Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:40, реферат
При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило
законодателя в 1991г. принять первый в истории России Закон о занятости населения в РСФСР – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992г.он претерпел существенные изменения о дополнения , но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо.
1. Введение 2
2. Регулирование занятости населения. 4
3. Изменения в законодательстве о занятости населения 5
4. Заключение 14
5. Список литературы 18
Российская академия предпринимательства |
Реферат по курсу
«Социальный менеджмент» |
тема : Социальная поддержка безработных граждан |
|
«Управление персоналом» Лазарева Е.В.
Содержание
Оглавление
Содержание 1
1. Введение 2
2. Регулирование занятости населения. 4
3. Изменения в законодательстве о занятости населения 5
4. Заключение 14
5. Список литературы 18
При смене
политической и экономической формации
в начале 90-х годов возникла острая
необходимость регулирования общественных
отношений, связанных с проблемой занятости
и безработицы. Именно это заставило
законодателя в 1991г. принять первый в истории
России Закон о занятости
населения в РСФСР – попытка каким–то
образом защитить категорию граждан, оказавшейся
в сложном положении. Уже в 1992г.он претерпел
существенные изменения о дополнения
, но и сегодня не соответствует в полной
мере требованиям практики. Такое положение
объяснимо. Во-первых , в теории советского
трудового права правовой статус безработного
не подвергался исследованию. В условиях
государственной политики всеобщей и
обязательной занятости государство не
нуждалось в подобном законе.
Во-вторых, ныне действующий закон о занятости
, хотя и построен на общих
международно-правовых принципах, однако
в них не учитываются в должной мере наши
национальные традиции трудовых отношений.
В области трудовых отношений сильней
, чем где бы то ни было, проявляются исторические
традиции каждого народа, каждой страны.
Но тем не менее , Закон «О
занятости населения в РФ» с учетом всех
его положительных и отрицательных моментов
живет и действует. В Законе РФ «О занятости
населения в РФ» определена политика государства
в области занятости населения, права
граждан в области занятости, а также вопросы
регулирования, организации занятости.
Закон определяет организационные, правовые
и социально-экономические гарантии реализации
прав человека на получение работы в условиях
рыночной экономики, равноправия форм
собственности. Он создает условия, обеспечивающие
занятость населения с учетом норм Конституции
России и международного права. В международную
организацию труда наша страна вступила
в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу
занятости, в соответствии с которой оказывает
странам мира практическую помощь в выборе
политики, призванной привести к созданию
большего числа мест в промышленности,
в сельхоз., на общественных работах и
в других секторах, а также в выборе технологий
и программ подготовки, которые будут
полностью использовать трудовые ресурсы
в целях экономического и социального
прогресса.
Занятость в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативно правовыми актами. В связи с изменениями полномочий между органами власти изменилось и законодательство регулирующее занятость и социальную поддержку безработных граждан, численность которых в соответствии с критериями Международной Организации Труда (МОТ) составляет 5,0 млн. чел. или чуть больше 10% населения. По сравнению с ноябрем 2009 года численность занятого населения увеличилась на881 тыс. человек, или на 1.3%, численность безработных сократилась на 1148 тыс. человек, или на 18.6%. В конце ноября 2010 г. в государственных учреждениях службы занятости населения численность зарегистрированных безработных практически осталась на уровне октября и составила 1528 тыс. человек. Ситуации на рынке труда показывает, что среди безработных преобладают женщины - около 38%, мужчины- 33%. Средний возраст безработных составляет 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет- 5,5%, 20-24 лет-21,8%. По сравнению с октябрем 2010г. численность безработных в возрасте 15-24 лет сократилась на 30,6 тыс. человек. или 2.2%. Около 33% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Продолжительность поиска работы не превышает 3-х месяцев у 29,0%, 1 год и более ищут работу 32,2% безработных( застойная безработица). Среди жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городского населения и она составила 38% и 28,9%.Вместе с тем время поиска работы у женщин выше среднего которое составляет 8,8 месяцев, при этом среднее время поиска работы у женщин - 9,2 месяца. Способы поиска работы у мужчин и у женщин не отличаются. И те, и другие предпочитают обращение к друзьям, родственникам, знакомым и обращение в государственную службу занятости. Анализ причин безработицы показывает, что у женщин несколько больше группа высвобожденных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела, отсутствие опыта работы, а у мужчин - группа уволившихся по собственному желанию. Анализ безработных по занятиям по последнему месту работы показывает, что и у мужчин и у женщин наибольшей группой безработных являются неквалифицированные рабочие и лица, не имеющие опыта. У мужчин эта группа составляет 35,6% от общей численности безработных мужчин, у женщин она чуть выше - 38,0%.
Многие компании ввиду нестабильной экономической ситуации в стране в настоящее время из- за спада производства вынуждены проводить модернизацию бизнеса, изменять технологические или организационные условия труда или вовсе сокращать персонал. В связи с этим появляется определенная напряженность на рынке труда, и для её снижения законодатель принял меры по защите граждан, оставшихся без работы, были внесены ряд существенных изменений. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации( далее –Закон №1032-1), в котором внесены изменения, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Законодатель обращает особое внимание на правовые последствия, которые наступают в результате таких изменений. В основном инициатором таких изменений является работодатель, поэтому ч.2 ст74 ТК РФ обязывает его уведомить работников о предстоящих изменениях не позднее чем за два месяца до их введения. Работодатель для сохранения рабочих мест имеет право с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня ( смены) и или неполной рабочей недели на срок до шести месяцев. Также работодатель с 01.01.2009 обязан уведомлять службу занятости о приостановке производства. Срок такого уведомления составляет три рабочих дня с момента принятия решения о введении режима неполного рабочего времени или приостановке производства. Следующее изменение коснулось социальных гарантий и компенсаций, установленных в ч.1 ст 29 Закона №1032-1. Ранее размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, зависели от причин увольнения по собственному желанию и длительности периода оплачиваемой работы до момента увольнения. В частности , стипендия в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимального(1) размера пособия по безработице выплачивалась работникам, уволенным по собственному желанию по причинам, ввиду которых законодатель представляет льготы, гарантии и преимущества. К таким причинам относят; - переезд на новое место жительство в другую местность; - болезнь, препятствующая
продолжению работы или - необходимость ухода за инвалидами 1 группы или больными членами семьи; - нарушение работодателем коллективного или трудового договора; - наступление чрезвычайных
обстоятельств, препятствующих - увольнение женщин, имеющих детей в возрасте 14 лет. Законом №287-Ф3 сняты ограничения по причинам увольнения по собственному желанию. Теперь при увольнении по любому основанию и наличии оплачиваемой работы не менее 26 календарных недель стипендия выплачивается в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной и не ниже минимальной величин пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Если же период оплачиваемой работы уволенного работника менее 26 календарных недель или гражданин впервые ищет работу, стремится возобновить трудовую деятельность после длительного ( более одного года) перерыва, уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, стипендия выплачивается в размере , установленном государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. Поскольку ранее согласно Закону N 1032-1 работники, уволившиеся по собственному желанию по уважительным причинам, рассматривались как особая категория граждан, имеющая ограниченные гарантии и льготы, Законом N 287-ФЗ данные работники приравнены к категории уволившихся по любым основаниям, пользующихся более широким спектром гарантий. В соответствии с внесенными Законом N 287-ФЗ изменениями законодатель исключил работников, уволенных из организаций по собственному желанию по уважительным причинам, из перечня граждан, размер пособия по безработице для которых устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. Теперь для таких работников размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель. Также изменились сроки выплаты пособия по безработице, установленные абз. 2 п. 4 ст. 31 Закона N 1032-1. В частности, в отношении работников, уволенных по собственному желанию по уважительным причинам, период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 1032-1. Выплата пособия данным категориям граждан теперь не может быть приостановлена или прекращена в силу изменений, внесенных в абз. 3 п. 3 ст. 35 Закона N 1032-1. Последнее изменение, внесенное Законом N 287-ФЗ, коснулось размера пособия по безработице, выплачиваемого отдельным категориям безработных граждан. В частности, работникам, уволившимся из организации по собственному желанию по уважительным причинам, пособие теперь назначается на общих основаниях, указанных в п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1, то есть в первом шестимесячном периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, а во втором шестимесячном периоде - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Статья 6 Закона N 1032-1 регулирует занятость населения не только на федеральном уровне, но и предоставляет такое право субъектам РФ, которые могут принимать законы или иные нормативные правовые акты в данной области. Например, Московская городская дума воспользовалась предоставленным правом и 01.10.2008 приняла Закон г. Москвы N 46 "О занятости населения в городе Москве". В нем, в частности, определены дополнительные меры социальной и материальной поддержки безработных граждан - например компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы или материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Также данным Законом предусмотрена возможность предоставления финансовой помощи безработным гражданам, которые хотели бы организовать и вести предпринимательскую деятельность. В целях организации занятости инвалидов органы исполнительной власти г. Москвы могут выделять финансирование на оборудование рабочих мест для данной категории работников. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Минздравсоцразвития от 30.11.2006 №819. В 2009 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная величина -4 900 руб. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно Закону о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах: - в первые три месяца безработицы - в размере 75 %от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); - в следующие четыре месяца - в размере 60 %; - в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже минимальной величины пособия (850 руб.) Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, увеличивается на величину районного коэффициента. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях . Тем гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в размере от 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном в зависимости от зоны проживания. Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Гражданам, признанным в
установленном порядке Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Пособие по безработице выплачивается
не реже двух раз в месяц при
условии прохождения Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления могут
устанавливать и более Тем гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице, согласно ст. 32 Закона о занятости, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Законодательством предусмотрены случаи, когда выплата пособия по безработице может быть сокращен на 25%, на срок до одного месяца в случаях: -отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; -отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, Так, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: -признания гражданина занятым; -прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; -длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; -переезда безработного в другую местность; -попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; -осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; -назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: -отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; -отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, -явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Факт опьянения устанавливается работниками органа по вопросам занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением; - увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; - нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию; - самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты этого пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж. Выплата пособия по безработице не производится в периоды: - отпуска по беременности и родам; - выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; - призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органы службы занятости, согласно ст. 36 Закона о занятости, могут оказывать в период его безработицы материальную и иную помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
По материалам выше проведенного исследования, необходимо сделать краткие и обобщающие выводы. Если говорить о безработице, то есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики. Арсенал средств собственно
политики занятости достаточно широк
и уже давно апробирован Активное использование этих механизмов в развитых странах, особенно общественных работ и других гибких форм занятости, обеспечивает высокую мобильность безработных и существенно снижает продолжительность безработицы. Такими механизмами необходимо овладевать и в нашей стране. Со времени принятия Закона
«О занятости населения в В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения. Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса. Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными. Однако, по мере нарастания кризисных явлений в экономике, ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось. Сегодня ощущается настоятельная
необходимость в выработке Поэтому целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой – на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т. д.). Кроме того, назрела необходимость
корректировки позиции
Список использованных нормативно правовых актов специальной и дополнительной литературы: I. Нормативно-правовые акты Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1991. Конвенция Международной Организации Труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. Трудовой Кодекс принятый 21 декабря 2001 года. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2007. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. рефератОрловского. М., 2002. Сайт консультант плюс Сайт //www.delo-press.ru/2010/ |
Информация о работе Социальная поддержка безработных граждан