Социальная помощь и поддержка граждан как функция социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Основной целью написания данной работы является определение нового курса развития социальной политики в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные модели социальной политики;
- выявить приоритеты социальной политики;
- рассмотреть ситуацию развития социальной политики на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Модели социальной политики 4
2. Приоритеты социальной полтики. 10
3. Современный этап развития социальной политики в России 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контр.раб. осн.соц.гос..docx

— 78.53 Кб (Скачать файл)

Первое. Социальное равновесие в современном индустриальном обществе – это политика, отражающая интересы большинства нации.

Второе. Социальное равновесие поддерживается следующими методами: в социальной сфере – обеспечением равных социальных прав, политикой  социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, глобальными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений или «провалов» рынка. В экономической  сфере – государственным регулированием экономики, цен, доходов, сферы занятости, финансированием социальной инфраструктуры как общегосударственной системы  социального воспроизводства и  социальных гарантий. В политической сфере – широкой, массовой демократией, системой институциональных механизмов обеспечения демократических и  социальных прав граждан, в том числе  механизмов реального влияния граждан  на политику.

Утверждение принципа социального  равновесия как фундаментальной  основы стабильности и развития является исторически переломным моментом в  развитии современных государств. Именно это обстоятельство дало толчок развитию современной социальной политики в  качестве средства обеспечения такого равновесия, как в текущем, так  и в долгосрочном плане. Был выработан  целый набор среднесрочных и  долгосрочных ориентиров, основанных не на интуиции, а на научных прогнозных оценках тенденций социального  и экономического развития. Социальная политика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономным инструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальная политика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), а также экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическая политика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государство воспринимают социальные цели как приоритетные направления. Более того, социальная политика – это механизм обеспечения перманентных трансформационных процессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так как тогда трансформация всегда сопряжена с глубокими перестановками внутри социальной структуры, ростом и расширением одних социальных групп, сужением и исчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа, качества жизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциации социальных групп на макросоциальной шкале доходов.

С этой точки зрения особого  внимания заслуживают основные модели социальной дифференциации. Существуют некий оптимальный и предельный уровни дифференциации доходов, если рассматривать это явление с точки зрения критериев эффективности и благосостояния. Условно можно выделить 4 основные модели дифференциации: сверхполярная, умеренно - полярная, умеренная и эгалитарная (нерыночная).

Сверхполярные модели развития для современных условий крайне неустойчивы и хрупки. Эти неустойчивость и хрупкость повсеместно имеют одни и те же проявления. В социальном плане – это необеспеченность большинства, часто в форме откровенной бедности и нищеты, и социальное недовольство. В экономическом плане – это падение эффективности, дестимулирование и демотивация продуктивной деятельности, резкое разделение интересов элиты, работодателей и работников. Именно такие модели развития являются моделями социальной эксплуатации, когда роскошь и баснословное богатство отдельных групп и нищенское существование других. Такие модели взрывоопасны по своей социальной архитектуре, и их устойчивость поддерживается в значительной степени прямыми репрессивными средствами. Сейчас такая модель характерна для большинства слаборазвитых стран. Для таких обществ уровень дифференциации доходов между крайними децильными группами (соотношение доходов 10% наиболее богатых и бедных) составляет не менее 20-30: 1.

Умеренно – полярные модели. Общество осознает необходимость определенных изменений и вводит частичные элементы социального регулирования. Для них характерно то, что социальная политика осуществляется государством на ограниченном поле, и перед ней ставятся весьма узкие задачи. Для таких моделей характерна децильная дифференциация порядка 10-15:1, которая имела место в индустриальных обществах первой половины XX века, а сейчас ив части развивающихся стран.

Умеренная модель – тип господствующий сейчас модели в промышленно развитых странах Запада и Японии. При тех или иных особенностях для неё характерна в целом более консолидирующая социальная дифференциация, более мягкая шкала социальной иерархии по сравнению с умеренно – полярной моделью. Дифференциация доходов между крайними децильными группами колеблется от 3:6 до 6:1. Наряду с рыночными моделями возможны и нерыночные модели, которые возникали в какой – то мере как реакция на сверхполярную дифференциацию доходов. Эти модели существовали в бывших социалистических странах, а сейчас на Кубе, в КНДР. Такие модели можно отнести к моделям так называемой планируемой дифференциации, которые помимо несомненных позитивных преимуществ продемонстрировали и серьезные недостатки, прежде всего, в экономической сфере. Они не способствовали эффективному экономическому росту в нормальных условиях, когда не требовалась тотальная мобилизация ресурсов, для этих моделей в целом характерен весьма не высокий уровень дифференцмации доходов – до 4:1. Основной стратегической задачей для Росси в ходе реформ была осуществление комплекса адекватных политических и административных организационных мероприятий, которые обеспечили бы относительно плавный, без потрясений и катаклизмов, переход к умеренной модели социальной дифференциации. Несмотря на сложность экономической ситуации в 1990 – 1991 гг., в России для этого были все возможности: современная структура промышленности, достаточно высокий технологический уровень, квалифицированная рабочая сила, мощная социальная инфраструктура и низкий уровень социальной дифференциации. Проблема состояла лишь в том, чтобы найти интегрирующую модель сочетания всех этих преимуществ с принципами рыночного хозяйства и политической демократии. Такая модель дала бы необходимый импульс экономики и повышению благосостояния. То, что произошло в России в 90 – х. гг., нельзя не квалифицировать как исторический провал, откат назад в ту систему социальной дифференциации, которая существовала в России в конце прошлого – начале этого столетия. Изменение такой ситуации относится к числу главных приоритетов социальной политики. Вместе с тем, очевидно, что решение оснополагающих проблем позитивного развития далеко не полностью зависит от реалий социально- экономической ситуации 90-х гг. и наличия или отсутствия оптимальной программы действий. Существует более широкий набор условий, определяющих успех или неудачу такой программы, и эти условия находятся за пределами экономики и социальной политики.

Во – первых, новая  социальная стратегия обречена на неудачу  без кардинальной трансформации  всей системы государственной власти. Речь идет о формировании системы  более эффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходимо разработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную чистоту власти, как  и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной  власти в России в 90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупция достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.

Во – вторых, необходимо значительное усиление административной власти, её более активное и масштабное воздействие на социально – экономические  процессы. Без этого формирование эффективного рыночного хозяйства  просто невозможно.

В – третьих, требуется  консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходит формирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, в частности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально – экономическом  и политическом развитии страны носила объективный характер, была бы социально  нейтральной.

Все эти условия, связанные  с формированием системы социально  эффективной и ответственной  политической власти, совершенно необходимы для реализации эффективных социальных программ. И, наконец, необходимо провести глубокую ревизию основных принципов концепции социально – экономического развития России. Успех или неудача политики в сфере доходов и занятости имеют решающие значение для обеспечения эффективного социального развития. Актуальным остается вопрос формирования эффективного рыночного механизма регулирования доходов и заработной платы. Основу такого механизма должна составить система тесной взаимосвязи и параметров цены труда и стоимости рабочей силы. Только такая система способна включить в действие механизмы человеческого капитала, а, следовательно, и всю совокупность мотивационных механизмов.

Сложившаяся в 90-е гг. система  распределения доходов весьма неэффективна в социальном отношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства  активного населения стали в  российских условиях одним из механизмов растраты человеческих ресурсов. Сформировался  механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрыва  между показателями цены и стоимости  рабочей силы. Это означает не что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительства должна состоять в том, чтобы ликвидировать этот растратный механизм и постепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочей силы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.

Недооценка человеческого  капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика  не может эффективно функционировать  ни как производительная, ни как  потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России – борьба с бедностью и нищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом плане) системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы. В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально – статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума – важный инструмент обеспечения социальной стабильности. Весьма важное значение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики. Уже давно эта система несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы. В среднесрочной перспективе (например, в течение 3-5 лет) законодательно установленная минимальная заработная плата должна стать основным элементом системы социальных гарантий. Во – первых, она должна подлежать обязательному индексированию в полном объеме с учетом роста потребительских цен. Во – вторых, она должна соответствовать минимальному набору товаров и услуг, входящих в понятие «прожиточный минимум». В – третьих, в перспективе необходимо ввести механизмы её увеличения и в соответствии с темпами экономического роста.

Особое место должно отводиться мероприятиям государства по регулированию  зарплаты в бюджетном секторе. В  этой сфере сложилась социально  и экономически нетерпимая ситуация значительного разрыва в доходах  в результате формирования двух систем заработной платы. С одной стороны, это привилегированная система, обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности, и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). с другой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядок ниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работников высоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла свою актуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.

3. Современный этап развития социальной политики в России

В настоящее время в  России происходят серьезные изменения  в социальной политики. Как и предполагалось вся система социальной защиты населения переходит к адресной модели социальной политики, увы, граждане Российской Федерации оказались к этому не готовы. С июня 2004 года начиналось бурное обсуждение и представление различных законопроектов. Произошли изменения и уточнения в определении разделений полномочий между уровнями власти в самых разных сферах нашей жизни была выстроена и новая система социальной защиты российских граждан. Точнее – социальной поддержки. Льготы, которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, в том нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными в рублях. И эта предполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссии последних двух месяцев. При разработке данной реформы предполагалось:

  • Льготы не отбирают, а заменяют ежемесячными денежными выплатами.
  • Эти деньги можно получить, только отказавшись от бесплатных услуг.
  • У каждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из списка положенных ему федеральных льгот.
  • Те граждане, у которых тяжелые заболевания (онкология, бронхиальная астма, сахарный диабет), могут дополнительно обращаться в случае нуждаемости за государственной социальной помощью.
  • Ни в собесы, ни в отделения Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.
  • Каждый льготник получит извещение, где ему предложено: или просто взять деньги, чтобы потратить их, на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), или часть выплаты получить в виде так называемого социального пакета, куда входят бесплатные годовые проездные билеты, бесплатные лекарства на определенную сумму и бесплатная путевка на лечение в санаторий.
  • Если, например, инвалиду нужны лекарства и лечение в санатории, но он не ездит в метро или городском транспорте, он может выбрать себе из социального пакета только то, что ему нужно, а остальное получить деньгами.
  • Социальный пакет будет стоить от 300 до 600 рублей, цены без накруток, правительство собирается заключить тарифное соглашение с транспортниками, производителями лекарств.
  • Ежемесячные выплаты будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учетом роста цен в целом по стране.
  • Ежемесячные денежные компенсации льгот будут выплачиваться вместе с пенсией, но как отдельная прибавка.
  • Прибавка к пенсии повысит социальные выплаты до 6,5 – 7 тысяч рублей в месяц.
  • Новая схема социальной помощи начнет действовать с января 2005 года.
  • Одна из самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками – ветераны труда и работники тыла, - не входит в группу федеральных льготников.

Информация о работе Социальная помощь и поддержка граждан как функция социального государства