Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:34, лекция
Прежде чем изучать конкретную дисциплину, анализировать научную проблему, необходимо разобраться с используемыми категориями, вникнуть в суть связанных с темой исследования явлений и процессов. В противном случае трудно ожидать позитивного результата. Например, вряд ли целесообразно вести дискуссию о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают разный смысл в ключевые понятия.
Вопросы:
1. Социальная политика как общественная теория и практика.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики.
3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики
5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.
Социальная защищенность - одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.
Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.
Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или нескольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.
Риски нарушения нормального
Общество порождает и
2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики
Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной защиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего, прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.
При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.
Выход России и ее регионов из кризиса связан, прежде всего, с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается, и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг:
М • V = Q • Р, где:
М - объем денежной массы в стране;
V - скорость оборота денежной массы;
Q - объем товаров и услуг (ВВП);
Р - средняя цена товаров и услуг.
Вполне очевидно, что социальная политика и социально-трудовая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, предельно ясно, что без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей. А это требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.
Примеров обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства.
Аналогичная взаимосвязь существует
между экономической
Экономика труда
Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере производства и услуг, невозможно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования, образовательных дисциплин, практической деятельности специалистов и ученых, государственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Однако, как свидетельствует анализ специальной литературы, среди ученых и практиков нет не только единых представлений о сущности и содержании термина «экономика труда», но и не определены общие подходы крещению этой теоретико-методологической проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущности ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содержания экономики труда для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе более подробно.
Словари-справочники (в том числе последних лет выпуска), отражают широкий разброс представлений о самой сути понятия. В одних словарях по рыночной экономике оно отсутствует, другие определяют экономику как «совокупность отраслей», «совокупность производственных отношений», «систему экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе», «науку о хозяйстве, способах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протекания хозяйственных процессов» и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) понимают слишком узко, сводят к отдельным сферам или секторам хозяйствования, изолированным процессам и явлениям (например, к совокупности предприятий, финансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой теоретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для его абсолютизации нет оснований: это может порождать проблемы в практической плоскости. Мероприятия по совершенствованию и развитию экономики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные составляющие ее части. Кстати, отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной деятельности экономических властных структур, прежде всего министерств экономики, на федеральном и региональных уровнях, субъективизм в выборе приоритетов в работе последних и т.д.
В этой связи и с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную общественно организованную систему хозяйствования, обеспечивающую процесс производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг.
Такой подход к определению сути
экономики позволяет четко и
обоснованно формировать
Другие разделы охватывают процессы распределения и обмена (ценообразование и соответствующие органы и службы, сбытовые организации, оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы, связанные с потреблением (о работниках, предприятиях, организациях, социальной сфере, госслужбе и т.д.).
Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента: целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно считать основой экономики труда экономику рабочей силы.
Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство, формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.
Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства - работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.
Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно сопровождается производством конкретной общественно полезной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирование труда, социальная защита и т.д.
Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффективности экономики труда
3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики
В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось выше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
- социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
- рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
- сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок входят группы отношений
и компоненты, возникающие в процессе
воспроизводства рабочей силы и
обеспечения условий для
- система социальной защиты населения;
- система социального партнерства;
- система социального страхования;
- система социального обеспечения (пенсионная система);
- охрана труда и т.д.