Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:42, контрольная работа
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какими социальными, экономическими и эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие элементы в него входят.
Введение
1. Понятие инвалидности……………………………………………..……….5
2. Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитации инвалидов………………………………………………………………..…….7
3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов………….….15
Заключение
Список литературы
Социальные меры реабилитации инвалида – это комплекс мер, направленных на создание условий, позволяющих инвалиду преодолеть ограничение жизнедеятельности путем замещения утраченных функций, а также обеспечивающих поддержание на определенном уровне его здоровья, трудоспособности, бытовой и трудовой адаптации и приспособления внешней среды к возможностям инвалида. Целью социальных мер являются достижение инвалидом независимого образа жизни, восстановление личности.
Социальные меры реабилитации инвалида включают: обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития; медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты и неограниченно широкий круг других видов и форм социальной помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалида в общество.
Профессиональная реабилитация инвалида - это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: 1) на его прежнем рабочем месте; 2) на новом рабочем месте по прежней специальности; 3) профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков; 4) профессиональное обучение новой специальности; 5) адаптация инвалида к такой трудовой деятельности, которая не имела бы существенного значения для его материального самообеспечения, а рассматривалась бы как гуманитарная помощь.
Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.
Многоаспектность профессиональной реабилитации, так же как медицинских и социальных реабилитационных аспектов, предполагает координацию мер.
Физиологические закономерности восстановительного процесса характеризуются тремя основными фазами или периодами реабилитации.
Первый период — период стабилизации, консолидации (фаза конвалесценции).
Второй — период мобилизации (фаза реконвалесценции).
Третий — период реактивации, или поддерживающий (фаза постконвалесценции).
Реабилитационные мероприятия - это направленные воздействия на инвалида при добровольном его согласии, являющемся необходимым предварительным условием их реализации.
Реабилитация инвалидов должна основываться на следующих принципах:
• гарантированность государством и закрепление в законодательстве;
• целевое финансирование, прогнозирование и программное обеспечение мер реабилитации инвалидов;
• обеспечение профессионально-технического функционирования системы реабилитации инвалидов;
• адекватность и дифференцированность реабилитационных мер;
• ориентация мер реабилитации на потенциальные способности человека к самообеспечению через решение проблем, являющихся причиной ограничения его жизнедеятельности;
• системность и стабильность мер реабилитации;
• гуманистическая направленность реабилитации с обеспечением уважения к личности, поддержание в ней сознания ценности и значимости своей жизни.
Реабилитационные меры должны реализовываться через индивидуальные программы реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это комплекс оптимальных для него реабилитационных мер, включающий конкретные виды, формы, объемы и сроки проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к трудовой деятельности, интеграцию инвалида в общество. Указанная программа должна строиться с учетом всех аспектов реабилитации и при их рациональном сочетании, а также быть многопрофильной. Формирование программы должно быть основано на следующих принципах: индивидуализация, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность подходов. Разработка программы реабилитации начинается с оценки потребностей инвалида в видах и объеме реабилитационных мер, определения их приоритетности, а также установления этапности в проведении. Указанные задачи решаются в ходе направленной на реабилитацию медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна разрабатываться с согласия инвалида уполномоченными на то реабилитационными учреждениями на основании заключения медико-социальной экспертизы и являться официальным документом для получения услуг, предусмотренных в ней. Базовая программа реабилитации должна представлять собой гарантированный перечень видов, объемов и условий реализации реабилитационных мер, оказываемых инвалиду бесплатно, утверждаемый правительством РФ. Объем реабилитационных мер, предусматриваемых индивидуальной программой, не может быть ниже установленной базовой программы. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос обеспечения себя конкретным видом помощи за счет собственных средств с зачетом стоимости аналогичного вида средств реабилитации, предоставляемых государством. В случае необходимости ему следует оказывать необходимое содействие.
3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на две категории: находящихся в домах-интернатах; проживающих в семьях.
Указанный критерий - место проживания не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.
Известно, что в домах интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети в домах интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.
Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Задачами этого дома-интерната являются:
- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
- организация ухода за
проживающими, оказание им медицинской
помощи и организация
- организация трудовой занятости инвалидов.
В соответствии с основными задачами дом-интернат осуществляет:
- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;
- бытовое устройство, обеспечивая
поступивших благоустроенным
- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию и лечение
инвалидов, организацию консультативной
медицинской помощи, а также госпитализацию
нуждающихся в лечебные
- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-колясками;
- в соответствии с медицинскими
рекомендациями организацию
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.
Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах-интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида, от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.
Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально-бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.
При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.