Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:56, реферат
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколеннаямобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.
Социальная мобильность
Правительство обладает исполнительной
властью, а нередко и законодательно инициативной,
а так же правом ходатайства перед президентом
о роспуске парламента. Хотя руководитель
правительства официально не является
главой государства, реально он – первое
лицо в политической иерархии. Президент
же фактически занимает в ней более скромное
место. Его политический вес мало зависит
от характера выборов и обычно ограничивается
представительскими и церемониальными
функциями, мало чем отличаясь от функций
главы государства в парламентских монархиях.
Президентская республика. Ее главный
отличительный признак состоит в том,
что президент в ней одновременно выступает
и главой государства и главой правительства.
Он руководит внутренней и внешней политикой
и является верховным главнокомандующим
вооруженных сил. В президентской республике
правительство отличается стабильностью.
В ней существует жесткое разделение законодательной
и исполнительной ветвей власти, их значительная
самостоятельность. Парламент не может
вынести правительству квотум недоверия,
президент же не в праве распустить парламент.
Отношения между парламентом и президентом
основываются на системе сдержек и противовесов
и взаимозависимости. Парламент может
ограничивать действия президента с помощью
законов и через утверждение бюджета.
Президент же обычно обладает правом отлагательного
вета на решение парламента. Для того,
чтобы нормально выполнять свои обязанности
и парламент и президент вынуждены сотрудничать,
находить общий язык. Полупрезидентская
республика. Это форма правления стремится
сочетать сильную президентскую власть
с эффектным контролем парламента за деятельностью
правительства. Ее главная характерная
черта – двойная ответственность правительства
перед президентом и перед парламентом.
Парламент не может сместить президента,
который в свою очередь вправе распустить
парламент с обязательным условием объявления
даты внеочередных парламентских выборов.
Президент является главой государства
и верховным главнокомандующим, представляет
страну в международных отношениях, обладает
правом отлагательного вето на решения
парламента, а так же правом единоличного
введения чрезвычайного положения, но
в период его действия он утрачивает право
распустить парламент. Парламент имеет
возможность контролировать правительство
через утверждение ежегодного бюджета,
а так же с помощью вынесения ему квотума
недоверия. Референдум. Он предусматривает
решение наиболее важных для общества
вопросов посредством всенародного согласования,
результаты которого имеют высший правовой
статус и обязательны для исполнения всеми
государственными органами. Хотя проведение
референдумов дело достаточно сложное
и дорогостоящее, их ценность состоит
в том, что с помощью референдума народ
способен непосредственно выразить свою
волю, стать творцом законов, проявить
инициативу. Кроме того, возможность проведения
плебисцита заставляет государственные
органы и правительство больше ориентироваться
на мнение народа. Территориальное устройство;
унитарное государство. Различают две
основные формы территориального устройства
государства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство представляет собой
единую, политически однородную организацию,
состоящую из административно-
По существу, перед нами все тот же "ослабленный" вариант плюрализма.. Так, сторонники концепций неограниченной социальной мобильности исходят из того, что в современном капиталистическом обществе каждый индивид может относительно свободно переходить из более низкой страты общества в более высокую, в том числе в элиту, а страты последовательно сменяют друг друга у руля государственного правления (что вполне вписывается как в концепции открытого общества, так и политического плюрализма). Однако оппоненты подобных взглядов задают законный вопрос: есть ли возможность подняться в элиту у представителей всех классов или прежде всего (применительно к США) у белых англосаксов, протестантов из высших классов, чья власть основана главным образом на их богатстве, их позициях в финансах, индустрии, средствах массовой информации, которые получили дорогостоящее образование в частных школах, в элитных университетах, которые являются членами одних и тех же элитных клубов
В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями ( например индустриализацией и демографическими факторами).