Социальная политика в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:39, доклад

Описание работы

Социальная политика в системе образования — это сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, которыми центральная и местная правительственная политика затрагивает жизнь института образования. Очень часто этот термин, хотя и ошибочно, используется в контексте социального администрирования и сводится лишь к институциализированным услугам, обеспечиваемым государством в плане персональных и общих социальных образовательных услуг и, в некоторых случаях, юриспруденции в системе образования.

Файлы: 1 файл

Социальная политика в системе образования.docx

— 20.68 Кб (Скачать файл)

    Социальная  политика в системе образования  — это сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, которыми центральная и местная правительственная политика затрагивает жизнь института образования. Очень часто этот термин, хотя и ошибочно, используется в контексте социального администрирования и сводится лишь к институциализированным услугам, обеспечиваемым государством в плане персональных и общих социальных образовательных услуг и, в некоторых случаях, юриспруденции в системе образования.

    В любом случае образовательная политика призвана решать социальные потребности  граждан, осуществлять социализирующую  функцию, быть нацеленной на организацию  процессов социальной мобильности  и др. Таким образом, социальная политика — это средство разрешения социальных проблем, прежде всего, с помощью  социальных реформ. Актуальным является вопрос о существующих проблемах  в системе образования и о  роли социологии в исследовании этих проблем. Какой должна быть социальная политика, чтобы решать соответствующие  проблемы эффективно?

    Результаты  исследований в области социальной политики показывают, что существующее постоянство гендерного и классового неравенства могло бы преобразоваться с помощью эффективной социальной политики в области образования. Так, в Великобритании введение всестороннего, компенсационного образования и расширение высшего образования в середине ХХ века уже через несколько десятилетий привело к достижению цели по созданию не только более равного общества, но также к устранению ненужных потерь талантов нации.

    Для России свойственна иная проблема. Наличие высшего образования  и даже престижной профессии не является условием успешного социального  продвижения. Причин такого положения  несколько. Одной из важнейших является проблема низкого качества предоставляемых  образовательных услуг и, как  результат, подготовка неквалифицированных  специалистов. Другая проблема — отсутствие возможности доступа у представителей ряда социальных слоев современного российского общества к получению  не только престижного, но и качественного  образования. В этом смысле, образование  не является средством решения проблем  сохранения социального порядка  и стирания социальных антагонизмов. О данном предназначении социальной политики в образовании размышлял  Э. Дюркгейм еще в начале ХХ столетия.

    Наряду  с первой волной индивидуального  предпринимательства в России укрепляется  бизнес, требующий высокой квалификации персонала. Существует спрос на получение  образования высокого качества как со стороны потенциальных работодателей, так и со стороны значительной части молодежи и их родителей. Но, несмотря на то, что российская система образования находится в развитии, она одновременно существует в режиме выживания и нестабильности. И хотя сфера образования является своеобразным фактором стабильности российского общества в переходный период, тем не менее, общественная ценность образования в современной России пока определяется на уровне общих идей, а не политических стратегий и экономических инвестиций.

    Состояние современного российского образования  определяется характером инновационных  процессов. Среди общественных инноваций  большое значение придается социальным технологиям. Социальные технологии в  системе образования — это  способы организации и упорядочения целесообразной практической деятельности. В конечном итоге, речь идет об организационных  алгоритмах взаимодействия и деятельности, предназначенных для решения  социальных задач через передачу профессионального результата и  социального опыта1. Образовательные услуги являются специфическими социальными технологиями.

    Социальность образовательных услуг состоит в их способности удовлетворять социальные потребности человека, укреплять социальные устои, быть продуктом особого профессионального взаимодействия. К сожалению, образовательные услуги в массовом сознании и повседневной жизни все чаще обретают стоимостное содержание и денежное измерение. Но социальную эффективность образовательных услуг невозможно отобразить стоимостными характеристиками. Эффективность образовательных услуг — это социальные результаты функционирования образования в том, как реализуются полученные знания на практике2. Здесь речь уже идет о подготовке базы для последующих поколений.

    Таким образом, важность эффективности социальной политики определяется пониманием того, что образование — это условие  любого взаимодействия в обществе (в  том числе и политического), условие  дальнейшего экономического прогресса  общества, гарант обеспечения социального  порядка и снижения общественного  антагонизма.

    Социальная  образовательная политика должна ориентироваться  на долгосрочный эффект и учитывать  стремления молодого поколения, а также  общественный спрос. Социальная политика в системе образования — это  реализация жизненной стратегии, способной  не только повысить личный социальный статус, но и явиться фактором подъема  экономики и преодоления кризисных  процессов общества.  
 

Модернизация образования - это масштабная акция государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к  достижению нового качества российского  образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. На первом этапе - в 2001-2003 годах - происходит восстановление ответственности государства в сфере образования, государство выступает как инициатор и главная движущая сила реальных изменений в образовании. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы. Государство в первую очередь должно заняться решением социально значимых проблем. Основные направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляют:

1. Придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения путем передачи их в ведение субъектов Федерации, предусмотрев возможность делегирования государственных полномочий в этой сфере на муниципальный уровень, а также: осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования; разработку нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами Федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов «школа - детский сад».

2. Обновление содержания  образования и  совершенствование  механизмов контроля  за его качеством:принятие государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования; введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования;

- экспериментальная  отработка форм единого государственного  экзамена и других форм контроля  качества образования.

3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования: увеличение финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10% из бюджетов территорий; выделение и последовательное увеличение доли бюджетных средств, направляемых на развитие образования (приобретение оборудования и информационных ресурсов, повышение квалификации преподавателей, финансирование научных исследований и экспериментальных инновационных площадок). Эти средства должны составлять не менее 15% от объема соответствующего бюджета на уровне профессионального образования и не менее 7,5% - на уровне общего образования; поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений. Экспериментальная отработка моделей нормативного финансирования и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность и качество образования, эффективное использование средств, направляемых в образование; ликвидация задолженностей государственных и муниципальных образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.

4. Усиление социальной  направленности системы  образования: введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании; принятие чрезвычайных государственных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования; расширение доступности дошкольного образования, с адресной поддержкой малообеспеченных семей; принятие системы мер. направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию; разработка и реализация целевой межведомственной программы "Образование и здоровье".

5. Всесторонняя поддержка  сельских и поселковых  школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы, оптимизация их сетевой координации на базе образовательно-производственных и социально-культурных комплексов.

6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда: обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов и научных школ, в том числе через создание федеральных научно-образовательных центров; обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки; создание многоуровневых и многопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования; развитие системы профессиональных колледжей, выполняющих функции первой ступени высшего образования, как основы профессионального образования в малых городах; развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (целевой госзаказ, целевые возвратные субсидии); создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и территорий, совершенствование на этой основе формирования государственных заказов учреждениям профессионального образования.

7. Обеспечение экономической  самостоятельности  и разнообразия  форм образовательных  учреждений (организаций), ресурсной привлекательности  системы образования путем внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие нормативные акты; налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

8. Повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования: введение системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений с уровня субъектов Федерации; установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума; введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, а также надбавок молодым специалистам и за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях; отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования; создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников; предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам-педагогам на время их работы в учреждениях общего и начального профессионального образования, детских домах и интернатах;

9. Принципиальное обновление  системы научно-методического  обеспечения образования: разработка и экспериментальная апробация моделей всестороннего реформирования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.

10. Приведение нормативно-правовой  базы сферы образования  в соответствие  с задачами ее  модернизации.

На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили  экспериментальную проверку на первом этапе, развернуть новые модели содержания образования, его организации и  финансирования. Все это должно быть основано на детальном анализе регионального  опыта и специфики местных  условий, должно обеспечивать достижение основных задач модернизации образования, в первую очередь - современное качество образования и его реальную доступность  для населения.

Информация о работе Социальная политика в образовании