Социальная политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:12, лекция

Описание работы

После 1960 г политика «удвоения ВВП» ставилась с головы на ноги: во главу угла помещался интерес трудящихся. Задача в подобной правильной постановке потребовала очень тщательного подхода к ее решению. Главное в этом подходе - обстоятельные консультации и твердые договоренности между властью и бизнесом, бизнесом и работниками о государственной поддержке бизнеса в части благоприятного делового климата и стимулировании экспорта, росте заработков лишь в меру динамики производства, о социальной ответственности бизнеса перед работниками, об ответственности персонала за качество и производительность труда. Государство взяло на себя обязанности по созданию национальной системы социальной защиты, а по линии «бизнес - персонал» общественный договор предусматривал обмен лояльности работника (самоотверженной, фанатической преданности своей компании, компетентности, максимального упорства в труде) на патриархальную заботу нанимателей о них.

Файлы: 1 файл

Социальная политика.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

Социальная политика Японии

япония предпринимательство наем образование

Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего  населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.

После 1960 г политика «удвоения ВВП» ставилась с головы на ноги: во главу угла помещался интерес трудящихся. Задача в подобной правильной постановке потребовала очень тщательного подхода к ее решению. Главное в этом подходе - обстоятельные консультации и твердые договоренности между властью и бизнесом, бизнесом и работниками о государственной поддержке бизнеса в части благоприятного делового климата и стимулировании экспорта, росте заработков лишь в меру динамики производства, о социальной ответственности бизнеса перед работниками, об ответственности персонала за качество и производительность труда. Государство взяло на себя обязанности по созданию национальной системы социальной защиты, а по линии «бизнес - персонал» общественный договор предусматривал обмен лояльности работника (самоотверженной, фанатической преданности своей компании, компетентности, максимального упорства в труде) на патриархальную заботу нанимателей о них. 

Подобное социальное согласие породило такие уникальные и эффективные инструменты, как кружки качества, пожизненный наем, крупные выплаты корпораций выходящим на пенсию работникам и др. 

Задуманное обеспечивалось за счет реализации целенаправленных мер. Среди них:

совершенствование административно-правовой поддержки потребителя, на что было направлено принятие более 50 законов, расширяющих его реальные права. Политика обеспечения приоритета потребителя, а также жесткие антимонопольные меры и поддержание конкурентной среды во многом определили появление такого феномена, как японское качество товаров и услуг (нарекания на которые еще в 40-50-е годы были распространенным явлением); 

развитие собственно социальной сферы. Дифференцированная система медицинского страхования (отдельно для мелких самостоятельных хозяев, отдельно для занятых на малых и на крупных предприятиях), страхование занятости, повышение материального положения социальных групп, важных с точки зрения политической стабильности (военнослужащих) и социально-экономического развития (учителей). Важную роль в этой связи имел Закон о работниках просвещения от 1974 года, устанавливавший высокий материальный статус педагогов (выше, чем у госслужащих с аналогичным уровнем образования и стажем работы); 

государство  выступало как гарант контроля выполнения социального партнерства, в том числе на уровне корпорации (брало на себя выплату заработной платы в случае неспособности предпринимателя это сделать, но и применяло жесткие кары в отношении нерадивого предпринимателя); 

крупный бизнес как гарант социальной поддержки занятых на его предприятиях (повышение образовательного уровня, медицинское обеспечение, выплата целевых социальных пособий, система пожизненного найма); 

поддержка государством малого и среднего предпринимательства: административная - облегчение условий создания и функционирования предприятий, финансовая - создание льготных условий кредитования, законодательная - защита мелкого собственника и т. д. Цель - расширение социальной базы за счет использования патерналистских возможностей самих малых предпринимателей, куда делегировалась ответственность по заботе о персонале. 

Практикуемая  система пожизненного найма в  Японии способствует устранению конфликтности  среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан. В послевоенный период в Японии было проведено перераспределение земельных угодий и богатств; введен налог на богатство; осуществлены протекционистские меры в отношении мелкотоварного сельского хозяйства и меры поощрения развития малых предприятий. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.

О политике заработной платы в японских компаниях

Выплаты японскому  работнику складываются из трех компонентов: зарплаты (базисной ставки, это 70-80%, и надбавок), а также бонусов. Увеличение базисной ставки происходит на разных этапах трудовой деятельности по-разному: (а) до обзаведения семьей (до 30 лет) - умеренно восходящая кривая; (б) после женитьбы и рождения детей (30-40 лет) - крутой подъем; (в) по достижении производственной зрелости (40-45 лет) - снова умеренно восходящая кривая. В предпенсионный период базисная ставка почти не увеличивается. Размер бонусов зависит от прибылей фирмы и может достигать примерно двухмесячной или полугодовой заработной платы. Летние бонусы идут преимущественно на сбережения, а новогодние - на «добавку» к обычным потребительским расходам. 

Таким образом, около трети выплат работникам осуществляется по результатам того, как сработала  фирма, притом, что основная часть заработка существенно увеличивается лишь единожды в течение всего периода трудовой деятельности. 

При выходе на пенсию по старости включается программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от 30 человек. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, то есть предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее 20 лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Так, лица с высшим образованием получают при стаже работы в 20-24 года 24,7 среднемесячных зарплат, 25-29 лет - 30,9, 30-34 года - 41,3 и более 35 лет - 48,0 среднемесячных зарплат. Лица, окончившие средние школы второй ступени, получают при стаже в 20-24 года 20,8 среднемесячных зарплат, 25-29 лет - 27,3, 30-34 года - 36,0 и более 35 лет - 46,6 среднемесячных зарплат. Выходные пособия, выражающиеся в десятках миллионов иен, являются не только чувствительным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на покой работников, но и стимулами к открытию ими собственного дела.

Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни  лицам пожилого возраста. Это связано  с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное существование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.

В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн. человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах. Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. В 2005 году в Японии находилось около 1,56 млн. иностранцев. Страну посещает всё большее число русских, в 2002 году в Японию приехали 36 693 человека. Около 98 % населения составляют собственно японцы; наиболее крупными группами коренных меньшинств являются рюкюсцы (около полутора миллионов человек), айны, а также социальные меньшинства - буракумины. 

В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Японское общество быстро стареет, взрыв рождаемости после окончания Второй мировой войны сменился сокращением роста рождаемости в конце XX века. В 2005 году около 20,1 % населения было старше 65 лет. 

Эти изменения в демографической структуре привели к возникновению  ряда социальных проблем, в частности к потенциальному снижению рабочей силы и к увеличению стоимости таких социальных выгод как пенсия. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак или создавать семью. Ожидается, что к 2050 году японское население упадёт до 95 млн. человек. Демографы и правительство участвуют в горячих дискуссиях по поводу того, как справиться с этой проблемой. В качестве решения демографических проблем иногда предлагаются иммиграция и поощрение рождаемости.

Образование

Начальное, среднее  и высшее образование было введено в Японии в 1872 году в результате реставрации Мэйдзи. С 1947 года обязательное образование в Японии состоит из начальной школы и средней школы, которое продолжается в течение девяти лет (в возрасте от 6 до 15 лет). Почти все дети продолжают свое образование в трехлетней старшей школе, и, согласно Министерству Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологии Японии, около 75,9 % выпускников средних школ продолжают обучение в университетах, колледжах, профессиональных училищах или других учреждениях. Образование Японии является очень конкурентоспособным, в частности для поступления в высшие учебные заведения. Двумя лучшими университетами в Японии считаются Токийский университет и Университет Киото. Программа международной оценки учащихся координируется ОЭСР, в настоящее время качество знаний и умений 15-летних детей в Японии является одним из лучших в мире. 

Здравоохранение

Медицинские услуги в Японии предоставляются государственным  и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги производится через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает относительное равенство доступа, сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку, через работодателя могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти. С 1973 года финансируемое правительством страхование распространяется на всех пожилых людей. Пациенты имеют право выбирать врача, а также средства обслуживания.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное существование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.

 


Информация о работе Социальная политика Японии