Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:17, курсовая работа
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, п
Введение
1 Проблемы и потребности молодежи
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
2 Роль социальных служб в решении проблем молодежи
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Сущность и принципы государственной молодежной политики
2.4 Технологии социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
Реферат
Так, например, основной задачей
московского объединения "Педагогический
поиск" являются социальная и правовая
защита, адаптация и реабилитация
выпускников и воспитанников
детских домой и школ-
2.3 Сущность и принципы
государственной молодежной
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной
незащищенностью превращают
молодежь в дестабилизирующую
Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
-Содействие социальному, культурному, культурному и физическомуразвитию молодежи;
-Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
-Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
-Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненногопути, достижении личного успеха;
-Реализация инновационного потенциала молодежи в интересахобщественного развития и самой молодежи.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
-Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
-Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой
защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
-Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
-Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи
определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.
Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.
Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование
информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.
Тем не менее, перспектива
развития системы социального
Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений.
В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.
2.4 Технологии социальной работы с молодежью.
Социальная терапия - это
отрасль научного знания, ориентированная
на решение социально-
К общим технологиям социальной
терапии можно отнести
Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия - «терапия искусством»
через вовлечение молодого человека
в культурно-досуговые
Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях. [18;С.68]
Заключение.
Во все времена свои главные надежды общество связывало с молодежью, с ее энергией, стремлением к инновациям, уверенностью в собственных силах, оптимистичным восприятием жизни. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения.
Молодое поколение нашей страны на рубеже XX-XXI вв. оказалось в чрезвычайно трудной ситуации сразу по нескольким причинам. Главная из них – радикальное изменение механизма включения молодых в общественную жизнь, в социальную структуру, их взаимодействия с различными общественными институтами - семьей, школой, профессиональным образованием, трудовыми коллективами, общественными организациями, со своими сверстниками. Молодежь по-иному стала относиться к прошлому, настоящему и будущему своей страны, своей жизни.
Молодежи необходимо иметь
представление о жизни и
В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики, структура и задачи социальных служб работающие с молодежью и рассмотрены технологии социальной работы с молодежью
Исходя из изученных проблем можно сделать вывод, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.
Также можно сделать вывод, что наиболее актуальными проблемами при трудоустройстве молодежи остаются: завышенные запросы, неумение оценить свою реальную себестоимость на рынке труда; низкий уровень заработной платы молодых специалистов, отсутствие социальной поддержки; низкая востребованность выпускников среднего профессионального образования и многие другие.
В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
Список литературы
1. Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН // Культура мира и демократии. Москва,1997г.
2. Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867
3. Постановлении ВС РФ
от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных
направлениях государственной
4. ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты
5. Закон о профилактике безнадзорности и Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» 1998г.
6. Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001г.
7. Федеральная программа «Молодежь России» 1994год
8. Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006г.
9. правонарушений
10. Приказ № 635 от 28.02.2002г.
«Об утверждении Плана
11. Решение расширенного
заседания Совета безопасности
при главе администрации
12. Алещенок С.В. «К проблеме
новой концептуализации
13. С.И. Григорьев, Л.Г.
Гуслякова, С.А. Гусова «
14. Алещенок С.В., Луков
В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые
подходы к формированию
15. Официальный сайт Департамента
молодежной политики
16. Государственная молодежная политика - 98: региональный опыт реализации. Москва 1998г.
17. Международные документы о молодежной политике. Москва, 1993г.
18. Григорьев С.И., Гуслякова
Л.Г. «Социология для