Социальная природа личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Содержание работы

Введение
Личность человека и различные подходы к её изучению
Понятие и сущность социализации
Факторы социализации
Агенты социализации
Средства и механизмы социализации
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в отличие  от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Средства и  механизмы социализации

 

 

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных  средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание  младенца и ухода за ним; формируемые  бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а  так же методы поощрения и наказания  в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих  организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и  убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и  способов поведение человека и целых  групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к  рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.  

17

 

К психологическим и социально-психологическим  механизмам можно отнести следующее.

Импринтинг (запечатление) -  фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.

Экзистенциальный нажим  – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.

Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам  и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком  норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи  и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма  весьма рельефно появляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям  его окружения.

 

18

 

 В таком случае оказывается  прав французский мыслитель Мишель  Монтень, который писал: «…  Мы сколько угодно можем твердить  свое, а обычаи и общепринятые  житейские правила тащат нас  за собой». Кроме того, эффективность  традиционного механизма проявляется  в том, что те или иные  социальные элементы, усвоенные  например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже  из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные  для его социализации, так и  реализующие социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально0одобряемого поведения, а  так же опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

Надо иметь ввиду, что  средства массовой коммуникации как  социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать». Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

19

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа  или организация.

Социализация человека, а  особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у  конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и  порой это различие весьма существенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Заключение

 

   Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Список используемой литературы:

1. 2   Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001.

1.3    Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.

1.4    Гулина М.А. – психология социальной работы. – Издательство «Питер» 2002.

1.5    Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002

1.6    Мудрик А.В. – Введение в социальную педагогику. – М., - 1997.

1.7    Мудрик А.В. – Социальная педагогика. – М., - 2002.

1.8    Овчарова Р.В. – Справочная книга социального педагога. – М., 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22


Информация о работе Социальная природа личности