой — приписываемый статус.

Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Существует множество факторов, определяющих социальную мобильность в обществе: исторический тип стратификации, состояние экономики, степень её развитости, социальная обстановка в стране, идеология, традиции, религия, образование, воспитание, семья, место жительства, индивидуальные особенности человека. Основными же являются: власть, образование, доход и престиж.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса. Советское общество одним из самых мобильных, так как доступное все слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения [2, с. 324].

Для того чтобы полностью изменить социальный статус индивиды прибегают к нескольким способам, например:

 

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать  и тратить большие деньги в  том случае, когда индивид сравнялся  в доходах с представителями  более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного  уровня ему необходимо принять  новый материальный стандарт, соответствующий  этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины  и т.д.

2. Развитие типичного  статусного поведения. Ориентированная  на вертикальную мобильность  личность не будет принята  в более высокий социально-классовый  слой до тех пор, пока не  усвоит образцы поведения этого  слоя настолько, чтобы следовать  им без каких-либо усилий. Образцы  одежды, словесные обороты, проведение  досуга, манера общаться – все это должно соответствовать данному слою.

3. Изменение социального  окружения. Этот способ основан  на налаживании контактов с  индивидами и ассоциациями того  статусного соя, в который социализируется  мобильный индивид.

4. Брак с представителем  более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак  служил наилучшим средством преодоления  барьеров, стоящих на пути социальной  мобильности. Во-первых, он может  в значительной степени способствовать  проявлению талантов, если дает  материальное благополучие.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные показатели социальной мобильности.

 

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»[1, c. 215]. Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность [1, c. 217]. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.

В 90-х годах 20 века в России произошел резкий скачек социальной мобильности по показателю скорости. Это произошло от ряда факторов:

− перестройка экономики;

− многообразие форм собственности;

− распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

−кризис системы образования;

− миграция между странами бывшего СССР.

Это привело к тому, что соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10%  самых низкооплачиваемых россиян составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г.  уже  26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение в СССР было 4:1, а в  США  —  6:1. В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки  сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12 — 15%, то  в  1991 — 1993 гг. —  7—10%.  Для  сравнения:  государственные  субсидии  в  доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США — 30%, Японии —  66%, Финляндии — 71 %. Именно экономический показатель привел к тому, что наибольшим слоем в России стал низший класс.

 

  1. Практическое задание.

 

Приведено суждение

«Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие на верх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают, капиталы воруют; семейное положение не учитывают».

Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры?

По моему мнению фильтры чаще ломаются в открытом обществе, так как они не так прочны как в закрытом; границы социальных барьеров наиболее жестки в закрытом обществе (из одного сословия попасть в другое практически невозможно), а в открытом (сегодня ты подчиненный, завтра начальник, сегодня беден – завтра богач) социальные барьеры размыты так как нет четко выраженных классовых границ и попасть из низших слоев в высшие не так уж трудно, при желании, стремлении и посторонней помощи.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, является неотъемлемой частью культуры в любом современном обществе. Для каждого индивида социальная мобильность играет особую роль. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях, и именно социальная мобильность позволяет таким людям достичь большего.

В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Если же одни быстро понимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие уровни.

Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как приходится адаптироваться к новой культуре, налаживать новые связи, бороться со страхом потерять свой статус. Вместе с тем, для современного общества открытый путь наверх – это единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Социология: учебное пособие / Козырев Г. И. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Форум», 2010. – с. 320.
  2. Социология: учебник для вузов / Кравченко А. И., Анурин В.Ф. — СПб.: Питер, 2007. – с.432.
  3. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010. – с.448.

 

 


Информация о работе Социальная мобильность общества