Социальная работа с молодой семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Формирование целенаправленной семейной политики как одного из направлений социальной политики России осуществляется в русле либерально-демократических реформ с начала 1990-х гг. Социальная политика, понимаемая в широком смысле как политика, преследующая цель интеграции общества, должна в первую очередь руководствоваться принципами государственной поддержки разнообразный форм вхождения социальных групп в общественные структуры. Только укрепление позиции семьи, а также основных профессиональных групп, создающих национальное богатство страны, может по мере оздоровления экономики расширить ресурсную базу социальной помощи. Для этого необходимо существенно преобразовать сложившуюся систему ее организации.

Содержание работы

Введение
1. Молодежь и семейные отношения (социологический анализ)
2. Концепция государственной семейной политики
2.1 Общие положения
2.2 Комплексный подход к решению проблем поддержки семьи
3. Стратегия укрепления института семьи в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

1..doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

- кардинального  улучшения охраны здоровья семьи,  что предполагало развитие учреждений  социального обслуживания семьи  (оказание услуг по уходу за  детьми, престарелыми и больными  членами семьи и т.д.), создание  учреждений для переменного проживания  беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей и т.д.;

- усиления помощи семье  в воспитании детей;

- создания системы специализированных  социальных служб для безнадзорных  детей и подростков (подкинутых, подвергшихся любым формам психического и физического насилия и т.д.).

В 2000 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную  целевую программу «Развитие  социального обслуживания семьи  и детей (2001 – 2002 годы». Ее главная  задача – создание условий для  эффективного развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения.

В настоящее время одна из целей государственной семейной политики заключается в обеспечении  необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества ее жизни. Основными субйектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Необходимо иметь в  виду, что государственная семейная политика может быть эффективной  лишь в том случае, если она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решения.

В соответствии с основными  положениями Федеральной программы  государственная семейная политика в настоящее время исходит из следующих принципов:

- семья не  только объект, но и субъект  социальной поддержки, т.е. экономические,  правовые и идеологические меры  государственной семейной политики  должны не только регламентировать  поведение семьи, но и способствовать  ее саморазвитию, выбору форм  поддержки;

- поддержка  семьи и всех ее членов осуществляется  независимо от социального положения,  национальности, места жительства  и религиозных убеждений;

- приоритетность  защиты интересов ребенка, его  полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

- равноправие  между мужчинами и женщинами  в возможностях самореализации  в трудовой сфере и в общественной  деятельности, в распределении семейных  обязанностей;

- единство семейной  политики на федеральном и  региональном уровнях;

- партнерство семьи и государства;

- защита семьи  от нищеты и лишений, связанных  с вынужденными миграциями, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного  характера, войнами и вооруженными  конфликтами;

- осуществление  дифференцированного подхода, предоставление гарантий по поддержанию нетрудоспособных членов семьи;

- создание условий  для обеспечения благосостояния  на трудовой основе экономически  активным членам семьи;

- преемственность  и стабильность мер государственной  семейной политики.

Для повышения  эффективности государственной семейной политики должны быть усовершенствованы, с одной стороны, материально-техническое обеспечение ее реализации, а с другой – процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи.

Необходимо  безотлагательно разработать стратегию и методологию региональной семейной политики, ориентированной на активизацию потенциала семьи и реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого члена семьи. Для этого необходимо:

- выявить механизмы  взаимодействия семей, нуждающихся в помощи, и государственных учреждений социальной защиты; наиболее оптимальные институты социализации детей из семей, находящихся в кризисной ситуации в разных регионах России;

- провести анализ  характера взаимодействия государственного  и общественного сектора в социальной поддержке семей, попавших в сложную жизненную ситуацию; нормативно-правовой базы семейной политики в регионе;

- разработать  методики анализа существующих  форм и механизмов социальной  поддержки семьи в разных регионах  России; технологии социальной экспертизы жизнедеятельности семей и стандарта социальных услуг для семей, находящихся в кризисной ситуации; систему информационных основ реализации региональной семейной политики; оптимальные меры демографической политики с целью уменьшения демографических потерь в регионе /4, с.106 – 109/.

 

2.2 Комплексный  подход к решению проблем поддержки  семьи

 

Комплексный подход к решению проблем социальной поддержки семьи должен осуществляться на междисциплинарном уровне, что  позволит проводить исследования в рамках межведомственного сотрудничества. Причем методологической основой такого исследования могут быть исходные положения социологической концепции жизненных сил человека, предоставляющей базу для междисциплинарного, комплексного анализа семьи как общественного явления, социального института и микросреды обитания индивида.

При формировании программы социальной защиты разных типов семей необходимо учитывать  следующее:

- жизненные  силы человека как биопсихосоциального  существа есть его способность  воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в условиях специфического жизненного пространства;

- процесс воспроизводства  жизни человека характеризуется  через взаимодействие жизненных  сил и жизненного пространства;

- взаимодействие  жизненных сил и жизненного  пространства человека осуществляется на трех уровнях: 1) на уровне «слепого», природного взаимодействия; 2) на уровне взаимодействия с помощью систем культурных символов; 3) на уровне творчески преобразующего взаимодействия жизненного потенциала человека и среды его обитания жизненного пространства;

- в основе  процесса взаимодействия жизненных  сил и жизненного пространства  человека находятся первичные  социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения,  присвоения и потребления. Это  – взаимозависимость субъектов социальной жизни по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства жизни.

На основе первичных  социальных отношений складываются различные виды взаимозависимости  людей по сферам их жизнедеятельности  в обществе, т.е. взаимозависимость формируется по поводу: собственности (социально-экономические отношения); власти (социально-политические отношения); бытовых благ (социально-бытовые отношения); культурных и художественно-эстетических ценностей (духовно-культурные отношения); экологических проблем (социально-экологические отношения). Активная деятельность человека во всех сферах жизни общества представляется как его жизненная субъектность, являющаяся существенной характеристикой жизненных сил человека; деятельность человека дифференцируется на всех уровнях социальной организации – от организации индивидуальной, групповой активности до институциональной, общественной. В этой связи жизненные силы человека раскрываются через единство индивидуально-личностной и общественной субъектности.

Такое видение  жизненных сил человека определяет методологию их защиты на всех уровнях  социальной организации, во всех формах реализации, видах осуществления, что  позволяет комплексно исследовать  проблемы социальной работы с семьей /4, с.109 – 111/.

 
 
 

3. Стратегия  укрепления института семьи в  России

 

Просемейная политика является единой на всей территории нашей  страны и достигается посредством  соединения усилий государства и  общественных организаций. Усиление потребности  в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.

В связи с  этим необходимо принятие закона о просемейной политике по укреплению полной семьи с несколькими детьми в качестве приоритетной деятельности государства. В целях правовой защиты интересов семьи надо придать государственный статус фамилистической экспертизе на всех уровнях федерального устройства. Необходимо заключение общественного договора между институтом семьи (и его представителем в лице соответствующего министерства) и институтом государства по инвестированию семьи как единственного института по воспроизводству населения и полнокровной социализации подрастающих поколений. Следует уравнять деятельность института семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства, всемерно расширять формы соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и рекреации на компьютерной основе посредством укрепления совместной деятельности родителей и детей. В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью необходимо разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами.

Должна быть усилена роль семьи как единственного  института, способного в дальнейшем реализовать функцию воспроизводства  населения и социализации детей лишь при условии роста влияния семьи на все социальные сферы деятельности по реализации ими требований семейного образа жизни, семьецентризма. Ориентация общества и государства на усиление ценности семьи с детьми означает приоритетность фамилизма в ряду других жизненных благ. Эта перестройка иерархии ценностных приоритетов общественного мнения, личности и государства означает преобразование всего строя жизни, производства и потребления, коммерции, частных и государственных структур на семейность.

Прежде всего  требуется организация деятельности правительства не только вокруг привычных  задач управления, обеспечения безопасности, занятости населения, уровня жизни, поддержки бюджета, охраны порядка  и т.п., но и задач по экзистенциальному  сохранению нации, по упрочению среднедетного типа семьи. Минимизация негативных для семьи последствий, возникающих в системе социальных действий, возможна не за счет усиления контроля, а благодаря фамилистической профилактике целей и средств деятельности во всех отраслях народного хозяйства.

Повышение эффективности  управления государственной собственностью будет способствовать созданию федерального фонда семьи и укреплению материального  фундамента семейной политики. Активизация  средств массовой информации и рекламы на пропаганде семейного образа жизни, на повышении ценности материнства и отцовства как социально значимых профессий и на росте престижа всех семейно-родственных ролей окажется важным вкладом в нейтрализацию сегодняшних внесемейных ориентаций населения /1, с.632 – 633/.

Далее, основываясь  на том же источнике, выделим некоторые  рекомендации по улучшению социально-экономических  условий реализации имеющейся у  большинства населения потребности  в двух детях и у части населения  – в трех и более детях:

- рекомендации по устранению тех трудовых, транспортных, коммунальных и прочих предписаний, где ущемляются права семьи как института и права полной семьи с несколькими детьми;

- рекомендации  по материальному обеспечению  приоритета семьи с детьми  над всеми остальными социальными категориями граждан в системах социального обеспечения и страхования;

- рекомендации  по преимущественному росту уровня  жизни в полных семьях с  несколькими детьми.

В основу семейной политики целесообразнее всего положить системный подход, учитывающий сложную социальную сущность семьи. Структурно-функциональный анализ позволяет сочетать уравнивание положения семьи среди социальных институтов с задачами эффективного функционирования семьи как нуклеарной группы, как отдельной семьи, имеющей свою историю от возникновения до естественного распада.

 
 
 

Заключение

 

Формируя современную  молодежную семейную политику, необходимо акцентировать внимание на преодолении  основных противоречий в семейно-брачном  поведении молодежи и инициировать новые подходы к укреплению социального института семьи.

Семейная политика прежде всего должна строиться на принципе активной социальной поддержки  молодой семьи, заинтересованности государственных институтов власти в преодолении кризиса брака  и семьи (создании и внедрении программ семейного воспитания, преодолении нестабильности браков, высокого уровня семейных конфликтов и разводов, ориентации молодежи на гражданский брак, сокращении рождаемости и социального сиротства детей), принципах содействия самоорганизации и самообеспечения семьи, экономической поддержки нормальной семьи с детьми, стимулирования рождаемости и ориентации молодежи на модель семьи с несколькими детьми.

Сегодняшняя Россия, не говоря уже о Дальнем Востоке  и Амурской области в частности, мало пригодна для рождения детей. Главная причина - тотальная бедность населения. Речь даже не идет о тех слоях населения, которые живут в нищете. Проблемы испытывает и так называемый средний класс, к которому причисляют в том числе и работников бюджетной сферы.

Сегодня обстоятельства таковы, что рождение второго и тем более третьего ребенка «опрокидывает» семью в бедность и, следовательно, закрывает путь в будущее. Но не только бедность населения главная причина. На рождаемость негативным образом сказывается безудержная пропаганда индивидуализма и культа наслаждения жизнью, западной семейной морали – поздний брак и один ребенок. Все это дает свои результаты: 30% детей рождается вне брака, на 10 браков приходится 7 разводов. Выводы напрашиваются сами собой. Государству необходимо менять вектор внутренней политики, от слов о необходимости масштабного инвестирования в российский человеческий потенциал переходить к делу.

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей