Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.
Введение
Личность человека и различные подходы к её изучению
Понятие и сущность социализации
Факторы социализации
Агенты социализации
Средства и механизмы социализации
Заключение
Кроме того, в отличие
от агентов первичной
16
Средства и механизмы социализации
Социализация человека осуществляется
широким набором универсальных
средств, содержание которых специфично
для того или иного общества, того
или иного социального слоя, того
или иного возраста социализируемого.
К ним можно отнести
Каждое общество, каждая
организация, каждая социальная группа
(малая или большая) вырабатывает
в своей истории набор
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.
17
К психологическим и социально-
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.
Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление)
– процесс неосознаваемого
Рефлексия – внутренний
диалог, в котором человек
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации
представляет собой усвоение человеком
норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов,
которые характерны для его семьи
и ближайшего окружения. Это усвоение
происходит, как правило, на неосознанном
уровне с помощью запечатления, некритического
восприятия господствующих стереотипов.
Эффективность традиционного
18
В таком случае оказывается
прав французский мыслитель
Институциональный механизм
социализации, как следует уже
из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека
с институтами общества и различными
организациями, как специально созданные
для его социализации, так и
реализующие социализирующие
Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать». Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
Стилизованный механизм социализации
действует в рамках определенной
субкультуры. Под субкультурой понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
19
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.
20
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость
21
Список используемой литературы:
1. 2 Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001.
1.3 Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.
1.4 Гулина М.А. – психология социальной работы. – Издательство «Питер» 2002.
1.5 Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002
1.6 Мудрик А.В. – Введение в социальную педагогику. – М., - 1997.
1.7 Мудрик А.В. – Социальная педагогика. – М., - 2002.
1.8 Овчарова Р.В. – Справочная книга социального педагога. – М., 2003
22