Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 04:01, реферат
История.. подобно меркнущей в далеком сизом тумане реке, течет к своему устью. Долгий путь проделало общество до отметки «современное» - каждый отрезок развития характерен той или иной особенностью… никогда не было безоблачного неба над водами этой реки. Может ли человек жить без конфликтов и проблем, что, если конец подобного рода вещей будет равнозначен угасанию цивилизации.
Введение
«Обстоятельства
переменчивы, принципы никогда»
О. де Бальзак
История.. подобно меркнущей в далеком сизом тумане реке, течет к своему устью. Долгий путь проделало общество до отметки «современное» - каждый отрезок развития характерен той или иной особенностью… никогда не было безоблачного неба над водами этой реки. Может ли человек жить без конфликтов и проблем, что, если конец подобного рода вещей будет равнозначен угасанию цивилизации.
Проблема— положение, условие, вопрос,
объект, который создаёт неопределённость,
затруднение, побуждает к действию или
ограничивает его и соответственно неразрешён
или нежелателен. (http://ru.wikipedia.org/wiki/
На мой взгляд, причина возникновения социальных проблем кроется в человеческом эгоизме, если представить идеальное общество без пороков – то это будет общество альтруистов и бессребреников. Эгоистичен в большей или меньшей степени каждый, точно так же как Я , точно также как и Вы, и прежде чем мотать головой скривив недовольную физиономию, ответьте себе на вопрос – на групповой фотографии, чьё лицо мы ищем в первую очередь?
Дейл Карнеги говорил,
что величайшее желание человека
кроется в желании
Но не бывает идеальных вещей, скорее даже абсолютных – к счастью бывают приятные “исключения” – люди , которые возможно и не делают никаких великих вещей, но их отношение к обществу, их система ценностей, внушает уважение любому адекватному человеку. Именно такие люди и являются героями произведений Аркадия и Бориса Стругацких.
Мое отношение к фантастике , как литературному жанру всегда было несколько скептическое, и Я никогда раньше не рассматривал возможность того, что оно изменится… Так бы возможно оно и было, если бы однажды, благодаря одному моему одногруппнику, мне в руки не попала книга Аркадия и Бориса Стругацких.
«Трудно быть Богом».. это первая изученная мной научно-фантастическая книга. Должен признаться, что даже начав её читать, скептическая гримаса не сходила с моего лица в первые 20 минут довольно вялого ознакомления с текстом. Но в какой-то момент мое сознание буквально растворилось в страницах этого шедевра, и именно после этой книги Я начал плотное изучение творчества АБС.
Биография.
Стругацкие Аркадий Натанович
(1925 — 1991), Борис Натанович (р. 1933), прозаики
(соавторы)
Аркадий Стругацкий окончил Военный институт
иностранных языков в Москве (1949), работал
редактором.
Борис Стругацкий окончил механико-математический
факультет Ленинградского университета,
работал в Пулковской обсерватории.
Совместную литературную деятельность
братья начали в 1957.
В 1959 — 60 выходят в свет их первые научно-фантастические
повести "Страна багровых туч", "Путь
на Амальтею", сборник рассказов "Шесть
спичек", вызвавшие огромный интерес
читателей.
Затем последовали: цикл новелл "Возвращение"
(1962); повести — "Трудно быть богом"
(1964), "Хищные вещи века" (1965), "Улитка
на склоне" (1966 — 68), "Второе нашествие
марсиан" (1967). Каждое новое произведение,
появляющееся в печати, было большим событием
для многочисленных почитателей фантастики
в нашей стране.
Невероятной популярностью пользовались
повести "Пикник на обочине" (лег
в основу знаменитого фильма А.Тарковского
"Сталкер"), "Отель "У погибшего
альпиниста" (экранизирована Г.Кромановым
на "Таллиннфильме" в 1979).
В 1980-е были опубликованы "Жук в муравейнике"
(1983), "Волны гасят ветер" (1985 — 86),
"Град обреченный" (1988 — 89).
Один из последних романов — "Отягощенные
злом, или Сорок лет спустя" (1988).
Аркадий Стругацкий умер 12 октября 1991.
Борис Стругацкий живет и работает в Петербурге.
http://www.abstrugatskie.ru/
Особенности творчества АБС.
Стругацкие не пытаются повлиять на читателя с целью решения проблемы, в этом и кроется особенность их творчества. Они лишь занимаются объяснением и анализом сложившейся ситуации, предоставляя нам самим возможность сделать выводы и судить о правильности тех или иных поступков героев их произведений. Лишь тонкая ирония, и едва заметная насмешка выражает мнение авторов.
Как Я упоминал выше – эгоизм, та вещь, которая делает людей склонными к приобретению пороков, на сколько люди нашего времени более человечны и гуманнее, чем та серая масса, которая противопоставляется герою произведения… насколько мы далеки от идеала жителей Полдня?
Критика – это как раз
та вещь, которая позволяет нам
взглянуть на творчество авторов
не через призму современности, а буквально
глазами представителей того времени,
и зачастую только история показывает
кто был прав. И надо сказать эта правота
очень и очень субъективна… безапелляционность
и бескомпромиссность – это качества,
которые помогли многим критикам добиться
определенной славы и своих целей, но в
то же время – это те черты, которые могут
их компрометировать, если их точка зрения
не подходит под видение большинства.
Общественный резонанс, как раз это и говорит
о высокой степени рассмотрения и поднятия
социальных проблем. «Социальная проблема
- общий термин, используемый для обозначения
любой ситуации, которая, с точки зрения
значительного числа людей в сообществе,
считается составляющим проблему, достаточно
серьезную для того, чтобы требовать реформы»
(http://mirslovarei.com/
«Хотелось бы услышать мнение читателей и критиков о повести-
«Отягощенные злом», а также о «коммунистической» повести «Трудно быть
богом», в которой нет ни одной новой идеи, зато есть воспевание массовых
убийств и кровавой мести».
(С. Плеханов. «Когда все можно?»- «Литературная газета», 1989, 29
марта).
«Вторая повесть - «Трудно быть богом», как и первая («Далекая
Радуга»), скорее может дезориентировать нашу молодежь, чем помочь ей в
понимании законов общественного развития. Насколько же мы, граждане
сегодняшнего социалистического общества, человечнее, гуманнее героев,
созданных Стругацкими? Мы вмешиваемся в ход истории, мы помогаем народам,
которые борются за свою свободу и национальную независимость. И будем
помогать, пока живет в нас революционный дух».
(Ю. Котляр. «Фантастика и подросток» - «Молодой коммунист», 1964,
№6).
Серые массы.
Мир Арканара – поздний феодализм, роскошь и нищета, голод и грандиозные пиры, власть и немощность, сложно представить себе более контрастное с точки зрения социальных проблем время.
Герой романа – прогрессор Антон, действующий под именем дворянина Руматы Эсторского в Арканарском королевстве, в котором происходит истребление искусства и грамотных людей. Идея прогрессорства одна из интереснейших проблем, поднимающихся в произведениях АБС. Суть её состоит в том , что земляне, как более развитая цивилизация осуществляет наблюдение и контроль, зачастую ввязываясь в ход развития, за далекими и отсталыми как в техническом, так и в моральном плане, планетами.
Одна из особенностей творчества Стругацких именно в том, что они не дают ответа на все мучающие читателя вопросы, заставляя его тем самым становиться самому участником происходящего.. Имеют ли земляне моральное право на вмешательство, имеют ли они право на бездействие, может ли их мнение и видение дальнейшего развития мира являться безошибочным и правильным?
На страницах романа разворачивается в первую очередь внутренняя борьба Антона – за время пребывания в королевстве на его личности образовалось сотни шрамов, а его мораль претерпела необратимые изменения:
«… вдруг поймал себя на мысли о том, что оскорбительные словечки и небрежные жесты получаются у него рефлекторно, что он уже не играет высокородного хама, а в значительной степени стал им. Он представил себя таким на Земле, и ему стало мерзко и стыдно. Почему? Что со мной произошло? Куда исчезло воспитание и взлелеянное с детства уважение и доверие к себе подобным, к человеку, к замечательному существу, называемому «человек»? А ведь мне уже ничто не поможет, подумал он с ужасом. Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю… Не жалею, нет — ненавижу и презираю. Я могу сколько угодно оправдывать тупость и зверство этого парня, мимо которого я сейчас проскочил, социальные условия, жуткое воспитание, все, что угодно, но я теперь отчётливо вижу, что это мой враг, враг всего, что я люблю, враг моих друзей, враг того, что я считаю самым святым. И ненавижу я его не теоретически, не как «типичного представителя», а его самого, его как личность. Ненавижу его слюнявую морду, вонь его немытого тела, его слепую веру, его злобу ко всему, что выходит за пределы половых отправлений и выпивки.» стр. 79 изд. Эксмо Спб 2008г
Человеку, выросшему в мире Полудня непонятны и чужды многие вещи, происходящие в иную эпоху, ему чужд «нормальный уровень средневекового зверства». Но, как известно «Выживает не сильнейший, а самый приспосабливаемый» поэтому мы и можем наблюдать картину того, как Антон приспосабливается к обстоятельствам, которые его окружают.
Мир Полудня — настоящие, честные, жадные только по отношению к знаниям, не забывшие собственного достоинств люди. Мир Арканара – жестокое, бестолковое необузданное средневековье, в котором проявляются фашистские тенденции – серые штурмовики, искоренение науки, творчества и искусства.
Что может дать право вмешаться в ход истории? В течении всего романа наблюдается нагнетание в разуме Руматы, влившись в общество у него появляются близкие люди, и финальным аккордом, той искрой, из-за которой полыхнуло пламя, становится именно происшествие с его близкими. Возможно это и есть ответ на вопрос об оправданности прогрессорства, может ли человек сохранять трезвость ума в таких ситуациях, опять же Стругацкие не дают оценки действиям Антона, это делает читатель. И это один из самых сложных вопросов…
Идеальный мир. Идеальный?
Мир Полдня – нить, на которую нанизано множество идей и проблем, которые Стругацкие хотели донести до читателя. Сильная сторона творчества АБС в том, что они всегда давали взгляд на проблему с множества ракурсов и точек зрения. В мире не существует объективного мнения, и ни один человек не может получить одинаковые эмоции от прочтения литературы…
Светлый коммунистический идеал, изображенный во многих произведениях Стругацких , на первый взгляд не имеет минусов – люди стали умны, добры, просвещенны, без пороков, по крайней мере общество в целом, но так ли это , если рассматривать человека в отдельности…И все ли люди в действительности принадлежат этому миру? Несмотря на кажущуюся утопичность вселенной, мир Полудня полон проблем и конфликтов, не чуждых и нашему времени.
«Парень из преисподней» - повесть о попавшем на Землю в результате действий прогрессоров на планете Гиганде, «бойцовом коте» Гаге. Юноша, подающий надежды и имеющий сильные амбиции, просто грезящий о продвижении по военной лестнице и слепо преданный своему правителю.
«Корней Яшмаа - спасает Гага после кровопролитной стычки, где парня тяжело ранило, и доставляет на Землю.
Гагу оказывают медицинскую помощь — полностью возвращают здоровье; он поселяется дома у Корнея. На Земле Гаг сталкивается с цивилизацией XXII века. Обитатель иного мира, который был примерно в стадии развития Земли середины XX века, переносится в сказочный мир Полудня. Гаг поначалу предполагает, что он попал в плен, и это коварная проверка его психики со стороны разведки противника. Но эта версия не находит подтверждения, и «бойцовый кот» ничего не понимает и совершенно растерян.
Проходит около земного месяца. Гаг приходит в себя и решительно даёт понять Корнею, что хочет вернуться домой на Гиганду. Корней не соглашается.»
http://ru.wikipedia.org/wiki/
На мой взгляд, проблема, поднимающаяся АБС – проблема неготовности человека к жизни в обществе без пороков, невозможно конструктивно существовать в нем, если разум человека не готов к этому. Острота проблем произведений Стругацких как никогда актуальна в наше время. Не будет «идеального» общества, если оно вообще возможно, без высокого уровня понимания человеческой природы и сильных моральных установок…Человек, который за все свою жизнь прочитал лишь несколько книг о финансовом благополучии или пикапе, цель жизни которого кроется лишь в удовлетворении своих физических потребностей, не станет тем, благодаря которому общество начнет процветать. К сожалению людей, поставленных в рамки большинство, вопрос в том – кто ставит рамки их сознанию и развитию и можно ли их со временем убрать?!
«Жук в муравейнике» - как раз та книга, которая осуществляет рассмотрение этой проблемы с ракурса влияния на личность общества…
Информация о работе Социальная проблематика в произведениях Стругацких